Поиск авторов по алфавиту

Такие разные инославные

Кроме журналистики я занимался благотворительностью. Точнее, помогал одному американскому миссионеру-бизнесмену тратить деньги на детские дома[1]. Мы с ним старые друзья. На мой переход в православие он сказал: «О`кей, нет проблем!». Он часто бывает в России. В Кемерове он оставил меня областным координатором по распределению благотворительной помощи. И опять я оказался в щекотливой ситуации. Под мое начало попали несколько служителей протестантских церквей, работающих в детских домах. Но мы сработались. Это смиренные и ревностные люди. Сердца наши были открыты друг другу, на мой взгляд. Мы не боялись обсуждать спорные вопросы.

Из переписки с сестрой Натальей (имя изменено):

Не осуждаю и православных за беспечность. Многие злоупотребляют Божьей любовью, но разве я вправе судить. У родителей тоже бывают разные дети: одни послушные, другие наркоманы или пьяницы, но родители любят их. Кто из нас кто? Не знаю, знаю одно, что Бог любит меня, что не гнушается мною.

Наталья, разными могут быть и протестанты, и баптисты в том числе. Например, «разным» был баптист Гарри Трумэн, 33-й президент США, отдавший приказ… об атомной бомбардировке Нагасаки и Хиросимы. «Разным» был один из лидеров Реформации Жан Кальвин (главное его сочинение – «Наставление в христианской вере»). Однажды он обвинил в ереси испанского мыслителя Сервета и… сжег его на костре (хотя я оговорился: Кальвин, выдавший Сервета властям, пожалел его – попросил заменить сожжение на костре отсечением головы) [36]. Такое вот реформаторское «наставление» … Разные протестантские епископы в США сегодня требуют разрешения церковного благословения на браки гомосексуалистов[2]. Со слов одного немецкого преподавателя Богословского института Союза ЕХБ, в Германии сегодня не редкость объявления в газетах: «Ищем пастора (верующего)» [3].

«Разным» был даже Мартин Лютер, вождь немецкой Реформации (по сути, благого начинания) [37]. Но, идеализируя в свое время Лютера, я ошибался. Он, например, не считал Откровение Иоанна апостольской книгой. «Пусть каждый, - писал он, - думает об Апокалипсисе, что хочет… Мой дух не может терпеть этой книги» (той самой, в которой есть одно из любимейших мест русских баптистов: см. Откр. 22:18-19). Он «уважал и чтил» Послание Иакова, но отвергал его подлинность опять-таки на основании его несоответствия своему духу…» [38]. Во время крестьянского восстания (1525 г.) Лютер выступает с необычайно резкой статьей «против разбойников и кровопийц крестьян», предлагая властям не останавливаться ни перед чем для истребления «факелов ада» и «членов дьявола». «Пусть, кто может, душит и колет, тайно или открыто…». «Как осла нужно бить, так простой народ можно только насилием держать в послушании» [39].

И еще один факт истории. «Когда анабаптисты (которые не были согласны с лютеранами по ряду вопросов) просили проявить по отношению к ним… терпимость, они подверглись со стороны лютеран жестоким репрессиям: их тысячами отправляли на казнь – вопреки провозглашенному Лютером праву на свободное толкование Священного Писания» [4].

…Евангелизация прошла успешно. Очень жаль, что служитель местной православной церкви назвал нас сатанистами во время служения. Это не имеет отношения к твоему хождению, это моя боль за людей. Думаю, что и ваша тоже. Мы раздавали приглашения на рынке, а матушка ходила и пугала людей, что тот, кто оставит его у себя, будет проклят на небесах, что дети заболеют и многое другое. Нашу церковь люди в городе знают по делам, она имеет доброе имя. Многие спорили с матушкой, были скандалы между людьми, ругались матами.

Наталья, я искренне рад за проповедь Евангелия. Понимаю твою боль и огорчение. Я сам, будучи баптистом и миссионером, очень горячо реагировал на эти моменты. На месте священника я бы поступил по-другому. Но это и понятно. Я изнутри знаком с баптизмом. А батюшка, возможно, знает его только по пропаганде советских времен…

Но баптисты могут сами провоцировать подобные ситуации своими, не совсем корректными, суждениями о православии.

Вот несколько примеров.

