Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Богослов Назианзин, святитель

Григорий Богослов, свт. Слово 13, произнесенное при рукоположении Евлалия в епископа Доарского.

Примите, братия, слово мое, хотя оно весьма кратко и далеко от совершенства. Но Владыка Бог знает, как праведным судом взвешивать милость; ибо приемлет и Павлово насаждение, как Павлово, и Аполлосово напоение (1 Кор. 3, 6), и две лепты вдовицы (Лук. 21, 3), и смирение мытаря (18, 13), и Манассиино исповедание (2 Пар. 33, 13). Примите и вы новосоставленное слово о новопоставленном пастыре. Примите глас благодарения за видимые нами чудеса. Хотя мы малы и последние в сынах Израилевых, но благодарить богато ничто не препятствует и малым. Конечно, совершеннейшие воз-

1) Учение о Божестве Духа Святого.

202

 

 

дадут Богу и хвалу совершеннейшую, а мы принесем ему ныне, какую можем.

Итак, воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори (Пс. 97, 1)! Мы были обуреваемы волнами, побораемы, изгоняемы; одни бедствия уже угнетали нас, а другие угрожали нам. Кто же переменил бурю в тихий ветер? Кто сокрушил оружие, меч и брань? Кто принял нас, изгнанных и отверженных? Не Ты ли, Боже, сотворил сие? Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Пс. 23, 8), — Он рассек море, Он питал в пустыне народ бегствующий, послав ему чудный дождь 1), Он источил воду из камня, Он победил Амалика неизъяснимым и таинственным воздеянием рук (ибо руки священника, воздвигаемые на горе и принимающие молитвенное положение, совершили то, чего не могли сделать многие тысячи); Он разрушил стены без стенобитных орудий и битвы; скажу, наконец, Он низложил Голиафа, гордого и надменного потомка исполинов, дерзнувшего выйти против великого Давида. Посему скажем единодушно: благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их. Поток прейде душа наша, яко птица избавися от сети ловящих (Пс. 123, 4, 6, 7); присовокупим и прочее, что вещает душа, обрадованная великим даром Божиим.

Я шел, чтобы принести не меч, но мир. Я шел не к посрамлению великого Пастыря 2), который председательствует в славном городе 3). Знаю, что он достопочтен, признаю его главой, именую святым, хотя и потерпел обиду; пусть он только будет чадолюбив и печется о своей Церкви. Я старался увеличить, а не сократить число иереев; низложить еретиков, а не уменьшить число православных.

Что говоришь ты, сын Дафана и Авирона 4), не вразумляющийся вождь, осмелившийся восстать против Моисея и поднять на нас руки, как те отверзали уста на великого раба Божия? И ты не пришел в ужас? Ты не устыдился? Не рассыпалась плоть твоя по земле, когда злоумышлял сие? И после сего будешь простирать те же руки к Богу, станешь приносить Ему дары, молиться о народе? Боюсь, чтобы меч Божий

1) Манну.

2) Василия Великого.

3) В Кесарии.

4) Сии и последующие слова относятся к Анфиму, Епископу Тианскому, который был во вражде с Василием Великим.

203

 

 

и до того не остался в бездействии и покое. Ты пастырю своему не сделал ничего важного, а себе причинил весьма много вреда, отчуждив себя от благодати Божией.

Теперь приступи, лучший и совершеннейший из пастырей 1), и вместе с нами или еще прежде нас прими народ свой, который поручил тебе Дух Святой, который приводят к тебе ангелы, который приобрели тебе твоя жизнь и добрые нравы! Не удивляйся же, что наследуешь престол при различных искушениях и препятствиях. Ничто великое не бывает без искушения и испытания; ибо по естественному порядку маловажное сопровождается удобством, а высокое трудностью. Ты слышал сказавшего, яко многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное (Деян. 14, 22), скажи и сам: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). О чудо! Вечер водворися плач, и заутра радость (Пс. 29, 6). Пусть кричат враги и расширяют уста, как псы, которые лают по-пустому, а мы не будем вести брани. Учи поклоняться Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому, в трех Ипостасях, в единой же славе и светлости. Погибшее взыщи, немощное укрепи, крепкое снабди (Иез. 34, 16). Мы ожидаем от тебя такого же благоискусства в делах духовных, какое ты, как известно нам, имеешь в мирских. Итак, прими от высших вождей совершеннейшее вооружение, посредством которого возможешь стрелы лукаваго разженныя угасити (Ефес. 6, 16) и представить Господу люди избранны (Тит. 2, 14), язык свят, царское священие (1 Пет. 2, 9), во Христе Иисусе Господе, Которому слава во веки. Аминь.

 1) Речь обращена к Евлалию.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.