Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 040. К Навкратию сыну

40. К НАВКРАТИЮ СЫНУ (1).

Ты всегда имеешь обыкновение делать большое предисловие в письме, собирая нам недостойным множество похвал, которые несправедливы, но служат выражением дружеской расположенности. А я пишу кратко. Что же именно? Да здравствуешь ты в Господе, брат мой, более и более воспламеняясь любовию Христовою, чтобы переносить бедствия ради Него и не опускать ничего по беспечности! Да будет у тебя и такая горячность, чтобы тебе воспевать вместе с святым Давидом: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже (Псал. 41, 2)! А действительно воспевать это может тот, кто имеет сердце чистое, или очищаемое; ибо „где очищение, там озарение”, как говорит Богослов 2. Как блаженна та душа, для которой терпеть все ради Христа весьма вожделенно, а всякое плотское дело отвратительно! Молись, брат, чтобы мне обонять такое благоухание, испытав страдания. Это — первая часть речи. Вторая — об Анатолии. Как прискорбно для меня его падение! Впрочем, я с удовольствием принял твое врачевание. Позаботься еще о нем по братской расположенности. Третья — о предме-

_________________

(1) Писано в 816 году по Р. Хр.

(2) Григ. Богосл. Слово на святые светы. В русск. перев. 1844 г. Часть 3. стр. 258.

132

 

 

тах, предложенных тобою. 1) Если православный, обличенный в не общении (с еретиками), перекрестится (и скажет им): „я имею общение”, тогда как еретики не требовали от него ничего другого; а сам он тайно имел в мыслях: „я имею общение с православными” это — не приспособление к обстоятельствам, но измена истине. Ему епитимия в половину против того, кто всецело вступал в общение с ересью; а какая именно, излишне было бы повторять одно и тоже дважды, когда уже было об этом спрашиваемо и отвечаемо. 2) Если кто, по убеждению нечестивых, пред глазами их выдаст пресвитера, который укрывался касательно православного догмата и не поминал еретика, а между тем станет от него причащаться святых тайн, то и он, как изменник истине, должен подвергнуться епитимии — отлучению от святых тайн на год. 3) Если кто, побожившись, что он не покланяется божественной иконе и не принимает православного монаха, но после клятвы, сознав свое падение, раскается и станет тайно покланяться, то это — тяжкое падение; он уже сделался отступником от Христа, Богородицы и святых; посему должен быть отлучен от святых тайн на три года, при великом снисхождении. 4) Если кто из страха замажет икону Христа или кого-либо из святых, тот должен быть отлучен от приобщения на год. 5) Если какой-нибудь священник пред всеми поминает еретика, а наедине, быв приглашен

133

 

 

кем-либо из православных в часовню, притворяется, будто он не поминает еретика, то следует ли истинному христианину молиться в такой часовне? Нет. 6) Может ли кто-нибудь в случае собственной епитимии по справедливости принимать кого-либо себе в сообщество для облегчения епитимии? Относительно приобщения — нет, а относительно прочего это не запрещается. Впрочем, в милостынях он не может сам собою убавить что-нибудь из назначенного. Ибо налагающий епитимию, конечно, знает и лице и время и внешние обстоятельства, чтобы назначить облегчение. Ограничить же это пределом, при существующих случайных правилах, невозможно, как сказал сам Василий великий. Ибо, предоставляя епископу власть прибавления или уменьшения (епитимии), он постановил правило не на основании необходимости или неизбежности, а применяясь к случайности, так что назначающий ее должен смотреть, как назначает.(1) Так и я смиренный не определительно, а но требованию или в виде совета, как я часто говорил, отвечаю на предложенные мне от тебя, или от кого-либо другого, вопросы. Впрочем, молись о моем смирении, помогая посильно ратоборствующим по делам студийским, сколько и где ты можешь в Господе. Брат Николай приветствует тебя.

________________

(1) К Амфил. пр. 74. В русск. пер. 1818 г. Ч. 7. стр. 108

134


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.