Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 51. К Навкратию, сыну

51. К НЕМУ ЖЕ. (1)

Три действия произвело на меня настоящее письмо твое, возлюбленный сын: я изумился, и возрадовался, и воспел; первое — о беззаконных, второе — о благочестивых, третье — о Боге, укрепляющем поборников закона Его. О святом моем Афанасие и возлюбленных союзниках его, также и о мужественнейшем моем Феососте и богохранимом его обществе из семнадцати человек, не стану говорить здесь, так как достаточно сказано в моих к ним письмах (2), хотя они и достойны больших речей и похвал, подвизавшись и еще подвизаясь свято и мужественно. Перехожу к главному предмету речи. Какой христианин слыхал о таких беззаконных и безумных делах, какие совершены бесчестными прелюбодеями, которые называются епископами, а на самом деле совершенные святотатцы по суду апостольскому и отеческому, даже и кроме их ереси? Какая человеческая, не говорю — христианская, но варварская рука, когда-нибудь бичуя, бичевала так, — двести шестьдесят шесть ударов и потом, спустя немного, четыреста ударов ремнями по спине, — как храбрый архиепископ, или лучше, лжеепископ Солунский, и не кого-нибудь из прос-

________________________

(1) Писано в 809 г. по Р. Хр.

(2) См. письма 43 и 48.

304

 

 

тых людей, но монаха, притом игумена, и весьма благочестивого, по имени Евфимия, поистине соименного благодушию (εὐθυμία). Ужаснулось о сем небо и вострепетал я несчастный и, думаю, всякой человек, имеющий естественную сострадательность и жалость, слыша об этом. Тот, кто должен представлять собою образ Христа и, получая удары, не воздавать ударами, оказался свирепее зверей, не имея в себе никакого следа христианского, а тем более епископского. И для чего это терзание? Для того, чтобы заставить подвижника Христова — поминать его, как епископа. Но о мужество и твердость блаженного!, — ибо справедливо так сказать,—и после столь многих ударов и такого пролития святой крови, что обагрились подошвы ног присутствовавших там и прах в здании Церкви Божией сделался пурпуровою грязью, лежа почти уже бездыханным и безгласным, на вопрос терзавших, будет ли он поминать мучителя, говорю я, а не архиепископа, блаженный отвечал: нет; так он сохранил ум непреклонным почти до смерти и не отступил от того, в чем православно был убежден! Едва не опустил я необходимого, именно, что местом Пилатова судилища был храм Божий. Ибо там, т. е. в так называемом храме Архангела, говоришь ты, был бичуем этот мученик, которого жестокие истязатели оставили полумертвым; а некто, подражающий Христу, взял его в свой дом и, приложив к кро-

305

 

 

вавым ранам и язвам телесным свежую кожу убитого ягненка, оживил этого мужа, спустя же немного времени отпустил его тайно по поводу письменного о нем требования; таким образом он избег, быв уже мертвым и дивно воскресши для утверждения православия и торжества над лжеучителями. Что нечестивее этого? Кто из православных когда-нибудь поступал так с еретиком? Но, дабы и отсюда открылось, каково нечестие прелюбодействующих, и кто чей ученик, Христов ли бичуемый и страждущий подобно Ему, и диаволов ли бичующий, для того епископ таким образом старается устрашать и мстить за себя. Будем, брат, избегать части его, а первому сочувствовать со всеми православными. Воззри, Господи, Господи, на такое бедствие и пощади народ твой, даровав мир православия нашей Церкви. Ничего другого не можем мы сказать при настоящих обстоятельствах, кроме того, что надобно охотно переносить все за имя Его. Ты же, возлюбленный сын мой, радуйся, что ты заключен под стражею в другом месте, как говоришь ты; ибо тебе сплетается много венцов. И что Леонтий, некогда бывший учеником, а теперь отступник, будет игуменствовать в том месте, в котором ты заключен, не удивляйся этому; ныне время долготерпения Божия, да искуснии явятся (1 Кор. 11, 19) и да царствует сын Тавеилев в Вифлееме (Исаии. 7, 6). Что касается покаявшегося и просившего себе епи-

306

 

 

тимии, то она хорошо назначена ему; я соглашаюсь с твоим ответом ему, что, если он не хочет подвергнутся епитимии за умерщвление врагов, то пусть и не перестает умерщвлять, и мы не будем судить; а если он желает подчиниться правилам Церкви, то ему надобно избрать одно из двух: или умерщвляя пользоваться почестями, пли не оставаться без епитимии. Впрочем ради последнего не надобно отвергать первого; — ибо такие достойны похвал, как говорит божественный отец; — но им надобно принимать и епитимию; так и в древности Моисей боговидец оставил Израильтян, возвращавшихся с победою после войны с Мадианитянами, вне стана на семь дней, без сомнения, но внушению Божию, сказав так: всяк, убивый душу и прикоснувыйся убиенному, да очистится в третий день и в день седмый, вы и плен ваш (Числ. 31, 19). Этим руководствуясь, кажется мне, или лучше, по вдохновению Божию, Василий великий назначает таким епитимию на три года и научает, как может приспособляться к обстоятельствам назначающий ее (1). Ибо назначение епитимии таким людям, конечно, касается предмета случайного, а не необходимого (2). Будь здрав о Господе, возлюбленный сын мой, молясь о мне грешном и о приветствую-

_____________________

(1) К Амфил. пр. 8. 11 и 13. в рус. пер. 1848. Част. 7. стр. 7 и 12.

(2) См. письм. 37.

307

 

 

щем тебя вместе со мною возлюбленном сыне моем, а твоем брате, Григорие.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.