13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Флоренский Павел, священник
Флоренский П., свящ. К истории термина «антиномия»
XXVI. — К ИСТОРИИ ТЕРМИНА «АНТИНОМИЯ»
(к стр. 153).
Как значение известного слова, его «семéма», так и слово для выражения известного понятия, т. е. «морфема» и «фонема» понятия, его термин —, непрестанно меняются. Недостаточно поэтому проследить ни историю одного только термина, ни историю одного только понятия: необходимо и то, и другое. К сожалению, ни понятие антиномии, столь занимающее нас в настоящей работе, ни термин «антиномия», столь часто употребляемый нами, не могут похвалиться знанием своих родословных. И та и другая требуют специальных разысканий, и мы можем, сейчас, лишь наметить несколько точек пути развития последнего из них.
Прежде всего, скажем о самом слове «антиномия». По единогласному определению новых греческих лексикографов слово «ἀντινομία» означает противоречие закона другому, закону же, или—самому себе; ἀντινομία есть внутренняя самопротиворечивость закона, но простое нарушение закона—παρανομία—или отсутствие закона—ἀνομία—еще нисколько не будет антиномией. Так, по Софоклу 1011), это есть «conflict of laws»; Скарлат 1012) говорит, что ἀντινομία есть «ἐναντίοτης (ἀντίφασις) νόμοο τινὸς πρὸς ἄλλον ἢ πρὸς ἑαοτόν». Анфим Газβс 1013 определяет слово «ἀντινομία» как «ἐναντίωσις τοῦ νόμοο, ὅταν δηλфвή καθ’ ἑαοτὸν ἀντιφάοχη, διοριζων τὰ αὐτὰ καὶ εἰς τὸν ἑνάγοντα καὶ εἰς τὸν ἐναγόμενον». В ново-греческом языке смысл слова «ἀντινομία» несколько расплывается, так что оно означает уже «Ge-
582
setzwidrigkeit», «Widersprach», т. е. беззаконие, a ἀντινομιχός «gesetzwidrig, einander widersprechend», т. е. беззаконный, взаимно противоречащий 1014).
Едва ли не с полной уверенностью можно утверждать, что это слово, с самого же начала, было юридическим термином; во всяком случае, весьма рано оно было захвачено правоведами. М. Фабий Квинтилиан, в конце I-го века по Р. X., пользуется им, как всем известным: «Proximum est de legibus contrariis dicere, quia inter omnes artium scriptores constitit in antinomia duos esse scripti et voluntatis status» 1015).
Далее, блаженный Августин 1016), тоже юрист по образованию, в одном из сочинений конца IV-го века определяет термин «antinomia» чрез «contentio legum contrariarum».—В Кодексе Юстиниана 1017), вышедшем в 534-м году и содержащем узаконения от Адриана до 534-го года, равно как и у писателей, вроде Гермогена (173 г. по Р. X.), Иерокла (431 г. по Р. X.), Плутарха (120 г. по Р. X.) и Юлия Виктора (IV-й в. по Р. X.?) 1018) содержится все то же пользование термином «антиномия» в смысле само-противоречия закона себе самому. Понятно, что и производные вроде «ἀντινομιχῶς» и «ἀντινομιχός» имеют значение все то же 1019).
Но, обще-употребительный в праве, термин «антиномия» очень долго не употреблялся в философии, ни у Платона, ни у Аристотеля он не встречается вовсе 1919).
Термином «antinomia» пользуется автор «Философского словаря» Р. Гоклен (1547-1628 г.) «pro pugnantia seu coutrarietate quarumlibet sententiarum seu propositionum» 1921).
Cхoлаcтичecкая филocoфия eдва ли знала eгo, пo крайнeй мeрe в cлoварях ee тeрминoв cлoва «антинoмия» нe нахoдитcя 1922).
В обширном философском словаре Шовенa (1640— 1725 г.) 1022), вышедшем двумя изданиями, в конце XVII-го (1692) и в начале XVIII-го века (1713 г.), тоже нет слова «антиномия».
583
Едва ли не впервые вводит его в естественную теологию Ш. Бонне (1720-1793 гг.) 1024), причем тут «антиномия» означает противоречие между двумя одинаково правильными законами 1025).
Собственно в философию, этот термин, по всем вероятиям, занесен Кантом и тут впервые является в «Критике Чистого Разума» 1026). 1781-ый год,—так датируется первое издание этой книги—, есть, вместе с тем, год рождения нашего термина.
Как известно, Кант преподавал все науки, кроме права. Но склад его мышления и всей натуры был насквозь правовой и даже законнический. В частности, «Критика чистого разума», по замыслу своему, есть перенесение в философию идеи тяжбы и даже частностей ее ведения. Нетрудно догадаться, что к Канту и термин «антиномия» попал непосредственно из римского права, так что это соображение еще раз обеспечивает за Кантом право первенства на интересующий нас термин.
С Канта положение «антиномии», как термина, сразу же настолько упрочнилось, и пользование им настолько распространилось, что обсуждать дальнейшую историю термина было бы слишком копотливо 1027).
584
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.