Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 039. К Афанасию сыну

Между прочим и то в настоящие дни благо для нас, подвизающихся за истину Божию, что мы часто слышим голос друг друга посредством писем и сообщаемся сердечными чувствованиями. Ибо видишь, возлюбленный брат, как письма приходят почти каждый

127

 

 

день, соединяя нас сильнейшей любовью. Посмотри, сколько благ доставило гонение ради Христа, и еще может доставить, если найдет нас пламеннейшими в последствии, не боящимися ничего человеческого, но готовыми потерпеть богоподобные страдания, в которых подвизаешься и ты сам, переводимый туда и сюда. Но благо будет тем, которые помогают и соучаствуют в твоих подвигах; их я уже хорошо оправдывал и еще буду оправдывать. Перехожу к вопросу, оставляя опровержение тех похвал за дары, которыми ты превозносишь меня, чтобы не показалось, будто я сочувствую этим похвалам. Я чужд всего доброго. Итак, когда великий Василий, свет мира, произнес приговор, то кто из имеющих ум как-нибудь осмелится противоречить? Он находится в одном из аскетических вопросов, как ты указал, именно: «надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное?» На это он отвечает: «сего не дозволяют слова Господа нашего Иисуса Христа, который решительно сказал, что ложь от диавола (Ин. 8, 44), не показав никакого различия во лжи; и апостол также свидетельствует, написав: аще и подвизается кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися (2 Тим. 2, 5) (1). Это — слова отца. Ты же говоришь, что в этой главе замечается, что вопрос о пользе (лжи), а не о необходи-

________________

(1) Вопр. 76. В русск. перев. 1847 г. Част. 5. стр. 252 и 253.

128

 

 

мости; ибо то и другое — не тожественно; а между тем в другой главе тоже светило говорит, что за друзей должно полагать душу до смерти, будет ли друг грешник или праведник (1); так что у тебя рождается недоумение, следует ли отнюдь не лгать даже и в крайних случаях, угрожающих брату смертью, или полагать за него душу свою; ибо если я не солгу, говоришь ты, то друг умрет, а, солгав, я подвизаюсь незаконно и отпадаю от Бога. Действительно, этот предмет и во мне рождает недоумение и, я думаю, во многих. Впрочем, постараюсь, сколько могу, дать ответ любви твоей, при помощи Божией. Что полезное и необходимое, по изложенному замечанию, не тожественно, это истинно. Ибо первое случайно; например, полезно беседовать мне с таким-то о том-то, но, хотя бы я и не стал беседовать, он, может быть, достигнет искомого. И еще: полезно, чтобы такой-то обратился, но, хотя бы я сегодня и не обратил его, он, может быть, завтра обратится. Таково полезное, т. е. случайно. А необходимое — неотменно; оно отнюдь не может быть допускаемо так и иначе; например, если я не принял таинства, то невозможно, чтобы я не крестившись получил спасение. И еще, если я скажу: я могу не дышать и жить, — это ложь; ибо необходимо дышать, без чего невозможно и жить. Итак, заповеди Божии из-

_______________

(1)Вопр. 176. Там же, стр.298.

129

 

 

речены неложными устами в значении необходимом и по необходимости должны быть соблюдаемы, а не извращаемы так, чтобы можно было то соблюдать их, то нет, или такому-то соблюдать, а такому-то нет, или иногда соблюдать, а иногда нет, но — всегда, всяким лицом и во всякое время. Посему и сказал великий Василий: „не показав никакого различия во лжи, а так что ответ касается необходимого, хотя вопрос предложен как бы о случайном; ибо полезное и случайное, как я сказал, тожественно. А после что будет, спрашиваешь ты, в случае, если брат умрет от того, что я не решился солгать? Но это, я думаю, не ложь; для чего представлю какой-нибудь пример на себе самом. Приходит ко мне девица, преследуемая каким-нибудь развратником, и просит: не открывать развратнику, если он спросит, не у тебя ли я скрываюсь, потому что он непременно растлит меня. Итак, когда развратник приходит и спрашивает: “не пришла ли девица сюда к тебе?”, если я говорю: нет, то не лгу, так как не имею в мыслях, будто у меня нет девицы, но умолчанием выражаю, что он не совершит у меня этого зла. Еще другой пример: вручает кто-нибудь мне меч, которым хочет умертвить самого себя, и потом пришедши требует его от меня. Тогда, если я скажу, что не знаю и не получал его, я не солгу; ибо я говорю: не знаю и не получал, чтобы отдать тебе меч для убийства;

130

 

 

иначе, если я скажу: да, то девица подвергнется растлению и вручивший мне меч умертвит себя; а это — зло. Зло же не от добра, а от лжи; ибо отец лжи — виновник зла. Напротив, девице не подвергаться растлению и отдавшему меч не умерщвлять себя, это — добро; добро же есть истина; ибо Бог — благость и истина. Итак, найдено, что казавшееся ложью есть несомненная истина. Таким образом и душу я положил за друга в том, что казалось ложью, и заповедь с той и другой стороны осталась ненарушенною, получив исполнение не во лжи, а в истине. Впрочем, не должно делать это ради себя самого, чтобы мне не умереть; ибо здесь ложь. Также отнюдь не должно божиться для спасения или себя самого или другого; ибо это — явное преступление. Так это мне кажется. Так и Сарра сказала Авимелеху: сестра есм Аврааму (Быт. 12, 13). И пророк Иеремия вопрошавшим его начальникам: что глагола тебе царь, отвечал одно вместо другого, как внушил ему царь по страху смерти, и в то время его собственной (Иер. 38, 25 — 27). И в изречениях отцов содержится то же самое. Если же что-нибудь найдешь ты сам от себя, или от другого, не откажись сообщить нам для познания истины и просвещения темного ума нашего. Страждущего вместе с тобою приветствую. Находящийся со мною приветствует тебя.

131


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.