Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 22 К Симеону, монаху

22. К НЕМУ ЖЕ (1).

Опять мы почли за благо просить твою отеческую святость, чтобы ты взялся за общеполезное и весьма благопотребное дело. Ибо не против благочестивых владык наших — наш отказ в общении, и причиною—не сопротивление, как мы прежде писали, а более почтение, уважение, покорность и благоговение по надлежащему, — но против того, который беззаконно повенчал прелюбодея вопреки слову Господнему, который осмелился содействовать и одобрить такое зло пред всем миром. А чтобы более пояснить сказанное, не для научения, но для напоминания, если позволишь, мы приведем священную молитву, читаемую при венчании сочетавающихся, и увидим отсюда, как он самому Христу, хотя и дерзновенно сказать, противоречив и воспротивился нечистыми своими устами, объявив себя невинным. Между тем как Христос называет прелюбодеем того, иже пустит жену, законно сочетавшуюся с мужем (Мат. 19, 9); — а прелюбодеяние, как тебе известно, есть грех тяжкий и равносильный грехам убийцы, мужеложника, скотоложника, отравителя и идолопоклонника, по правилу божественного Василия (2); — он, поставив такого пред жертвенником,

_________________________

(1) Писано в 808 г. по Р. Хр., также от имени преп. Платона и по тому же случаю, как и предыдущее письмо.

(2) К Амфилох. прав. 7. В русск. перев. 1848. Ч. 7. стр. 7.

172

 

 

в слух всего народа, осмелился произнести нечистые слова свои. Посмотрим же, отец, как это страшно и непристойно; ибо говорится так: сам, Владыко, ниспосли руку твою от святаго жилища твоего, и сочетай раба твоею и рабу твою: сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, я же благоволил еси сочетаватися друг другу: честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи (1). Не страшно ли то, что слышится и что подразумевается? Какое здесь надобно полагать оскорбление Святого Духа при таком богохульстве, и вместе — огорчение святых Ангелов при таком злословии? Или как земля, тотчас разверзшись, не поглотила, как Дафана и Авирона, провозвестника лжи, называющего тьму светом и старающегося представить Христа впадшим в противоречие? Ибо, что произносит священник, то и Бог верно утверждает, по словам великого Дионисия (2). Но он долготерпел, отверзая дверь покаяния виновному во грехе; а потом этот вместо того, чтобы ему плакать и рыдать до смерти и оставаться отлученным и отверженным в пример божественного наказания для последующих поколений, опять вступил в Церковь и опять объявлен священником! Таким образом он во-

_______________________

(1) См. доследование венчания.

(2) Дионс. Ареопаг. о церков. иерарх. гл. 7. В русск. перев. 1855 г. стр. 230.

173

 

 

шел, как бы сделавший что-нибудь доброе, а Христос низложен, как бы возвещавший, чрез него, неосновательно. И это должно, чрез служение его вместе с другими, распространяться по всей нашей Церкви, и все должны одобрить такое дело. Ибо что иное произойдет, если не это? Но да не будет! Может быть, потом по подражанию произойдет следующее: прелюбодеи будут венчаться, и венчающие, как бы совершившие что-нибудь великое и могущие приносить пользу многим, вводя такие же обычаи, будут приветствуемы многими. Но да не будет! Ибо и он не священник, и подражающие ему также. Пусть не обольщаются тем, что прелюбодей был царь; ибо законы Божии господствуют над всеми, как написано. И однако совершивший это тягчайшее преступление еще старается выдать беззаконие за правду, и, так сказать, представить себя святее Предтечи и Крестителя. Ибо тот обличал прелюбодеяние Ирода и умер за истину; а этот второго Ирода, оказавшегося по истине виновным в одинаковом прелюбодеянии, и повенчал и уважал до смерти, выражая не словами, а самыми делами, что Иоанн Предтеча заблуждался, неуместно и незаконно обличая и подвергшись смерти. Но да не будет! Тот был поборник закона и обличитель нечестия; а этот попрал божественные таинства, сочетал и запечатлел незаконную связь. Тот и по смерти взывает: не достоит тебе имети мену Филиппа брата твоего (Марк. 6,

174

 

 

18), и в лице Ирода говорит всей вселенной, чтобы никто не смел делать того же; а этот самыми делами напротив доселе говорит второму Ироду: достоит тебе имети женою Феодотию прелюбодейцу, и в его лице открыто разрешает людям всегда прелюбодействовать, а тем, которые венчают их, быть священниками. О, дерзкое сердце! О, презрение уставов Божиих! Почему же каждый тотчас не осуждает такого поступка и не удаляется от такого человека, и в пище и в обращении, пока он не исповедует греха своего, подвергшись совершенному отлучению от всякого священнослужения? Посему мы просим твое благочестие н точность в соблюдении священного порядка — внушить эти слова благочестивым владыкам нашим. Ибо мы веруем, что, если они обуздают его с соизволения святейшего патриарха нашего, то ангелы восхвалят их, все святые прославят, и вся Церковь возвеселится; и держава их получит великое приращение, от божественной помощи свыше, при победе над врагами и противницами и мирной и долгоденственной жизни их. А как мы, святый отец, поступим с священными правилами, отлучающими его от священства? Первое не дозволяет пресвитеру даже пиршествовать на браке второбрачного, хотя этот брак дозволен Богом. Если же он не на дозволенном браке, а на запрещенном и прелюбодейном пиршествовал целые тридцать дней, и не только это, но и возложил по-

