Поиск авторов по алфавиту

Автор:Флоренский Павел, священник

Флоренский П., свящ. Икона Благовещения с космическою символикою

XXII. — ИКОНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ С КОСМИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКОЙ (к стр. 353).

Рассуждая о космическом аспекте Божией Матери, мы не можем обойти молчанием довольно загадочной иконы Благовещения, «найденной» мною в церкви села Новинского, Нерехтского уезда, Костромской губернии. Говорю «найденной», ибо икона эта находилась в забросе и валялась где-то на подоконнике, покрытая таким слоем пыли и грязни, что изображения не было видно вовсе. Бросившись в глаза во время моей исповеди, она, по какой-то непонятной для меня причине, привлекла внимание и, при первой возможности, я вновь посетил это село и занялся чисткой и промывкой иконы. После около двух-часовой работы выступило на углубленном золотом поле иконы изображение, оказавшееся очень тонкой работы, со множеством мельчайших подробностей и фигур, весьма тщательно выписанных; полагаю, что фигур должно быть более 150. Судя по композиции, эта икона относится либо к концу XVII-го, либо к началу XVIII-го века. Размеры ее, думается, 5 х 3 ½,  вершк., но даю их, равно как и все дальнейшее описание, главным образом по памяти, через три года после того, как рассматривал ее. Правда, я пытался сфотографировать ее, но неудобные условия семки и неподходящий аппарат воспрепятствовали этому намерению. Поэтому, и прила-

540

 

 

гаемое здесь схематическое изображение иконы в значительной мере сделано на память, по прошествии трех лет.

 

Композиция иконы слагается из трех—догматической, церковно-исторической и космологической. Последняя не только наиболее интересна для нас, но и в иконе занимает центральное место; это, очевидно,— «сама» икона, тогда как все остальное—пояснения и углубления. Что же видим мы тут, в этом ядре иконы? На чем прежде всего останавливается глаз?—Это—киноварного цвета кольцо, испещренное золотыми звездами. В это кольцо вписана квадрато-образная фигура, состоящая из круговых дуг. В середине ее помещен равнобедренный треугольник со Всевидящим Оком, окруженный сиянием. По сторонам квадрато-образной фигуры расположены четыре символа времен года, с соответствующими написями, а именно: оголенная ветка, покрытая снегом и «зима»; цветы и «весна»;

541

 

 

сноп колосьев и «лето»; плоды (?) и «осень». Наконец, в промежутках между квадрато-образной фигурой и кольцом, против указанных выше символов времен года, изображено двенадцать небольших кругов с символами знаков зодиака; круги эти распределены на группы, по три, соответственно временам года. Фон каждой группы соответствует времени года, к которому она относится. Так, зимние знаки зодиака изображены на фоне ветвей, покрытых снегом; летние—на фоне созревшей нивы; весенние и осенние — на фоне зеленого пейзажа.

Ближайшею к этой, центральной, части композиции должно признать изображение Благовещения, расположенное по сторонам описанного выше круга. Слева,—для зрителя—, от круга находится вожженный седми-свещник, а над ним — Архангел в облаках. Справа же от круга и симметрично со свещником помещено весьма неясное изображение, смысл которого мне не удалось определить, а над ним—Приснодева. Выше Нее, справа, находится сияние и в нем—как будто лицо (—солнце?—), а слева—кружок с изображением Духа-Голубя, летящего вверх.

Накoнeц, в вeрхнeй чаcти икoны, cрeди oблакoв и coнмoв ангeлoв и правeдникoв, изoбражeн Бoг Oтeц (?) и, прeд ним, кoлeнo-прeклoнeнная, ангeлo-oбразная фигура. Иcтoчающeecя oт Нeгo cияниe чаcтью как бы заканчиваeтcя трeмя кoнцeнтричecкими ликами, cocтавлeнными из мeльчайших ангeльcких гoлoв c раcпрocтeртыми крыльями, чаcтью жe—прoхoдит далee, cквoзь них.—Эти ангeльcкиe лики напиcаны, cooтвeтcтвeннo, на фoнe трeх цвeтных кoлeц: внутрeннee кoльцo зeлeнoватoe, cрeднee—рoзoвoe, наружнoe—гoлубoe.

Что же означает вся эта своеобразная композиция? Не берясь обяснять ее,—ибо для этого требуется еще внимательное изучение—, выскажу лишь догадку, что она живописует речения акафиста: Пресвятая Богородица—«всех

542

 

 

стихий земных и небесных освящение» 900), «всех времен года благословение» 901), ибо  в моменте Благовещения, когда тварь, в лице Божией Матери, прияла в себя Божество, содержится вся Вечность, а в Вечности — вся полнота времен. Праздник Благовещения, космически,—праздник весеннего равноденствия: хотя в настоящее время празднование Благовещение отстало от равноденствия на 13 дней 902), но во II-м веке равноденствие считалось 24-го марта, т. е. праздником весны. И, как в моменте весеннего равноденствия заключена, как бы в зерне, вся полнота космического года, так же в празднике Благовещения Пресвятой Деве содержится, как в бутоне, вся полнота церковного года. А далее, и космический год и церковный год—это образы года онтологического,—года или полноты времен и сроков всей мировой истории. Вся мировая история содержится в Деве Марин; а Дева Мария вся выражается в моменте Благовещения.

Этот-то бесконечно-полный миг, этот момент полноты бытия и являет нам, в наглядных образах, описанная тут икона.

543


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.