Поиск авторов по алфавиту

Автор:Юркевич П. Д.

Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия

XXI. СЕРДЦЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ПО УЧЕНИЮ СЛОВА

БОЖИЯ.

(Из статьи П. Д. Юркевича 899). (К стр. 267).

Сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека. Так

В сердце зачинается и рождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникают многообразные преднамерения и желания; оно есть седалище воли и ее хотений. Эти действия преднамерения, хотения и решимости обозначаются выражениями: и «вдах сердце мое» (Еккл. 1: 13); «и положи Давид на сердцы своем» (Дан. 1: 8); и «бысть на сердцы отцу моему Давиду» (3 Цар. 8: 17). То же самое говорят выражения: «благоволение сердца» (Рим. 10, 2), изволение сердца (2 Кор. 9: 7. Деян. 11: 23). Древний Израиль должен был приносить дары на построение скинии, «всяк по воле сердца своего» (Исх. 35: 5), и «принесоша кийждо, яже возлюби сердце их» (ст. 21). Кто высказывал свои желания, тот говорил «вся, елико, им на сердце своем» (3 Цар. 10: 2). Когда мы делаем что-нибудь охотно, то наш поступок происходит «от сердца» (Рим. 6: 17). Кого мы любим, тому отдаем наше сердце и обратно, того имеем в нашем сердце: «даждь ми сыне твое сердце» (Притч. 23: 26); «в сердцах наших есте» (2 Кор. 7: 3); «за еже имети ми в сердце вас» (Флп. 1: 7).

535

 

 

Сердце есть седалище всех познавательных действий души. Размышление есть «предложение сердца» (Притч. 16: 1), усоветование сердца: «усоветова сердце мое во мне» (Неем. 5: 7). Уразуметь сердцем — значит понять (Втор. 8: 5); познать всем сердцем—понять всецело (Иис. Нав. 23: 14). Кто не имеет сердца «разумети», у того нет «очес видти и ушес слышати» (Втор. 29: 4). Когда сердце одебелевает, то человек теряет способность замечать и понимать самые очевидные явления Божия промысла: «тяжко слышит он ушима своима и смежает очи свои» (Ис. 6: 10). Вообще «всяк помышляет в сердце своем» (Быт. 6: 5). Человек недобрый имеет« сердце, кующее мысли злы» (Притч. 6: 18). Лживые пророки «прорицают произволы сердца своего» (Иер. 14: 14), « видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних» (Иер. 23: 16). Мысли суть « советы сердечныя» (1 Кор. 4: 5). Слово Божие « судительно помышлениям и мыслем сердечным» (Евр. 4: 12). Что мы твердо помним, напечатлеваем в душе и усвояем, то влагаем, полагаем, слагаем и записываем в сердце своем: «вложите словеса сия в сердца ваша» (Втор. 11: 18); « положи мя яко печать на сердцы твоем» (Песн. 8: 6); «Мариам соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем» (Лк. 2: 19); « напиши я (словеса премудрости) на скрижали сердца твоего» (Притч. 3: 3). Все, что приходит нам на ум или на память, — всходит « на сердце». В царстве славы подвижники, страдавшие за правду и веру, « не помянуть прежних, ниже взыдут на сердце их» (Ис. 65: 17); « и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его» (1 Кор. 2: 9).

Как слово есть явление или выражение мысли, то и оно износится « из сердца» (Иов. 8: 10); «от избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12: 34). И как мышление есть разговор души с собою, то размышляющий ведет этот внутренний разговор в «сердце» своем: «глаголах аз в сердце моем» (Еккл. 1: 16); «рекох аз в сердце моем» (Еккл. 2: 1); «речет злый раб той в сердцы своем» (Мф. 24: 48).

536

 

 

