Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 154. К Никите игумену

Не безвременно, я думаю, будет настоящее письмо к отеческой твоей святости, не только потому, что им исполняется долг любви, но и потому, что оно откроет некоторую скорбь, скрывающуюся в смиренной душе нашей. Если угодно, внемли словам моим. По возвращении после свидания в Акрите с вами, святыми отцами, я встретился с братом нашим Афанасием и рассказал ему подробно обо всем, о чем мы рассуждали в Господе, прибавив, что и Мидикийский (игумен) одобряет Максимина за прекрасное его обращение, т. е. за оправдание и исповедание. Он же не согласился с этим и причину своего несогласия, о которой я спросил, представил следующую: в оправдании, которое он написал и которое я сам читал, он говорит, что он причащался (μιεττλαβείυ), но не имел общения (χοιυωυησαι), и что это есть приспособление к обстоятельствам, не заключающее отступления от истины, хотя и не с точным ее соблюдением. Что это,

383

 

 

почтеннейший отец? Не исповедует ли он, кратко сказать, следующего: из сожаления к старости я погубил душу свою, приняв участие в отвержении иконы Христа, Богородицы и всех святых, — ибо такова иконоборческая ересь, — и соединившись в этом с нечестивыми; за тем до конца я оставался в своем монастыре, не подвергаясь гонению, тогда как наша церковь была обуреваема? Не так ли он исповедуется и сетует? Но те слова вздор, равно как и то, как говорил рассказывавший, когда он приводит в свое оправдание некоего Диания из отцов, который сделал тоже и которого, говорит он, одобрил святой Василий, также и отца Григория Богослова. О, как справедливо негодование священного архиерея нашего и всего сонма исповедников! Если это не есть общение и отступление, то какая польза от их трудов и подвигов, кровопролитий и страданий? Для чего и сам он изгнан? Для чего оставляет монастырь? Для чего отлучается от священнодействия? О, скажу опять, божественное негодование! Содержа истину вне правде (Рим. 1, 18), он думает, что и отцы одинаково с ним поступали. Разберем же эти неразумные слова. Я причащался, но не имел общения, говорит он. А знаменитейший из богословов в одном месте говорит: “я был причастником (μετελαβου) образа, и не сохранил его; Он делается причастником моей немощи, чтобы и образ спасти и плоти даровать бессмертие; таким образом

384



Он вступает во второе общение (χιυωυεί), гораздо превосходнейшее первого” (1). Вот объясняется, что причащаться значит иметь общение. Причастие и общение — одно и тоже; первое получило свое название от выражения: иметь что-нибудь вместе (μετέχεσυαι), а второе от того, что имеющие что-нибудь вместе поступают сообща (χοιυοποιείσυαι). И святой апостол говорит: чаша благословения, юже благословляем не общение ли (χοιυωυία) крове Христовы есть? Хлеб, его же ломим , не общение ли тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от единого хлеба причащаемся (μετέχομευ) (1 Кор. 10, 16. 17). Вот и здесь свет мира показывает, что причастие есть общение; и никто из здравомыслящих не скажет, что причастие не есть общение. Как божественный хлеб, которого причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его .в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу; и говорящий иначе напрасно пустословит. Если же он скажет, что, когда он причащался, ум его не был согласен на действие, то это еще более предосудительно; ибо, хотя он сознавал. что поступает непристойно, однако с сознанием грешил, не страшась Бога, Который может и душу и тело ввергнуть на по-

__________________

(1) Ср. твор. Григор. Богосл. В русс. пер. 1844. Част 3. стр. 277. Ч. II.

385

 

 

гибель в геенну, но боясь временно бьющего тело. К чему служить не идущее к делу? Для чего он считает оправдывающими его святых, которые говорят против него? По их мнению, одно только подтверждение или отрицание, в деле исповедания или отречения, есть уже полное действие; и лицемерия даже только в прикосновении к жертве, не только идольской, но и частным образом закланной, они не допускали, чему есть бесчисленное множество примеров. Не тоже ли было и в предшествовавшее гонение? Священный патриарх взят, изгнан, заключен в потаенное место; на престоле его Христоборец; собор нечестивых; проклятие святого никейского собора; возобновление борьбы против Христа; ссылки святых епископов и игуменов, монахов и монахинь; пролитие крови, безвременная смерти, заключение в темницах, умерщвление голодом, разграбления; а, что еще страшнее видеть и слышать, оскорбление и попрание досточтимой иконы Христа, Богородицы, всех святых, разрушение храмов и жертвенников, осквернение и сожжение святынь. При таких обстоятельствах, всякий причащающийся или участвующий в вредоносном хлебе не есть ли отступник от Христа, отверженный, нечестивый, если он не очистится покаянием? Такова истина; за нее мученики были убиваемы и терпели все, защищая ее. И елицы правилом сим жительствуют, говорит апостол, мир на них и милость, и на исраили Божии (Гал. 6, 16).

386

 

 

Сообщаемое же о Диание и отце Богослова и что-нибудь другое подобное, выдуманное и написанное еретиками в искаженном виде, было обманом для обольщения простых, а святые отнюдь не подписывались по какому-нибудь страху. Посему у них тотчас же, как они узнавали обман, являлось негодование и смелое оправдание. Это, святой отец, если тебе возможно, передай тому человеку, чтобы он, узнав истину, отвергнул неправедную подпись и присоединился к благочестивым, так как он и стар, и подлежит епитимии, и для этого оставил знаменитый монастырь. Если же нет, то молись о нас, чтобы нам не иметь никакого общения в этом отношении с таким человеком, доколе он не раскается.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.