Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Иоанн Златоуст, свт. Отрывок толкования на послание св. Иакова.

Отрывки толкований на Соборные Послания: на послание св. Иакова.

ГЛАВА I.

Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушение впадаете различна (ст. 2).

Скорбь — несокрушимыя узы, умножение любви, возбуждение сердечного сокрушения и богобоязненности. Послушай говорящего: аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение (Сир. II, 1). И Христос сказал: в мире скорбни будете, но дерзайте (Иоан, XVI, 33); и опят: узкая врата и тесный путь (Мф. VII, 14). Видишь, скорбь везде восхваляется, везде понимается, как необходимая для нас. Если во внешних состязаниях без нее никто не получает венца, прежде чем не укрепит себя трудами, осторожностью в пище, соблюдением закона, бодрствованием и тому подобным, то тем более здесь.

Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим его (ст. 12).

(Разумеется) достаточно успевший в том, чтобы переносить с радостью искушения, дабы дело было испытанным и терпение совершенным; совершается это само по себе, а не делается через другое. Посредством другого увещания старается расположить к исполнению предлежащего дела, говоря, что перенесший искушение блажен по обетованию. Так мужественно состязавшийся будет опытным мужем, во всем искушенным.

А явившемуся светлым из мрака дан будет венец жизни, приготовленный Богом для любящих Его. Так тот, кто переносит искушение, презирая труды и самую смерть, получит венец вечной жизни. Ты спрашиваешь, из чего приготовил Бог венцы жизни любящим Его? То, что приготовил Бог любящим Его, по величию божества не подлежит взору и слуху и не может придти даже на мысль человека.

Таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть (ст. 15).

При совершении греха, опьяненные удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдет и кончится, особенно Ю4и когда погаснет удовольствие, горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжете и острые боли служат причиною страданий, а после родов — успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А здесь не так: пока мы думаем и за-

1319

 

 

няты порочными мыслями, веселы и радуемся; а когда родим алое дитя, грех, тогда, видя позор рожденного, мучимся, тогда терзаемся более тяжко, чем рождающие жены. Поэтому убеждаю не принимать, особенно вначале, испорченного пожелания; а если и приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем нерадивы до этого, то совершенный грех нужно загладить посредством исповеди, слез и самообличения; ничто не бывает столь гибельно для греха, как сознание и осуждение.

Вера чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбел их, и нескверна себе блюсти от мира (ст. 27).

То есть: чем мы можем уподобляться Богу, это — милосердием и состраданием. Если этого не имеем, то лишены всего. Не сказал: если поститесь, бываете подобны Отцу вашему; нет ничего такого у Бога, не делает этого Бог,—а что? Будите милосерда, якоже Отец ваш, „иже на небесехъ“ (ό ἐν τοῖς οὐρανοῖς). Если этого не имеешь, то что имеешь? Милости овощу, а не жертвы (Мф. IX, 13).

ГЛАВА II.

Братие моя, не на лица зряще имейте тру Господа нашего Иисуса Христа славы (ст. 1).

Почему, говорит, ты много думаешь? Или почему другой презирает тебя? Разве все мы, большие и малые, не одно тело? Когда по существу мы одно и — члены друга, то что ты безумно гордишься, что стыдишься брата? Как он твой член, так и ты — его, и поэтому большая равночестность.

И не разсмотристе в себе и бысте судии помышлений злых (ст. 4).

Одно и то же должны думать друг о друге. Пришел бедный, будь к нему внимателен; не придавай большого значения в виду богатства; во Христе нет бедного и богатого. Поэтому не стыдись вследствие внешней обстановки, а прими по внутренней вере.

Слышите, братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищыя мира сего, богаты в вере и наследники царствия, еже обеща любящим его. Вы же укористе нищаго (ст. 5—6).

А мы, как будто потерпевшие большую обиду, так пренебрежительно относимся к просящим, отворачиваемся от них; не даешь чего-либо и причиняешь скорбь. Наказуйте, ска-

1320

 

 

зал Павел (2 Фессал. III, 15), как братьев (ἀδελφούς) „и не поносите, как врагов” (οὐχ ὑβρίζετε ώς ἐχθρούς) 1). Вразумляющий своего брата делает это не открыто, не показывает надменности, а наедине, с большим вниманием, скорбя и со слезами на глазах. Итак, мы даем от братской души, научаем по братскому расположению, не как скорбящие о даре, а сетующие о том, что он преступил заповедь, вопреки пользе. Если давая оскорбляешь, портишь удовольствие дара. А если не даешь и поносишь, то какое зло делаешь тому бедному, несчастному! Пришел к тебе, имея получить милость; получив смертельный удар, ушел и больше заплакал. Если вынуждается кто бедностью нищенствовать, а 8а нищенство подвергается оскорблениям, то смотри, какое наказание оскорбителю. Он прогневляет сотворившего его. Если Он оставил его в бедности ради тебя, чтобы ты помог ему, а ты оскорбляешь бедного (существующего) для твоей пользы, то какое это неразумие, какая в этом неблагодарность!

