Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 215. К Мефодию монаху

Сколько твое почтенство желает видеть наше смирение, столько же, будь уверен, и мы желаем личного собеседования; но так как написано: ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога (Рим. 9, 16), то надобно Ему предоставить это желание и на Него возложить попечение; и Он сотворит, когда будет Ему угодно, волю боящихся Его

553

 


(Псал, 144, 19). А теперь нужно отвечать надлежащим образом на вопросы, предложенные духовными братьями нашими Иларионом и Евстратием, при посредстве твоего благочестия. Но чтобы имеющее быть сказанным было удобопонятнее, пусть наряду с каждым из предложенных вопросов помещается и ответ.

Вопрос 1. О пресвитерах, рукоположенных в Риме, в Неаполе и Лонгобардии, и отпущенных без извещения о них; следует ли принимать таких и иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе молиться?

Ответ. Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий и святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И теперь, видим, совершается тоже самое при настоящей ереси. Итак вышеупомянутые, если явно не осуждены, отнюдь не должны быть отвергаемы за то, что рукоположены таким образом, а должны быть принимаемы с соблюдением четырех предложений.         ,

Вопрос 2. О пресвитерах, рукоположенных в чужой области, в Сицилии; следует ли принимать таких?

Ответ. Этот вопрос подобен предыдущему, хотя и отличается от него в отношении к месту. Очевидно, что на него нужно сделать подобный и ответ.

554

 

 

Вопрос 3. О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими; можно ли входить в них для молитвы и псалмопения?

Ответ. Отнюдь не должно входить в такие церкви для вышесказанных целей; ибо написано: се оставляется дом ваш пуст (Мат, 23, 58). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел хранитель тех мест, по словам великого Василия (1); и такой храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец, в церковь лукавнующих (Псал. 25, 5). И апостол говорит: кое сложение церкви Божией со идолы (2 Кор. 6, 16)?

Вопрос 4. О церквах, оскверненных теми же священниками, но не занимаемых ими; можно ли петь и молиться в них?

Ответ. Можно входить в такие церкви . для пения и молитвы, если только они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда. Впрочем, на этот случай постановлено, чтобы совершалось открытие церкви не совратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы. Если это будет сделано, то и совершать литургию там не запрещается. Примером служит святой Афанасий, который, когда Император Констанций просил от него одной милости — предоставить Арианам один

__________________

(1) Письм. 230. В русск. перев. 1848 г. Част. 7, стр. 178.

555

 


храм в Александрии для собраний, соглашался на это, если и он получит такую же милость, чтобы в Константинополе православные могли собираться в одном храме, занимаемом Арианами.

Вопрос 5. О мощах святых; можно ли входить в их усыпальницы, и молиться, и покланяться им, если они заняты нечистыми священниками?

Ответ. Правило не позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такие усыпальницы; — ибо написано: вскую свобода моя судится от иныя совести (1 Кор. 10, 29); — разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти.

Вопрос 6. О принявших монашеский образ от нечистых священников; как нужно принимать таких?

Ответ. Нужно принимать их, когда исповедуют, что они согрешили, и будут под епитимиею некоторое время, и таким образом будут запечатлены не совратившимся священником.

Вопрос 7. О подписавшихся и имевших общение стою же ересью монахах и клириках; как нужно принимать таких, без епитимии или с епитимией? Если они обещаются больше не священнодействовать, то можно ли нам налагать епитимии на них?

Ответ. Очевидно, что с надлежащими епитимиями; ибо не оказавшие плодов покаяния как могут быть достойны присоединения к

556

 


православному телу? Назначать же таким епитимии и нам не предосудительно; ибо написано: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Вопрос 8. О монахах, которые безразлично обращаются со всеми встречающимися, молятся и вкушают пищу вместе сними; можно ли допускать таких   трапезе и псалмпению?

Ответ. Когда апостол заповедует отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас (2 Сол. 5, 6), то как вы сами по себе не благорассудили? Итак, если они будут воздерживаться от греховной привычки, подвергшись и надлежащей епитимии, то могут быть принимаемы. Впрочем, надобно наблюдать, кто те, которых вы называете встречающимися, еретики ли, или явно предосудительные по жизни? О таких говорит апостол: аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, и пр., с таковым ниже ясти (1 Кор. 5, 11).

Вопрос 9. О пресвитерах, вкушавших пищу вместе с еретиками однажды или дважды, но не вступавших в общение с ними, или не подписавшихся, или не служивших вместе сними; можно ли допускать таких к общей трапезе и псалмопению, с печатью (благословения), или без печати?

Ответ. Касательно таких надобно наблюдать: вкушавшие пищу священники с священ-

557

 


никами ли еретиками, или с мирянами вкушали пищу, и с известными ли или православно мыслящими, но имеющими общение с еретиками? Касательно священных лиц суд строже. Но тех и других, но надлежащем раскаянии, можно допускать к общению и в соли, и в молитвах, и в печати.

