Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 113. К Евфросинии игуменье

Случившееся с блаженной госпожой и общей матерью, — ибо я не откажусь назвать ее и нашей матерью за добродетель ее, — требовало, чтобы мы сами прибыли и воспели ей приличную надгробную песнь, а тебе осиротевшей и оставшейся без сожительства и единения с своей матерью высказать утешение, если бы только нашлось такое врачевство, которое могло бы облегчить скорбь и уныние души твоей, но так как это невозможно, то мы делаем посещение письмом. О, как отлетела от нас прекрасная мать, христоносная жена, сокровище целомудрия, благодатная личность, вместилище благочестия, полнота дней, то непостоянных, то постоянных, священный храм, вертоград сострадания, щедродательная утроба, поистине богосозданное существо, независтливое око, незлобивое сердце, прежде смерти отрешившееся от здешнего мира для возлюбленного жениха Христа и тамошней жизни бесконечной и нетленной? О, о, какими словами мог бы я выразить исторгающееся из сердца моего почитание? Хотя я и поздно узнал эту госпожу и присущие вам добродетели, и испытал

280

 

 

их не более, как бы концом перста коснувшись меда; однако и малое вкушение сообщает понятие о всей сладости; притом узнав и от более испытавших добродетель вашу сестер, я имею достаточное о ней сведение в Господе. Она перешла к такому образу жизни от такой жизни, — ибо мне нужно начать издалека и несколько распространить речь для утешения, — именно: по происхождению она с востока солнца, и по месту и по нравам, т. е. из Армении, откуда и добродетель; если же обратить внимание и на кровь, то она была в родстве с царями, участвовала во власти военачальнической и народоправительственной, и в Армении и в Греции, т. е. по супругу; ибо муж ее имел там первенствующую власть военачальника, равно как и достоинство патриция. Быв отторгнута от него смертью, она не осталась без супруга, но захотела иметь жениха; какого? — не такого-то или такого-то начальника или царя, как желают многие, преданные плоти и крови, но единого прекрасного Жениха, Начальника мира; посему, как соименная миру (εἰρὴνη) невеста, она монашеским обетом обручилась с царем всех Христом, Господом славы. А какие доблести оказала она в этом состоянии, совершая угодное возлюбленному, видно из вышесказанного, хотя и не так ясно. Светлая была у нее молитва, сокрушение, пролитие слез, незлобивый язык, кроткий нрав, христоподобное смиренномудрие, управляемая заповедями десница, богомысленный ум,

281

 

 

пламеневшее огнем любви Христовой сердце, и наконец православное богопочитание и тщательное удаление от общения с еретиками с бесстрашным дерзновением. И удивительно, как она во время свирепствовавшего гонения, при помощи Божией сохранила от него не только себя, но и тебя, госпожа, и всю твою святую общину, и запечатлела конец жизни прекрасным венцом, причастившись святых тайн из православных источников и отшедши отсюда с радостью, что служит яснейшим доказательством достижения желаемых благ — Христа и постоянного пребывания со Христом. Так жила эта блаженная, и так скончалась, и в таком, веруем мы грешные, пребывает состоянии. Впрочем, надобно обратить речь к тебе. О чем же, госпожа моя? О том, что, хотя и горестна разлука, однако ты перенесла ее с благодарностью, — как мы слышали и весьма похвалили тебя, — не произнося безумных воплей и не предаваясь отчаянному плачу, но прилично и как следует истинной монахине и прекрасной учительнице, назидающей своим примером души, вверенные тебе Господом, или лучше скажу яснее, как единодушной и единомысленной с приснопамятной дочери в Господе, невесте по плоти, равно добродетельной по жизни. Ибо одна была душа в двух телах, к вашей хвале и славе. Итак, госпожа, не на всегда разлучилась с тобой эта госпожа, но на краткое время, доколе и мы не пойдем тем же

282

 

 

путем; притом она и теперь духовно присутствует и помогает тебе в делах, а что еще лучше, находясь ближе к Богу, молится о тебе и твоих. Посему не падай духом, увещеваем тебя, как бы оставшаяся без покровителей, как бы оставшаяся в одиночестве. Ты имеешь ее и еще прежде нее Бога, которому принадлежит все, равно как и нас грешных, по просьбе ее, высказанной и до смерти и при смерти, если только может сколько-нибудь помочь человек грешный. Такова наша надгробная речь. Ты же, блаженная душа, — следует обратиться к тебе, — не нас проси о том, чтобы Бог был милостив к тебе, но сама умилостивляй Его к нам своими молитвами, — ибо мы надеемся, что ты можешь сделать это, — и чтобы в нас имела покровителей госпожа дочь твоя; но сама будь покровительницей и для нас, и для всей паствы твоей в Господе, которому слава во веки! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.