Не богатии ли насилуют вам, и тии влекут вы на судища? Не тии ли хулят доброе имя, нареченное на вас (ст. 6—1)?

Мужественно переносите любостяжание. Они (любостяжатели) губят себя, не вас. Вас лишают имущества, а себя—благоволения Божия и помощи; а лишенный ее, хотя бы владел всем богатством вселенной, беднее всех.

Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущий суд прияти (ст. 12).

Лучше устрашить вас словами, чтобы не скорбели на деле.

Хвалится милость на суде (сТ. 13).

Милосердие — прекрасное дело и защита (προστάτις) занимающихся им,— приятно Богу и всегда близ Него; когда хочет, легко испрашивает милости, только не совершалось бы нами несправедливо; а совершается несправедливо, когда делаем это ив похищенного, как будто это чисто; оно дает большое дерзновение оказывающим (ἀναπέμπουσιν) его; оно нужно и для оскорбленных — такова его сила — и для согрешивших. Оно разрывает узы, рассеивает тьму, погашает Огонь, умерщвляет червя, удаляет скрежет зубов. Для него—с большою уверенностью— открываются небесные врата. (И через несколько слов). (Оно) царица, делающая людей подобными Богу. Будите, говорит, милосерды,  якоже и Отец ваш, который на небесах (Лук. ѵи, Зв). Оно крылато и легко, имеет золотые крылья; полет его усла-

___________________

1) Вместо: μὴ ώς ἐχθρόν ήγεῖσθε, как читается обыкновенно в списках и переведено по-славянски: не аки врага имейте.

1321

 

 

ждает ангелов. Криле голубине посребрене и междорамия ея в блещании злата (Пс. LXVII, 14). Как некоторый голубь, золотой— живой (χρυσῆ καὶ ζῶσα), летит, имея приятный вид, кроткие глаза; ничего нет лучше этих глаз. Хорош павлин, но сравнительно с ним ворона. Смотрит всегда вверх; окружен великой славой Божией. Девица имеет золотые крылья; наряжена; имеет приятное, кроткое лице; она подвижна и легка, стоит у царского престола. Когда подвергаемся суду, внезапно выступает и является и избавляет нас от наказания, покрывая крыльями; ее более хочет Бог, чем жертв.

Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз покажу тебе от дел моих веру мою. Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют и трепещут (ст. 17—19).

Если верует кто правильно в Отца и Сына я Святого Духа, но не ведет правильной жизни, то ему нет пользы от веры во спасение. Поэтому если сказано: се есть живот вечный, да знают тебе единого истинного Бога (Иоан, XVII, 3), то мы не должны думать, что для спасения достаточно нам сказанного, а нужна чистота жизни и общественных отношений.

Большое и спасительное дело вера; без нее невозможно спастись; но делать это одно недостаточно, а нужна правильная жизнь. Поэтому Павел удостоившихся уже таинств увещевает, говоря: „постараемся" (σπουδάσωμεν) 1) войти в покой (Евр. IV, 3) тот,— постараемся, говорит, так как веры недостаточно, а необходимо присоединить жизнь и показать большое старание. Совершенно необходимо большое усердие, чтобы войти на небо. 'Если не удостоились земли столько перенесшие в пустыне, не могли получить земли, потому что роптали и потому что прелюбодействовали, то как мы удостоимся неба, живя равнодушно и нерадиво? Поэтому нам необходимо большое усердие. И опять: вера без дел мертва есть (ст. 26).

И справедливо: как прекрасное и цветущее тело, если не имеет силы, подобно бывает живописным изображениям, так и правильная вера без дел.

___________________

1) Σπουδάσωμεν в сп. новозав. текста отсутствует.

1322

 

 

ГЛАВА Ш.

Не мнози учители бывайте, братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем (ст. 1).

Так как учение без применения к делу не только не полезно, но и приносит большой вред и осуждение проводящему свою жизнь без внимания, то, уничтожая ревность не желающих трудиться, запрещает учить тем, которые учат, не выполняя своего учения на деле, и изрекает большое осуждение. Если этого нет, (такой) подлежит наказанию, равно как и совершен (тот, который) не погрешает в деле и слове научения; он может обуздать и все тело. Если учит этому и определяет веру правильными словами вместе с светлыми делами, соответствующими вере, то такой обуздывает, очевидно, свое тело, не позволяя ему соблюдать любви к миру.

Такожде и язык мал уд есть и велми хвалится. Се мал огнь, и коль велики вещи сожигает. И язык огнь, лепота неправды (ст. 5—6).

Итак блюди язык больше девицы. Язык — царский конь. Если вложишь в него удила и выучишь ходить ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь необузданным (и позволишь) нестись и скакать, то будет колесницей диавола и демонов.

Языка же никтоже может от человек укротити, неудержимо бо зло, исполнь яда смертоносна (ст. 8).

Язык острый мечь; но не другим причиняем раны, а отсекаем наши нагноения.

Кто премудр и худог в вас, да покажет от доброго жития дела своя в кротости и Премудрости (έν πραΰτητι σοφίας) (ст. 13).