В 2000 году в Москве состоялась конференция служителей ЕХБ под названием «Русь. Миссия. XXI век». На ней был прочитан доклад Тараса Приступы, руководителя миссии «Надежда людям», пастора церкви. В докладе рассматривались препятствия на пути развития миссионерского движения в России в XXI веке. Одно из препятствий Приступа видит в том, что евангельское движение в нашей стране «пополнялось людьми именно из «православной среды», потому что другой просто не было». То есть, оказывается, проблема русских протестантов в том, что у них – отягощенная наследственность. Приступа пишет: «Богословие православия в некоторых ключевых вопросах радикально отличается от апостольского… В центре его – не Бог и Его благодать, а человек с его религиозным опытом… Православная церковь никогда не отличалась желанием завоевать сердца людей для Христа через любовь и служение[5]… Язычество и мистицизм в православии, помноженные на духовный вакуум посткоммунистического периода, сделали людей незащищенными от влияния оккультизма, восточного мистицизма и тоталитарных деструктивных сект» [6] [42].

Подобные суждения о Православной Церкви встречаются в этом журнале нередко. Насколько я понимаю, неизменно негативная оценка Православия – это позиция самого редактора Николая Водневского, которую он довольно часто выражает в своих статьях.

Вот лишь некоторые цитаты: «Корень зла – в отступлении людей от Бога, в замене истины... религиозной ложью, которой пользовалась господствовавшая церковь… Сатана подсовывает религию вместо Христа, обряды – вместо боголюбивой жизни…» [45]. «Живых детей Божиих, тех, кто любит Христа всем сердцем, спасает только то, что Бог не дает книжникам и фарисеям наших дней полной власти. Их авторитет поколеблен» [46]. «Слава Богу, в России… теперь строят молитвенные дома. Но они настолько дорогие и величественные, что, по примеру православных, их называют храмами… А Бог через апостола говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»… Да, Бог живет не в рукотворных храмах…» [47]. Водневский абсолютно прав в том, что сатана может везде, в том числе, и в Православной Церкви, искусить и обмануть человека, повести его по ложному пути. Жаль только, что кроме «религиозной лжи» Водневский (живущий в Америке) ничего в православии не видит.

Кстати, своим девизом журнал избрал слова Августина Блаженного: « В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь»[7]. Ни стремления к единству, ни уважения чужой свободы, ни, тем более, братской любви я не вижу в таком отношении журнала к Православной Церкви. И чем он отличается от той православной матушки на рынке? Может быть, только своей ученостью.

Тиражом в сто тысяч экземпляров называть православие язычеством, священников – фарисеями, обряды – сатанинскими, храм – безбожным… Кто после этого измерил боль православного? Корректно ли теперь ждать от него веротерпимости и дружелюбия?

После таких публикаций Православная Церковь, действительно, станет одним из главных препятствий «на пути развития миссионерского движения» ЕХБ.

Другой пример. В журнале «Христианское слово», в статье «Труд: проклятие или благословение?»[8], ее автор Игорь Подберезский противопоставляет протестантское отношение к труду (всегда, по его мнению, добросовестное, усердное и честное) православному отношению. Из статьи вытекает однозначный вывод о том, что православные христиане не могут упорно трудиться, не имеют понятия о «светской трудовой этике», воспринимают труд лишь как тяжелое бремя и уходят в монастыри, в основном, только для того, чтобы там молиться = лениться. При этом в статье ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН нет ни одной ссылки на Священное Предание Православной Церкви, то есть, на то, что только и может дать истинное представление о ПРАВОСЛАВНОМ отношении к труду. Зато цитируется Лютер, который говорил, что «труд конюха или скотницы более угоден Богу, нежели труд монаха или монахини» [49].

Какое же истинное отношение к труду заповедует Православная Церковь своим детям? Вот лишь некоторые иллюстрации. Св. Нил Синайский: «Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти…». Св. Григорий Богослов: «Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных». Св. Тихон Задонский: «Кто в праздности живет, то непрестанно грешит» [50]. Св. Антоний Великий: «Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн». Св. Иоанн Златоуст: «Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его». У Православной Церкви есть примеры усердного труда преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Кирилла Белоезерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и других русских подвижников [52]. Православный «Спутник христианина» пишет: «Трудись, где бы ты ни был поставлен в обществе… Трудись, это твое назначение и обязанность на земле. Но ты не для земли создан, а для неба. После труда и забот житейских, возносись горе (к небу – прим. авт.) умом и сердцем, изливай перед Богом свою душу в славословии, благодарении и молитве… От трудов переходи к молитве, от молитвы к трудам: трудись и молись… Бог дал человеку жизнь, Бог назначил ему и труд, в жизни. Помни это каждый и трудись над своим делом усердно, без скорби, без ропота на ежедневный свой труд… Труд, работа, забота, горе, терпение – везде, во всех званиях и состояниях; есть они у всякого человека, который честно и усердно занимается своим делом домашним-ли то или общественным» [53]. О труде монахов – см. Приложение № 6.



