Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 2. К Платону, отцу духовному

2. К НЕМУ ЖЕ.

Уже во второй раз я пишу к господину и отцу моему. Не знаю, получил ли ты мое письмо. И в нем мы, хотя недостойно, сказали нечто, чего требовало время и что было нам по силам; и теперь скажем, что следует и что даст Бог на пользу смиренной души моей, а также, осмелюсь сказать, и к утешению твоего, отец, великодушия. Как прежде часто, так и теперь я говорю и исповедаю: если есть во мне какой-нибудь дар слова и способность писать что-нибудь малое, то это дано не ради меня, уничиженного раба твоего, но ради тебя, имеющего обильную, в сердце источающуюся, благодать. Посему ты охотно и радостно продолжаешь учить и вразумлять не только нас, о которых, как о племянниках твоих, некоторые судят ошибочно, но и всех, рожденных духом твоим, детей твоих; а что я говорю правду, это дела доказали о тебе, истинном пастыре, положившем душу за овцы своя (Иоан. 10, 11. 12), чтобы мы не отступали от истины, но были готовы охотно пролить и собственную кровь. Такова бдительность истинного пастыря, обличающая лжецов и поистине являющаяся достойною пред Богом и отцом и архипастырем! Итак дарованное мне ради тебя скудно приношу тебе, и ты пожинаешь эти, — ее знаю, как сказать, —

104

 

 

тощие плоды семян, которые ты многозаботливо и обильно сеял, как добрый земледелец. Что же скажу приятного и благопотребного святой душе твоей, любезнейший отец мой? Кто отлучил меня от твоего, всегда вожделенного, лица, от сладкоречивого собеседования, от спасительного руководства? Ты мой свет, всегда сияющий светильник мрачных душевных помыслов, жезл, укрепляющий немощь сердца моего, отгнание уныния, поощрение к бодрости, благовестие, радость, празднество, слава. Без тебя и солнце нерадостно для меня; я желал бы лучше лишиться воздуха, нежели твоего лицезрения; нет для меня ничего приятного на земле без твоего присутствия; ибо что вожделеннее истинного отца, даже и пред очами Божиими? Это знает сын, любящий отца и по истине родной. Но к чему много слов? Скажу, что случалось со мною. Часто, когда я и не намеревался идти в святую келлию твою, нечувствительно, как бы влекомый кем-нибудь, я приходил пред лице твое, так что часто ты спрашивал: «зачем пришел», а я не мог отвечать ничего; так от тебя зависело мое спасение! И кто не стремится к свету? Но благодарю Бога, ради Которого я отторгнут от тебя руками поправших закон Его и происшедших от подобных. Да не вменит им Господь Бог мой этого во грех, но да приведет их к сознанию безрассудства, чтобы нам они возвратили отца, а сами за это не были нака-

105

 

 

заны! Тебя заключили, как мы слышали, в тесную хижину; но чрез это сделали тебя жителем неба. Посадили под стражу, не разумея, тебя—сокровище исповедания Божия; между тем как и из этого, если бы видели, могли бы познать, что сделали тебя досточтимым между людьми, благотворным для мира и вожделенным для многих. Ты принял бесчестие и оскорбления вместе с Христом, подвергся гонению, как блаженный; рассеяли овец твоих, поразив тебя — пастыря, как Христа. Хотя и дерзновенно сказать, но это Его слова: аще Мене изгнаша, и вас изженут (Иоан. 13, 20), и прочие, в которых последователям Его приписываются одинаковые с Ним страдания; понеже с Ним страждем, как говорит великий Павел, да и с Ним прославимся (Римл. 8, 17). Это так. Мне же непотребному и не достойному, но святым молитвам твоим, праведный отец, милосердый Господь даровал утешение — быть с тобою духом; ибо я постоянно как бы вижу тебя, как бы беседую с тобою, как бы принимаю благословение, как бы пользуюсь покровительством, как бы сообщаю и получаю сведения к утверждению исповедания, которое ты исповедал. Мне кажется, что я слышу произносимые внятным голосом такие слова твои: «смиренный Феодор, мы поистине претерпеваем малое; ибо великую Бог подает надежду». Это — для меня утешение; это — отрада. Не бойся, отец, за меня раба твоего, совершенно презренного.

106

 

 

Подлинно, я — отребие неба и земли и ничтожнее всякого человека. Однако дерзаю говорить, как получивший добрую надежду не по своему достоинству, взирая горе при помощи твоего предстательства, не превозносясь тем, что я потерпел, но укоряя себя, что терпел не мужественно и не как следует, мало и незначительно в сравнении с животворными страданиями святых. Ибо я читал о многих мученических подвигах, описанных в двенадцати книгах, так что сердце содрогалось, и не смею сказать, что я потерпел что-нибудь ради Христа. И что вожделеннее, отец, — напоминаю, как раб, — страданий ради Него? Воззри, отец, горе; взирай на Господа, представляй лики ангелов, воображай сонмы святых, созерцай седящего на высоком н превознесенном престоле Судию мира, Который провозгласит тебя верным рабом, исполнителем Его заповедей и, что еще больше, исповедником. Потом куда Он отведет тебя? Не в огонь вечный, в который пойдут не покоряющиеся закону Его, но в живоносную обитель, в бессмертный покой, в беспредельную радость; вниди, скажет, в радость Господа твоего (Мат. 23, 23). Взоры всех нас обращены на тебя; все мы великодушествуем, когда ты стоишь твердо; да будет с тобою еще более помощь Божия, ограждающая тебя, укрепляющая тебя, утверждающая тебя, ободряющая тебя! Боясь Бога, не бойся, что сотворил тебе человек, или, может быть,

107

 

 

сотворит (Псал. 117, 6). Ты надеешься на Господа, ты — гора Сион, не подвижешься вовек (Псал. 124, 1); ибо в тебе обитает Основатель и Создатель вышнего Иерусалима. Убегай от ядовитых и обольстительных речей искушающих тебя, подобно змиям, и желающих удалить тебя от животворного древа истины, и заграждай от них слух свой, однажды утвердившись в истине и на многих свидетельствах священного Писания, также и благочестивых людей, основавшись до совершенной непоколебимости, дабы тебе получить похвалу этого изречения: творяй сия не подвижится во век (Псал. 14, 5). Братия здравствуют все, господин диакон отец мой, брат мой любезный, а ныне еще более достойный любви, и прочие возлюбленные и почтенные мои братия и твои дети, о которых всех молись, отец, вместе со мною. Все они совершают доброе течение; одного только желают — твоего здравия во Господе, и все, что они терпят, переносится легко. Конечно мы и скорбим, и сетуем, и скучаем, и унываем, и множество имеем порочных помыслов; ибо невозможно без печалей пройти настоящую жизнь; но укрепляемся надеждою и твоими молитвами. О мне же молись, отец; ибо я изучаю святого Исаию; и покажи мне, желаешь ли ты, чтобы я, кроме того что пишу, и читал (письма).

108


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.