Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 33. К Льву, папе римскому

33. К ЛЬВУ, ПАПЕ РИМСКОМУ (1).

Святейшему и верховнейшему отцу отцов, Льву, господину моему апостольскому Папе, Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский.

Так как великому Петру Христос Бог даровал вместе с ключами царства небесного и достоинство пастыреначальства, то к Петру, или преемнику его, необходимо относиться обо всем, нововводимом в кафолической Церкви отступающими от истины. Научившись этому от древних святых отцов наших, и мы, смиренные и нижайшие, по случаю происшедшего и ныне нововведения в нашей Церкви, почли долгом сначала чрез благоговейнейшего архимандрита, брата и сослужителя нашего Епифания, а теперь смиренным письмом нашим донести о том ангелу верховного твоего блаженства. Так, божественнейшая глава всех глав, состоялось, по выражению пророка Иеремии, соборище преступников и собрание любодействующих (Иер. 9, 2). Ибо, что там сказано об идольском прелюбодеянии, то здесь совершилось утверждением прелюбодейной связи. Те и другие совершили нечестие против одного Господа, те преступлением закона, а эти преступлением

_________________________

(1) Это и следующее письмо к тому же Папе писаны преп. Феодором в 809 г. по Р. Хр. из ссылки на островах близ Константинополя. См. биогр. стр. 39.

219

 

 

Евангелия. И на этом они не остановились, составив на первом собрании чрез принятие сочетавшего прелюбодеев и сослужение с ним недозволенное сборище (παρασυναγωγὴ), по выражению божественного Василия (1); но, как бы стараясь получить себе название совершенных еретиков, они на другом открытом соборе подвергли анафеме не соглашающихся с беззаконным их учением, или лучше, всю кафолическую Церковь, и из тех, которые встретились им, одних изгнали далеко, других заключили под стражу, возобновив опять гонение по здешнему обыкновению. В оправдание свое они опираются на нечестивом доводе: утверждают, что прелюбодейное сочетание есть приспособление к обстоятельствам; постановляют, что божественные законы не простираются на царей; осуждают защищающих истину и правду до крови, подобно Предтече и Златоусту; возвещают, что каждый из епископов имеет власть над божественными правилами, не смотря на содержащиеся в них постановления; посему, когда кто-нибудь из посвященных лиц тайно и явно подвергнется низлагающим правилам, то властью желающего он может оставаться не низложенным. Доказательством этих слов служит сочетавший прелюбодеев, который, подвергшись вместе с другими осуждению по различным правилам, Открыто служит вме-

_______________________

(1) К Амфилох. прав. 1. в русск. перед. 1848. Част. 7. стр. 2.

220

 

 

сте с ними; притом совершающих беззакония, как бы приспособления к обстоятельствам, и других и самих себя, они называют святыми, а не принимающих этого анафематствуют, как отчужденных от Бога; еще доказательством сказанного служит и здешнее гонение. Что же нужно, блаженный, сказать об этом? Не апостольские ли слова, яко ныне антихристы, мнози быша (1 Иоан. 2, 18), если мы все люди не подлежим власти божественных законов и правил? Донося об этом неложно, мы смиренные возносим христоподобному блаженству твоему тоже воззвание, которое верховный апостол с прочими апостолами произнес ко Христу, когда на море восстала буря: спаси ны, архипастырь поднебесной Церкви, погибаем (Мат. 8, 25). Поступи по примеру учителя твоего Христа, и простри руку к нашей Церкви, как Он к Петру, Он — к начинавшему утопать в море, а ты — к погрузившейся уже в бездну ереси. Поревнуй, просим тебя, соименному тебе папе, и как он при возникшей тогда Евтихианской ереси восстал духом по-львиному, как всем известно, посредством своих догматических посланий, так и ты, осмеливаюсь сказать, согласно с своим именем возгласи божественно, или лучше, возгреми по надлежащему против настоящего лжеучения. Ибо, если они, присвоив себе власть, не побоялись составить еретический собор, между тем как не властны составлять и православ-

221

 

 

ного собора без вашего ведения, по издревле принятому обычаю; то тем более справедливо и необходимо было бы божественному первоначальству твоему, — напоминаем со страхом, - составить законный собор, чтобы православным учением Церкви отразит еретическое, чтобы и твое верховное достоинство со всеми православными не подвергалось анафеме от новых суесловен, и желающие воспользоваться этим прелюбодейным собором, как поводом к беззаконию, не устремились свободно ко греху. Возвестив об этом, сколько следует нашему ничтожеству, как нижайшие члены Церкви и повинующиеся вашему божественному пастыреначальству, мы наконец просим святую душу твою считать нас как бы собственными овцами твоими и издали освещать и утверждать священными молитвами, а если — и наставлениями, то это было бы делом твоего божественного снисхождения. Так и Христос писал к Авгарю и многие из подвластных удостоились получить послания от апостолов и святых. Это письмо - от меня одного грешного и содержимого под стражею; потому что отец и сослужитель мой заключен, и архиепископ Солунский, брат наш, также содержится, на других островах. Впрочем, и они чрез меня и вместе со мною говорят то же самое я припадают к священным стопам твоего блаженства.

222


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.