Сердце есть средоточие многообразных душевных чувствований, волнений и страстей. Сердцу усвояются все степени радости, от благодушия (Ис. 65: 14) до восторга и ликования пред лицом Бога (Пс. 83: 3. Деян. 2: 46); все степени скорбей, от печального настроения — когда «припадшая страсть в тлеси сердце оскорбляет» и когда «печаль мужу вредит сердце» (Притч. 25: 20- 21), — до сокрушающего горя, когда человек «вопиет в болезни сердца своего» (Ис. 65: 14) и когда он чувствует, что «возмятеся сердце его и отторжеся от места своего» (Иов. 37: 1); все степени вражды, от ревнования и «горькой зависти» (Притч. 23: 17. Иак. 3: 14) до ярости, в которой человек скрежещет зубами своими (Деян. 7, 54) и от которой сердце его разгорается местию (Втор. 19: 6); все степени недовольства, от беспокойства, когда сердце «смущает» человека (Притч. 12: 25), до отчаяния, когда оно отрекается от всяких стремлений (Еккл. 2: 20); наконец, все виды страха, от благоговейного трепета (Иер. 32: 40) до подавляющего ужаса и смятения (Втор. 28: 28. Пс. 142: 4). Сердце истаивает и терзается от тоски (Иис. Нав. 5: 1. Иер. 4: 19), по различию страданий оно делается «яко воск таяй» (Пс. 21: 16), или иссыхает (Пс. 101: 5), согревается и разжигается (Пс. 38: 4. 72: 21), или делается сокрушенным и сотренным (Иер. 23: 9. Пс. 146: 3). В унынии человек бывает «страшлив и слаб сердцем» (Втор. 20: 8). От сострадания сердце «превращается» (Ос. 11: 8). Благодатное слово Божие действует в сердце «яко огнь горящ » (Иер. 20: 9); сердце воспламеняется и горит, когда к нему прикасается луч божественного слова (Лк. 24: 32).

Наконец, сердце есть средоточие нравственной жизни человека. В сердце соединяются все нравственные состояния человека, от высочайшей таинственной: любви к Богу, которая взывает: «Боже сердца моего и часть моя Боже во век» (Пс. 72: 26), до того высокомерия, которое, обожая себя, полагает »сердце свое яко сердце Божие» и говорит: «аз есмь Бог» (Иез. 28: 2). По разли-

537

 

 

чию нравственных недугов, сердце омрачается (Рим. 1: 21), одебелевает (Ис. 6: 10), делается жестким (Ис. 63: 17), каменным (Иез. 11: 19), нечеловеческим, звериным (Дан. 4: 13). Есть «сердце лукавое» (Иер. 16, 12), «сердце суетное» (Пс. 5: 10), «сердце неразумное» (Рим. 1: 21). Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое сокровище человека: «благий человек от благого сокровища сердца своего износить благое: и злый человек от злаго сокровища сердца своего износить злое» (Лк. 6: 45). Сердце есть скрижаль, на которой написан естественный нравственный закон; посему язычники «являют дело законное написано в сердцах своих» (Рим. 2:15). На этой же скрижали пишется и закон благодатный: «людие мои, взывает Господь, имже закон мой в сердце вашем» (Пс. 51: 7); «и на сердцах их напишу я» — (законы благодати) (Иер. 31: 33). Посему слово Божие посевается на ниве «сердца» (Мф. 13: 19); совесть имеет свое седалище «в сердце» (Евр. 10: 22); Христос вселяется «верою в сердца наша» (Еф. 3: 17), также дарует «обручение Духа в сердца наша» (2 Кор. 1: 22). «И мир Божий да водворяется в сердцах ваши» (Кол. 3: 15); «яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым» (Рим. 5: 5). Благодатный свет Бог «возсия в сердцах наших» (2 Кор. 4: 6). — Но, с другой стороны, грешнику диавол влагает в «сердце» злые начинания (Ин. 13: 2), исполняет его сердце злыми помыслами (Деян. 5: 3). К невнимательным слушателям слова Божия «aбиe приходить сатана, и отемлет слово сеянное в сердцах их» (Мк. 4:15).

Как cрeдoтoчиe вceй тeлecнoй и мнoгooбразнoй духoвнoй жизни чeлoвeка, ceрдцe называeтcя иcхoдищами живoта или иcтoками жизни: «вcяцeм хранeниeм блюди твoe ceрдцe: oт cих бo иcхoдища живoта» (Притч. 4:23); oнo ecть [?]«кoлo рoждeния нашeгo» (Иак. 3: 6), тo ecть круг или кoлeco, вo вращeнии кoeгo заключаeтcя вcя наша жизнь. Пoceму oнo cocтавляeт глубoчайшую чаcть нашeгo cущecтва: «глубoкo ceрдцe чeлoвeку пачe вceх, и ктo пo-

538

 

 

знает его» (Иер. 17: 9). Никогда внешние обнаружения слова, мысли и дел не исчерпывают этого источника; «потаенный сердца человек» (1 Пет. 3: 4) открыт только для Бога: «Той бо весть тайная сердца» (Пс. 43: 23). Состоянием сердца выражается все душевное состояние  (Ис. 50:12; 83: 3). Человек должен отдать Богу одно свое сердце, чтобы сделаться Ему верным в мыслях, словах и делах: «даждь ми сыне твое сердце, взывает к человеку Божия премудрость» (Притч. 23: 25).

539


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.