Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 160. К Григорию сыну

О чем в прежнем письме сказано было какбы мимоходом касательно святейшего митрополита халкидонскаго и отца нашего, о том теперь будет сказано обстоятельнее. Скажи ему, в почтительном к отцу разговоре, что? —  то, что непременно, по изречению апостола, когождо дело, яково же есть, огнь искусит: и его же аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет, а его же дело сгорит, отщетится, сам же спасется такожде, якоже огнем (1 Кор. 5, 13. 14).

405

 


Спрашиваю: выражение сгорит означает ли совершенное истребление или нет? Если несомненно первое, как в одном месте говорит и Григорий Богослов, следуя Павлу, и здесь разумеется конечный огонь, которым все наше испытывается или очищается, то для чего смущать ум слушателя, будто святой Максим не хорошо сказал, что есть три воскресения, которые признает Церковь? «Одно, свойственное каждому в отношении к добродетели, в котором восстает исполнивший добродетель возможным для него образом; второе — воскресение всей природы, восстановление в нетление и бессмертие; третье, — о котором особенно упоминает в своих беседах святой Григорий Нисский — (1), есть восстановление душевных сил, падших от греха, опять в то состояние, в каком они созданы; ибо надлежит как всей природе получить при воскресении нетление плоти, долго ожидаемое, таки душе возвратить силы, извращенные в течении веков и, по окончании всех веков, не нашедши постоянного пребывания, прийти к Богу, не имеющему конца, и тогда познанием, но не участием в благах, возвратить силы и восстановиться в прежнее состояние, дабы открылось, что Творец не есть виновник греха (2)». Итак третье воскресение есть не что иное, — ибо о тех двух нет сомнения, — как изъясненное апостолом, при котором

__________________

(1) В русск. перев. 1861 года, част. 1. Стр. 161-163.

(2) Т.1 pag. 304, Edit. Combefia. Paris. 1675.

406

 


дело греховное сгорит, а сделавший сохранится не сожженным, впрочем не участвуя в благах, но сознавая лишение этого участия. И весьма справедливо сказано отцем:» дабы открылось, что Творец не есть виновник греха»; ибо, что от Бога, именно наша природа, произведенная из ничего, не истребится тем огнем; а что не от Бога, именно грех, произведенный свободною волею сделавшего его, как нечто не относящееся к существующему, но прившедшее, истребится, не имея места на ряду с существующим. Таким образом, хотя бы ни Григорий Нисский, ни Максим отец не говорили об этом, великий апостол объявил, что огнем совершится отмщение греха (2 Сол. 1, 8), чем выражается восстановление, о котором сказал отец, — не Оригеново, да не будет; ибо нет общения у света с тьмою и согласия у святых с ересе начальниками, — к истинному изъяснению и обличению в татьбе присвояющих себе священное учение божественного Григория по своему неправому разумению, а не к опровержению вышесказанного, как нам кажется. Если же святейший митрополит придумает что-нибудь более глубокое, то мы желаем еще послушать; между тем и наш святейший патриарх, выслушав сказанное святым Максимом, не сказал тогда никакого возражения.

407


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.