Поиск авторов по алфавиту

Автор:Флоренский Павел, священник

Флоренский П., свящ. К истории термина «антиномия»

XXVI. — К ИСТОРИИ ТЕРМИНА «АНТИНОМИЯ»

(к стр. 153).

Как значение известного слова, его «семéма», так и слово для выражения известного понятия, т. е. «морфема» и «фонема» понятия, его термин —, непрестанно меняются. Недостаточно поэтому проследить ни историю одного только термина, ни историю одного только понятия: необходимо и то, и другое. К сожалению, ни понятие антиномии, столь занимающее нас в настоящей работе, ни термин «антиномия», столь часто употребляемый нами, не могут похвалиться знанием своих родословных. И та и другая требуют специальных разысканий, и мы можем, сейчас, лишь наметить несколько точек пути развития последнего из них.

Прежде всего, скажем о самом слове «антиномия». По единогласному определению новых греческих лексикографов слово «ἀντινομία» означает противоречие закона другому, закону же, или—самому себе; ἀντινομία есть внутренняя самопротиворечивость закона, но простое нарушение закона—παρανομία—или отсутствие закона—ἀνομία—еще нисколько не будет антиномией. Так, по Софоклу 1011), это есть «conflict of laws»; Скарлат 1012) говорит, что ἀντινομία есть «ἐναντίοτης (ἀντίφασις) νόμοο τινὸς πρὸς ἄλλον πρὸς ἑαοτόν». Анфим Газβс 1013 определяет слово «ἀντινομία» как «ἐναντίωσις τοῦ νόμοο, ὅταν δηλфвή καθ ἑαοτὸν ἀντιφάοχη, διοριζων τὰ αὐτὰ καὶ εἰς τὸν ἑνάγοντα καὶ εἰς τὸν ἐναγόμενον». В ново-греческом языке смысл слова «ἀντινομία» несколько расплывается, так что оно означает уже «Ge-

582

 

 

setzwidrigkeit», «Widersprach», т. е. беззаконие, a ἀντινομιχός «gesetzwidrig, einander widersprechend», т. е. беззаконный, взаимно противоречащий 1014).

Едва ли не с полной уверенностью можно утверждать, что это слово, с самого же начала, было юридическим термином; во всяком случае, весьма рано оно было захвачено правоведами. М. Фабий Квинтилиан, в конце I-го века по Р. X., пользуется им, как всем известным: «Proximum est de legibus contrariis dicere, quia inter omnes artium scriptores constitit in antinomia duos esse scripti et voluntatis status» 1015).

Далее, блаженный Августин 1016), тоже юрист по образованию, в одном из сочинений конца IV-го века определяет термин «antinomia» чрез «contentio legum contrariarum».—В Кодексе Юстиниана 1017), вышедшем  в 534-м году и содержащем узаконения от Адриана до 534-го года, равно как и у писателей, вроде Гермогена (173 г. по Р. X.), Иерокла (431 г. по Р. X.), Плутарха (120 г. по Р. X.) и Юлия Виктора (IV-й в. по Р. X.?) 1018) содержится все то же пользование термином «антиномия» в смысле само-противоречия закона себе самому. Понятно, что и производные вроде «ἀντινομιχῶς» и «ἀντινομιχός» имеют значение все то же 1019).

Но, обще-употребительный в праве, термин «антиномия» очень долго не употреблялся в философии, ни у Платона, ни у Аристотеля он не встречается вовсе 1919).

Термином «antinomia» пользуется автор «Философского словаря» Р. Гоклен (1547-1628 г.) «pro pugnantia seu coutrarietate quarumlibet sententiarum seu propositionum» 1921).

Cхoлаcтичecкая филocoфия eдва ли знала eгo, пo крайнeй мeрe в cлoварях ee тeрминoв cлoва «антинoмия» нe нахoдитcя 1922).

В обширном философском словаре Шовенa (1640— 1725 г.) 1022), вышедшем двумя изданиями, в конце XVII-го (1692) и в начале XVIII-го века (1713 г.), тоже нет слова «антиномия». 

583

 

 

Едва ли не впервые вводит его в естественную теологию Ш. Бонне (1720-1793 гг.) 1024), причем тут «антиномия» означает противоречие между двумя одинаково правильными законами 1025).

Собственно в философию, этот термин, по всем вероятиям, занесен Кантом и тут впервые является в «Критике Чистого Разума» 1026). 1781-ый год,—так датируется первое издание этой книги—, есть, вместе с тем, год рождения нашего термина.

Как известно, Кант преподавал все науки, кроме права. Но склад его мышления и всей натуры был насквозь правовой и даже законнический. В частности, «Критика чистого разума», по замыслу своему, есть перенесение в философию идеи тяжбы и даже частностей ее ведения. Нетрудно догадаться, что к Канту и термин «антиномия» попал непосредственно из римского права, так что это соображение еще раз обеспечивает за Кантом право первенства на интересующий нас термин.

С Канта положение «антиномии», как термина, сразу же настолько упрочнилось, и пользование им настолько распространилось, что обсуждать дальнейшую историю термина было бы слишком копотливо 1027).

584


Страница сгенерирована за 0.09 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.