[1] Кстати, в его семье растут две девочки из Африки, удочеренные им. В Никольском соборе, который они однажды посетили по моему приглашению, это были, наверное, самые необычные гости за всю его историю.

[2] «Многие находятся в плену духа времени, который диктует искаженное толкование Библии. Особенно это ясно в вопросе о гомосексуализме. Для него находят якобы библейское обоснование: его можно рассматривать как вариант творения…». Это цитата из статьи «Дух времени и ветры учений. Критический анализ евангельского движения Запада на разломе тысячелетий» из журнала «Вера и жизнь» [40].

[3] Напрашивается как бы резонный вопрос: «Пусть протестанты тоже грешат. Но почему в Православной Церкви гораздо больше номинальных христиан?». Ответить можно простой статистикой. В России сегодня 80 % населения крещены в православии, и только 2-3 % - в протестантизме (цифры приблизительные) [41]. Итак, православных у нас в стране – в сорок раз больше, чем протестантов. В какой конфессии будет больше номинальных верующих? Если подобные расчеты применить к протестантской Америке, где Православная Церковь очень маленькая, то «резонный вопрос» надо адресовать уже протестантам… В общем, есть такой совет: «не ищи православных христиан среди крещеных, а ищи среди воцерковленных».

[4] См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 38.

[5] По всей видимости, «русский миссионер» не слышал даже о Кирилле и Мефодии, которые не только перевели Библию с греческого на славянский, но и создали русскую азбуку и письменность. Тем более Приступа ничего, наверное, не знает о других добрых примерах миссионерского служения Православной Церкви. А их немало. В 11-м веке святой Исайя, святитель Ростовский, обходил города и села Ростовской и Суздальской областей и «повсюду увещевал язычников оставить нелепое суеверие и уверовать в Бога истинного… В течение одиннадцати лет святой Исайя… не боялся разрушать идолов, а самих язычников смирял и привлекал к себе отеческой кротостью, а также делами милосердия». Церковь прославляет память святого князя Константина, просветителя Мурома. Прославляет святого мученика Авраамия, просветителя болгар. Прославляет блаженного Феодорита, просветителя лопарей. Прославляет архиепископа Мисаила Рязанского, просветителя мордвы. Прославляет святых Гурия, Варсонофия и Германа, просветителей Казани. Прославляет святого Стефана, просветителя Пермской земли (более подробно о нем – в Приложении № 5). Перечислять можно долго [43].

«В пределах России существовали духовные миссии среди язычников: алтайская (миссия не только обращала единородцев в православие, но и устраивала хозяйственный быт каждой обращенной семьи и имела за обращенными полный санитарный надзор), киргизская (с 1883 года), иркутская, забайкальская, камчатская, обдорская, сургутская, енисейская, якутская. Вне России существовали православная японская миссия (училища, иконописная школа, «общество для перевода религиозных книг на японский язык) …и миссия американская» [44].

[6] Доклад был опубликован в миссионерском журнале «Вера и жизнь» (тираж 110 000 экз.).

[7] Надо сказать, что сам Августин Блаженный в своей «Исповеди» так описывает свои переживания в тот момент, когда понял, что его прежние нападки на Церковь безосновательны: «Я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем: я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал… Учит ли Церковь Твоя истине, я еще не знал, но уже видел, что она учит не тому, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями» [48].

[8] Издается Союзом ЕХБ России. Журнал, на мой взгляд, гораздо терпимее «Веры и жизни». В том же номере, в передовой статье Председателя Российского Союза ЕХБ Юрия Сипко, например, цитируется митрополит Сурожский Антоний: «Наше призвание – не только быть Христовыми, но так сродниться с Ним, так с Ним быть едиными, чтобы всякий человек, встречаясь с нами, встретил бы Христа…» [51].


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.