Очистим нечистоту от душевных унией. Как грязь и пыль — в отношении телесных ушей, так житейские, нескромные разговоры, расчеты прибылей и роста больше всякой грязи затрудняют слух разумения, и не только затрудняют, но и делают нечистым.

ГЛАВА IV.

Приближитеся Богу и приближится вам: очистите руце грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии. Постраждите и слезите 1): смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование (ст. 8—9):

_________________

1) Καὶ κλαύσατε = и плачитеся отсутствует.

1324

 

 

По совершении греха обращающийся к покаянию заслуживает не скорби, а блаженств в сонме праведных. Говори ты первый грехи твои, чтобы оправдаться. А если, сделав грех, ни* не стыдится, то достоин сожаления (и) не столько потому, что пал, сколько потому, что павши лежит. А . если худо отсутствие покаяния в грехе, то какого наказания заслуживает превозношение грехами? Если превозносящийся добрыми дедами не чист, то делающий это с грехами какое может получить прощение?

ГЛАВА V.

Приидите ныне богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших, грядущих па вы. Богатство ваше изгни и ризы вашя молие поядоша. Злато ваше и сребро изоржаве (ст. 1—8).

Обратимся к тесному пути. Доколе утеха? Доколе покой? Не насытились ли беззаботностью, смехом, пением? Не будет опять тех же яств, насыщения, роскоши, богатства, покупок и построек. И какая польза? Смерть. И какой конец? Зола и пепел, гроб и черви.

Возвеселистеся на земли и насладистеся: упитасте сердца ваша аки в день заколения (ст. 5).

Что же? Воспрещена роскошь? И очень. Как же создана для пользования? Так, как и хлеб создан, а неумеренность запрещена; н вино создано, & невоздержность не дозволена. Повелевает избегать роскоши, не как чего-то нечистого, а как расслабляющей, вследствие неумеренности, душу. Всякое творение Божие хорошо и ничто не отвергается, будучи принимаемо с благодарностью.

Долготерпите и вы, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися (ст. 8).

(Говорит) о долготерпении в отношении друг к другу, о терпеливости в отношении к внешним. Долготерпит кто-либо тем, от не кого возможно защититься; а терпит тех, от кого нельзя защититься. Поэтому в применении к Богу никогда не употребляется терпение, а долготерпение—многократно. Нели и кажутся здесь оставленными, но там будут наслаждаться большою славою. А если увидят те, которые превозносятся, наказываемых ими, презираемых, осмеиваемых стоящими близ Бога, то восплачут и возрыдают, когда приведет в такую славу жалких, несчастных, терпевших бесчисленные бедствия и веровавших.

1324

 

 

Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою (ст. 12).

Как не (клясться), если кто-либо требует клятвы и указывает необходимость ее? Страх Божий пусть будет сильнее этой необходимости. Если будешь ссылаться на такие основания, то не исполнишь повеленного. И относительно человеческих законов никогда не осмелишься ссылаться на это, и не скажешь, а волей-неволей согласишься с написанным. Или иначе — никогда не подчинишься необходимости. Кто прежде слышал о блаженствах и расположил себя так, как повелел Христос, никогда, ни в каком случае, не подчинится такой необходимости, будучи во всем совестливым и честным. Что лишнего в словах: ей, ей и ни, ни? Клятва не для клятвопреступления; этого клятвопреступления никто не должен знать, потому что оно от лукавого, есть лишнее и даже противоположное; излишнее и большее есть клятва.

Илия человек бе подобострастен нам и молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть. И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой (ст. 17—18)

Чтобы хотя так, томимые голодом, поспешили к Владыке, чтобы голод сделался для них побуждением к спасению; ничто, говорит, не может научить, как голод, тому, чтобы мы, хотя так научаемые, прибегли к Творцу. (И через несколько слов). Вышло слово пророка и тотчас воздух изменился; небо сделалось медным, не изменяя природы, но удерживая энергию. Тотчас стихии приняли другой вид. Слово пророка упало, как сильный огонь, на пространства земли и все тотчас высохло, все опустело и исчезло.

Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины и обратит кто его, да весть, яко обратимый грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (ст. 19).

И как нужно обращать? Как у земледельцев семена сеются разом, но не остаются навсегда, а нуждаются в большом уходе. Если не покроют брошенных семян, подняв землю, то сеяли для кур и всех птиц, собирающих семена. Так и мы, если не укроем посеянного постоянным вниманием,—и диавол расхитит, и наше нерадение погубит, и солнце засушит, и дождь потопит, и терние заглушит. Таким образом раз посеявшему нельзя удалиться, а нужно долго оставаться на месте, чтобы отгонять птиц небесных, вырывать терние, в каменистых местах подкладывать землю,

1325

 

 

предотвращая, устраняя и уничтожая все вредное. Но на этой земле все зависит от земледельца, так как эта земля бездушна, будучи готова только страдать. А на духовной земле не так. Не от учителей все зависит, а если не больше, то на половину от учеников. Наше дело — бросать семена, а ваше— исполнять (наши) слова.

 

_________


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.