Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 084. К Феодору монаху

Я просил твое благочестие, чтобы ты, оставив похвалы мне, более молился, чтобы мне как-нибудь не уклониться от Бога; а ты, не знаю — по какому побуждению, высказал еще больше похвальных слов. Не так, отец, не так. Разве ты не знаешь, что я. несчастный грешнее всех людей? Я даже не знаю, как я, по милости Божией, удостоился продолжать жизнь под Его покровом. Посему боюсь, чтобы Он воззрев на совершающемся исповедническом браке, не увидел меня неодетым в брачную одежду, т. е. одежду чистоты, и не сказал служащим ангелам: связавше ему руце и нозе, возьмите его, и вверзите во тьму кромешную, как недостойно вторгшагося в число исповедников Моих (Мат. 22, 15). Итак, зная это, лучше оплакивай меня, отец, и молись, чтобы этого со мною не случилось. Впрочем, об этом довольно. Касательно слов: διὰ и ἀνὰ, сказанных Василием великим, т. е. в предложенных суждениях об иконе, мне кажется, что святой не выражался так или иначе, но это ошибка от переписки; впрочем, то и другое выражают

226

 

 

один и тот же смысл. Именно «чествование образа восходит (ἀναβαίνει) к первообразу»; (1) это справедливо по отношению и к естественному образу, и к художественному; ибо восхождение означает не что иное, как то, что одинаковая честь принадлежит (первообразу) и художественным (образам) с различием по существу, а естественным одинаковая и по существу. Так сама истина сказала: отметаяйся вас Мене отметается, отметаяйся же Мене отметается пославшаго Мя (Лук. 10, 16). Естественный образ Бога и Отца есть Сын, а художественный образ Сына, равно как и Отца, мы, т. е. творческий; ибо Творцом и художником всего называется Бог. А у святого Василия разумеется художественное изображение, написанное на картине; и в этом отношении надобно принимать за одно и тоже нас, созданных по образу Божию, и образ, начертанный нами искусственно на картине. Притом наш вид в этом подобии имеет гораздо ближайшее сходство с нами, равно как и Христов с Ним, нежели наш образ с Богом; потому что расстояние между Богом  и людьми беспредельно; ибо Он не создан, непостижим, неописуем, и тому подобное, а люди — тварь, тело, описуемы, и тому подобное. Человек и изображение человека, оба суть творения, хотя есть различие у того и другого творения по существу. Вот к чему привело

_________________________

(1) К Амфил. о св. Духе, гл. 18. В русск. перев. 1846 г. часть 3 стр. 300.

227

 

 

твое предложение; оно показало нам на основании божественного изречения, что с отвержением иконы отвергается сам (Христос), а с отвержением самого Христа отвергается Отец, пославший Его; и оказываются иконоборцы не только отступниками от Христа, но и втройне отступниками. Что же касается до слова: διαφαίνει (переходит), то перехождение ведет к одному и тому же с восхождением. Господь сказал: восхожду (ἀναβάινω) ко Отцу Моему (Иоан. 20, 17); и Моисей: прешед (διαβὰς) увижду (Втор. 5, 25). В обоих случаях движение одного вида, а не кругообразное которое-нибудь из них, и не извилистое, и если различно по направлению, то не по свойству. Есть, говорят, семь родов движения; восхождение, если выразить его знаком, имеет такой вид: | ; а перехождение такой: - - -. Посему у обоих, как сказано, одинаковый вид; ибо черта, по-философски, есть знак их. Какое отношение имеет верхнее к нижнему, такое же и правое к левому, так что восхождение и перехождение ведут к одному и тому же. Если эти слова удовлетворительны, то благодарение Богу и Слову; а если нет, то, умнейший, научи меня несведущего.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.