Поиск авторов по алфавиту

Автор:Флоренский Павел, священник

Флоренский П., свящ. «Амулет» Паскаля

XXV.  — «АМУЛЕТ» ПАСКАЛЯ

По смерти одного из наиболее искренних людей, живших на земле (легко догадаться, что я говорю о Блэзе Паскале), в подкладке его куртки,—pourpoint—, была найдена небольшая, тщательно сохранявшаяся им записка, впервые опубликованная Кондорсэ под весьма неподходящим названием» мистического амулета — amulette mystqiue». Записка эта относится ко времени или даже моменту «обращения» Паскаля и представляет собою исповедание веры его,—точнее сказать, молитвенное созерцание отдельных моментов духовного восхождения. Об этом «амулете» было споров не мало, но споров довольно безрезультатных 1007). Безрезультатность эта была обусловлена слишком большим упрощением и опрощением этого документа, содержащего в себе уплотненный сгусток жизни и миро-понимания,— столь сжатый, что отдельные положения кажутся даже бессвязным набором. Но, мне кажется, что мысли, развиваемые мною в этой книге, и теория возрастания типов дают ключ к пониманию этой много-содержательной и много-значительной бумажки. Ограничусь пока почти только этим намеком, с тем, чтобы впоследствии вернуться к «Амулету» Паскаля. Но приведу, все же, подлинный текст 1008), потому что многое понятно будет и без нарочитых  разяснений.

«L’an de grâce 1654.

Lundi 23 novembre, jour de St. Clément, pape et martye, et autres au martyrologe. 

577

 

 

Veille de St. Chrysogone, martjn et autres.

Depuis environ dix heures et demie du soir jusques environ minuit et demi,

Feu,

Dieu d’Abraharn, Dieu d’Isaac, Dieu de Jacob,

Non des Philosophes et des savants*

Certitude. Certitude. Sentiment. Joie. Paix.

Dieu de Jésus-Christ

Deum meum et Deum vestrum.

Ton Dieu sera mon Dieu—

Oubli du monde et de tout Ноrmis Dieu.

Il ne se trouve que par les voies enseignées dans l’Évangile.

Grandeur de l’âme humaine.

Père juste, le monde ne t’a point connu, mais je t’ai connu.

Joie, Joie, Joie, pleurs de joie.

Je m’en suis séparé ___________________________________ 

Dereliquerunt me fontem aquae vivae.

Mon Dieu me quitterez-vous? ________________________________________________________  ________________________________ _________________________________      _______________________________

Que je n’en sois pas séparé éternellement.

Cette est la vie étemelle qu’ils te connaissent seul yrai Dieu et

celui que tu as envoyé J.-C. ______________________________________ 

Jésus-Christ. _________________________________________________  

Jésus-Christ. _________________________________________________  

Je m’en suis séparé; je l’ai fui, renoncé, crucifié.

Que je n’en sois jamais séparé.

Il ne se conserve que par les voies enseignées dans l’Évangile.

Renonciation totale et douce.

Soumission totale à Jésus-Christ et à mon directeur.

Éternellement en joie pour un jour d’exercice sur la terre.

Non obliviscar sermones tuos. Amen».

Вот перевод этого документа, с некоторыми пояснительными примечаниями (они набраны мелким шрифтом и заключены в скобки):

«Год благодати 1654. 

578

 

 

[Паскаль подчеркивает, что живет под благодатью, т. е. когда возможно разрешите ἐποχή. Кстати сказать, замечательно мистико-арифметическое значение года обращения,— 222 =7].

Понедельник 23 ноября, день св. Климента, папы и мученика, и других в месяцеслове.

Канун св. Хризогона мученика и других.

От приблизительно десяти с половинною часов вечера до приблизительно полуночи с половиною,

[Этою точностью даты указывается, что полнота ведения, открывшаяся Паскалю, не была мечтаниями или смутными предчувствиями, почти не датируемыми вследствие своей расплывчатости и качественной не отличности от обычного содержания сознания, a была явлением точно-очерченным и, стало быть, качественно новым, стоящим в не обычных процессов сознания].

Огонь.

[Разумеется огонь сомнения, огонь ἐποχή: в продолжение двух часов Паскаль томился огнем геенским и тогда-то, после сего испытания небытием, ему открылся Сущий].

Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова,

Не философов и ученых.

[Истина—Личность, исторически являющая Себя, a не отвлеченный принцип; другими словами, Истина—не вещна, a лична]»

Достоверность. Достоверность. Чувство. Радость. Мир.