175

 

 

бедные венцы девства на прелюбодеев и нечистых, то чего он достоин? Не мало ли, быть может, и низложения? Если же это останется ненаказанным, то божественные предметы обратятся в шутку и правила — в ничто. По второму правилу, от впадшего в какое-нибудь преступление и за это отлученного, если он в течении года не постарается о своем восстановлении, после уже не дозволяется принимать его голоса. А этот, просрочив более девяти лет, вторгся в Церковь. Если же он скажет, что получил приказание от предстоятеля, и потому невинен в этом деле, то почему же приказавший сам не повенчал? Обыкновенно патриархи венчают Императоров, а не какой-нибудь священник; этого никогда не бывало. Очевидно, что ему угрожала опасность лишиться самого архиепископства; и значит, он, нашедши готового на такое дело, — ибо этот обращался при дворе, — сложил опасность на голову последнего, если только справедливо, что он приказал; чему мы не верим, основываясь на свидетельстве вашем и многих других. Если он еще скажет, что он не был отлучен прежним (патриархом), то почему же он не служил в течении девяти лет? Почему теперь, как он говорит, разрешен собором? Известно, что разрешается связанный, а не несвязанный (1). Таким обра-

___________________________

(1) Эконом Иосиф был допущен к общению с Церковью Собором 16-ти епископов, созванных императором Никифором, с согласия патриарха Никифора, в 806 г. по Р. Хр.

176

 

 

зом он сам себе противоречит и оказывается связанным, так как он в течении года, по правилу, не доказал своей невинности и открыто не получил разрешения, если только могло быть разрешение всецело связанному, хотя бы он представил тысячу лжесвидетелей. Вот что, святой отец, устрашает и стесняет наше сердце; поэтому мы и не имеем общения с ним, как не имели и с предшествовавшим патриархом, когда он сообщался с прелюбодеем; мы были заключены, я — в том месте, где ты находишься, а игумен и прочие с архиепископом быв сосланы в Солунь. Но Бог опять собрал нас молитвами твоими; и тогда мы не тотчас соединились с патриархом, но после того, как он признал, что мы поступали хорошо. Если же тогда, когда совершалось прелюбодеяние и преступление правил, мы силою Божиею не устрашились; то как же теперь, когда царская власть благочестива, мы будем бояться ради одного низложенного пресвитера, и изменим истине, подвергая опасности душу свою? Никак, но скорее мы перенесем все даже до смерти, нежели войдем в общение с ним и с теми, которые служат вместе с ним, пока он не будет лишен священства, как и при прежнем (патриархе), хотя последний хуже. Ибо прежний ни разу не служил вместе с ним; и тогда войти в общение было бы нелепо, но не было бы таким злом; а теперь угрожает нам лишение свя-

177

 

 

щенства, если будем служить вместе с ним. Пусть он будет экономом; но для чего ему еще недостойно священнодействовать? Он перестал быть священником. Если же служащим вместе с ним это кажется ничтожным, то они увидят, что делают: пусть они пощадят нас смиренных, остающихся в покое и не говоривших ничего до настоящего времени, но воздерживавшихся в последние два года, с тех пор как он вторгся, дабы таким образом нам проводить мирную жизнь. Владыки наши — добрые посредники и судии правды; они любят свободно говорящих истину, как возвещают частособственные почтенные уста их. Священники пусть по-священнически пли убеждают, или сами убеждаются; но хотя бы и не было ничего такого, нам говорить только шепотом — невозможно; видит Бог, которого больше — никто, пред которым одним должно страшиться, и пред тамошним судилищем, куда мы все предстанем отдать отчет во всем. Впрочем просим твою доброту и, как бы повергаясь к почтенным стопам твоим, убеждаем и умоляем сделать милость нам и общую пользу как самим благочестивым Итератора ч катим, гак и святейшему патриарху и всей Церкви, не только у нас, но и по всей вселенной, чтобы один был отлучен для славы Бога п не возмущалась Церковь Его. Если же нет, то просим о втором, чтобы нам остаться в том же положении, как в последние десять лет; ибо, что прочие, хотя бы

178

 

 

в бесчисленном множестве, иерархи и священники и игумены имеют общение с ним, это не удивительно; потому что они же имели общение и с прелюбодеем, и никто ничего не говорил. Это Бог чрез нас, хотя и дерзновенно сказать, внушает и изрекает; впрочем как угодно.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.