Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 169. За Евстратия игумена

169. ЗА ЕВСТРАТИЯ ИГУМЕНА2.

Предложение, кажущееся тебе здравомысленным, почтеннейший, — не говорю о прочих твоих предшествующих и последующих вы-

___________________ 

(2) Заглавие этого письма в подлиннике: Феодор за (ύπέρ) Евстратия игумена

438

 

 

ражениях, как необдуманных и странных, —  буквально таково: «Христос, истинный Бог наш, имеет два естества, две воли, два действия, но одно лице из двух естеств; чье же лице я буду изображать на иконе?» Так как ты спрашиваешь: какое лице? — то послушай внимательно. Принявшее вид; ибо безвидный образ ипостаси Отца (Евр. 1, 3) принял наш вид. Подлежащее времени; ибо вечный принял временное состояние. Имеющее глаза, уши, нос, уста, ланиты; ибо не имеющий внешнего образа образом обретеся якоже человек (Фил. 2, 7). Подвергавшееся лобзанию; ибо необъятный был взят и лобзаем предателем (Мф. 26, 49). Подвергавшееся заушению; ибо неприступный, став доступным, получал удары от служителя (Ин. 18, 22). Висевшее на кресте; ибо бессмертный, преклонь главу, предаде дух (Ин. 19, 30). Не два лица означаются этим, — да не будет такого нечестия! — но одно лице, состоящее из двух и в двух естествах нераздельно и неслитно. Посему и говорит святой апостол: о Сыне своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по духу святыни (Рим. 1, 3. 4). Выражением по плоти он показал тебе то, что Иисус Христос описуем или изображаем на иконе, а словами по духу святыни то, что Он же неописуем; на этом основании все богоносные отцы весьма ясно называют Его описуемым и неописуемым, види-

439

 

 

мым и невидимым, временным и вечным. Если же ты не допускаешь этого, то твое предложение есть иудейское. Как ты, говоря, что Христос из двух естеств, называешь Его только неописуемым? Это указывает на одно естество Его. Если же Он из двух, то следует назвать Его описуемым и неописуемым. Таким образом ты противоречишь сам себе. Если тебе Он кажется только неописуемым, то это свойственно и Манихею, лишающему Слово человечества; ибо не имеющий его неописуем и неизобразим; то и другое одинаково. Или опять как ты причащаешься тела и крови Христовой, тогда как Он по твоему  мнению неописуем, а то, чего ты причащаешься, описуемо? Или не причащайся, почтеннейший, или причащаясь исповедуй, что причащаешься описуемого тела и крови описуемого Христа, дабы тебе не оказаться Павлианином, как будто причащаясь простого человека, а не воплотившегося Бога. Итак по истине несомненно следует, что изображающий Христа не есть боготворитель человека по Несторию, или боготворитель твари по Арию, как ты невежественно пустословишь, но вполне истинный православный христианин; равно и не изображающий Его согласно с тобою есть Манихей и вместе Павлианин, первое потому, что названием неописуемого представляет Его чистым Богом, воплотившимся призрачно, а второе потому, что при том же названии неописуемого причащается тела и крови Его, как

440

 

 

простого человека, подобно Павлу (Самосатскому), а не Бога, истинно вочеловечившегося.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.