[Во встрече с богом-Истиною—достоверность, и потому—разрешение ἐποχή; эта-то достоверность и дает удовлетворение чувству,—радость и мир, т. е. Бог удовлетворяет критерию истины]»

Бог Иисуса Христа.

[Бог Иисуса Христа и есть Истина,       Триединица, ибо только Христос возвестил Триединство].

«Бога Моего и Бога Вашего».

[Но наш Бог —не бог Иисуса Христа, ибо я не едино-сущен Истине, a Христос—едино-сущен].

Твой Бог будет моим Богом—

[Чрез Христа я буду приобщен жизни Триединого, и Истина делается моим богом].

Забвение мира и всего, кроме Бога:

[И тогда я буду «не от мира», забуду тленное, метафизически избавлюсь от него, буду вечен].

579

 

 

Он обретается только на путях, указанных в Евангелии.

[Путь к свету Истины—подвижничество, y строение сердца].

Величие души человеческой.

[На пуши подвижничества усматривается вечная сторона тварной личности,—София].

Отец праведный, мир не познал Тебя, но я Тебя  познал.

[Своею мудростью, которою мир не познал Отца, я познал Его,—чрез созерцание своего очищенного естества, в Господе Иисусе Христе].

Радость, радость, радость, слезы радости.

[В познании Бога чрез очищенное сердце—переизбыточествующая, переливающаяся чрез край радость и блаженство].

Разлучился я с Ним

[Но откровение кончается; эта радость лишь залог будущей,—не постоянное чувство. Радость уходит и является недоумение и тоска].

«Оставили Меня, источник воды живой».

[Как бы ответ Бога на недоумение: «Этим обясняется чувство тоски»].

Бог Мой, неужели Ты покинешь меня?                

[T. e: «Ты не покинешь, лишь бы я не покидал». Отсюда решение:]

Да не разлучусь я с Ним во веки.

[Внутренним актом решаюсь: прилепиться к Богу].

_________________________________________________________________________________________

Это есть жизнь вечная, да познают они Тебя, единого истинного Бога, и что Ты послал И. Х.

 [С этого момента начинается уже жизнь обычного сознания. Говорится о том, что нужно и, далее, о несоответствии между должным и наличным].

Иисус Христос ____________________________________________________________________

Иисус Христос ____________________________________________________________________

Я разлучился с Ним; от Него я бежал, отрекся, от распятого.

Да не разлучусь я с ним никогда. Он сохраняется только на путях, указанных в Евангелии.

[Определяется, как же не разлучатся с И. X., a далее указываются средства к устроению себя].

580

 

 

Всецелостное и сладкое отречение.

[Отказ от самости, подвиг].

Всецелостное подчинение Иисусу Христу и моему руководителю.

[Старческое послушание].

На веки в радости за день подвига на земле

[Мысль о будущих благах:]

«Да не забуду слов Твоих». Амин».

Таким oбразoм, «амулeт» Паcкаля—как бы прoграмма рeлигиoзнo-филocoфcкoй cиcтeмы,—цeлый круг мыcлeй, c нeoбычайнoй быcтрoтoй прoнecшихcя прeд coзнаниeм Паcкаля, в oзарeнии, длившeмcя oкoлo двух чаcoв. Мoжeт быт, eгo «Мыcли o рeлигии»—набрocки, прeдназначeнныe для ocущecтвлeния имeннo этoгo плана. Как извecтнo, oтдeльныe замeтки, вхoдящиe в cocтав «Мыcлeй o рeлигии», найдeны были пo cмeрти Паcкаля в пoлнoм бecпoрядкe, и oбычный пoрядoк их раcпoлoжeния принадлeжит вoвce нe автoру, а пeрвым издатeлям. Ecть пoпытка раcпoлoжить тe жe мыcли в другoм пoрядкe, бoлee cooтвeтcтвующeм замыcлу Паcкаля 1009). Нo умecтнo и cвoeврeмeннo пoпытатьcя раcпoлoжить тe жe мыcли coглаcнo «амулeту», и я рeшаюcь выcказать cвoe прeдчувcтвиe, чтo здecь иccлeдoватeля oжидают клады бoгатыe и лeгкo-дoбываeмыe.—Напoмню кcтати, чтo ecть какoe-тo cрoдcтвo у Паcкаля c правocлавиeм 1010) и чтo нeдарoм жe А. C. Хoмякoв «чаcтo называл Паcкаля cвoим учитeлeм». Этo налагаeт на наc oбязаннocть ocoбeннo вниматeльнo oтнecтиcь к прoникнoвeннoму французcкoму мыcлитeлю.

581


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.