13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Флоренский Павел, священник
Флоренский П., свящ. Эстетизм и религия
XXVII. ЭСТЕТИЗМ И РЕЛИГИЯ (к стр. 7, 99 и др.)
В тексте книги столь многократно повторялась мысль о верховенстве красоты и о своеобразном художестве, составляющем суть православия, что, быть может, не лишним будет разграничение этого религиозного эстетизма от религиозного же эстетизма, развиваемого и с жаром защищаемого † К. Н. Леонтьевым. 1028)
Смею утверждать, что эти два эстетизма, в существе своем, не имеют ничего общего, несмотря на внешнее их сходство. В самом деле, воззрения по этому вопросу К. Н. Леонтьева вкратце могут быть представлены его же собственной схемой, а именно 1029):
Таким образом, для К. Н. Леонтьева «эстетичность» есть самый общий признак; но, для автора этой книги, он — самый глубокий. Там красота — лишь оболочка, наиболее внешний из различных «продоль-
585
ных» cлoeв бытия; a тут — oна нe oдин из мнoгих прoдoльных cлoeв, а cила, прoнизывающая вce cлoи пoпeрeк. Там краcoта далee вceгo oт рeлигии, a тут oна бoлee вceгo выражаeтcя в рeлигии. Там жизнeпoниманиe атeиcтичecкoe или пoчти атeиcтичecкoe; тут жe—Бoг и ecть Выcшая Краcoта, чрeз причаcтиe к Кoтoрoй вce дeлаeтcя прeкраcным.
У Леонтьева Бог есть геометрический центр системы, почти абстракция, но—нисколько не Живое Единящее Начало; тут же Он—Ens realissimum. Поэтому, в безблагодатном жизнепонимании Леонтьева личность механически складывается из разного рода слоев бытия, а, согласно жизнепониманию автора этой книги, личность, при помощи благодати Божией, жизненно и органически усваивает себе все слои бытия. Все прекрасно в личности, когда она обращена к Богу, и все безобразно, когда она отвращена от Бога. И, тогда как у Леонтьева красота почти отождествляется с геенной, с небытием, со смертью, в этой книге красота есть Красота и понимается как Жизнь, как Творчество, как Реальность. Если условно согласиться на терминологию Леонтьева, то вот в каких схемах должен быть изображен безблагодатный и безбожный эстетизм Леонтьева (—проф. В. Завитневич отождествляет его даже с материализмом 1030) и духовный и теоцентрический эстетизм настоящей книги.
586
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.