Вопрос 10. О мирянах, подписавшихся под ересью и имеющих общение с нею; можно ли с такими мирянами православным мирянам вместе вкушать пищу?

Ответ. Безразличие — причина зол. Между нечистым и чистым не разделяху, говорится в Писании (Иезек. 22, 26). Посему, если православные имеют ревность, то им не следует допускать таких до вкушения пищи вместе, пока они наперед не подвергнутся епитимии за нечестивую подпись и не откажутся от общения с еретиками. Но так как некоторые оскверняются общением с еретиками по стеснительным обстоятельствам, избегая опасностей, то можно допускать их до вкушения пищи вместе, если они исповедуют, что делали это случайно, и раскаиваются; впрочем и тогда не безразлично, а с некоторыми, соответствующими обстоятельствам, условиями, приносящими и тем и другим пользу, а не вред душевный.

Вопрос 11. О желающих креститься, когда не находится священника православного или безукоризненного; можно ли им креститься от священников, имеющих общение с ере-

558

 


тиками, или таких, о которых не было извещения, особенно когда угрожает смерть?

Ответ. Здесь изречено исповедниками, иерархами и игумнами, такое правило: пресвитерам, устраненным от священнослужения за общение с еретиками, когда не находится несовратившегося священника, дозволяется и крестить и преподавать святые тайны, прежде освященные невиновным священником, также преподавать монашеский образ, совершать молитвословие при погребении, читать евангелие на утрени и благословлять богоявленскую воду, по причине стеснительных обстоятельств, как сказано, дабы народы не оставались совершенно без слушания евангелия и непросвещенными. Если вам нравится, то пусть соблюдается это правило и в тамошних местах.

Вопрос 12. О совратившихся и прибегающих с раскаянием; позволительно ли нам налагать на таких епитимии, или принимать их?

Ответ. В вышеизложенном уже объяснено, что можно налагать; напрасно дважды повторять одно и тоже.

Вопрос 13. Если епископ, впадший в преступление, будет низложен собором, а потом, после низложения, рукоположит пресвитера, и этот пресвитер, прибыв в монастырь, примет от своего игумена епитимию на время и после того станет священнодействовать; то желаем знать, можно ли принимать такого священника, если он не виновен?

559

 

 

Ответ. Так как здесь явная нелепость, то вам не следовало бы и спрашивать о таком преступлении. Ибо Христос сказал: не может древо зло плоды добры творити (Мат. 7, 18). Посему, хотя бы такой от какого-либо святого, а не только что от своего игумена, принял епитимию, он не разрешается к священнослужению. Он — не священник, и разрешивший его — не святой; иначе ниспровергнутся и исчезнут все канонические постановления.

Вопрос 14. О пресвитерах, рукоположенных православными, не подписавшихся и не имевших общения, но только вкушавших пищу вместе с Митрополитом Григорием.

Ответ. В вышесказанном предложено суждение об этом. Так, с Григорием ли, или с кех-либо другим из иноверных, было это вкушение пищи, вкушавший ее, по надлежащем раскаянии, разрешается от вины не только ко вкушению пищи вместе с несовратившимися, но и к священнодействию, которого он удостоен. Меры же епитимии определенно назначить невозможно, по свойству лица и нрава; достаточно нести ему епитимию в продолжении двух или трех четыредесятниц.

Вопрос 15. О пресвитерах, также рукоположенных православными и по неведению вкушавших пищу вместе с пресвитерами, вкушавшими ее вместе с тем же митрополитом.

Ответ. Написано: всякой грех, совершен-

600

 


ный по неведению, очистится (Левит, гл. 4). Такимо бразом они не подлежат никакой епитимии.

Вопрос 16. О пресвитерах православных, именно Иларионе и Евстратие монахе; имеют ли они власть назначать епитимии?

Ответ. Выше сказано, что им можно назначать ее. Но так как вопрос выражает, должно ли и не имеющему священства назначать ее за неимением пресвитеров и по вере приступающего, то (скажу, что) не противно правилами простому монаху назначать епитимии.

Вопрос 17. О монахе, принявшем священный образ по неведению от пресвитера, рукоположенного низложенным (епископом).

Ответ. В другом ответе сказано, что всякой грех, совершенный по неведению, очистится. Посему не следует отвращаться от вкушения пищи вместе с такими ни отчего другого подобного, способствующего общению и дружбе.

Это мы по возможности объяснили тебе, как единодушному и сподвижнику нашему. А ты осторожно передай спрашивавшим братьям. Не всех бо есть вера (2 Сол. 3, 2), и не для многих изложено, это, не только по неразумию беззаконных, но и по причине искушений от властителей. За посылки же многие и прекрасные, которые прислали благочестивейшие люди, да получат они воздаяние от Бога, и эти две корзиночки (посылаются) на память

601

 


дружбы. Будьте здравы в Господе, почтеннейшие, молясь и для нас грешных о лучших и придержащихся спасения (Евр. 6, 9).


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.