13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на открытии Международной конференции «После Чернобыля: общая боль, общая забота, общая надежда. Осмысление итогов и уроков катастрофы» в Киеве, 26. 04. 2011
СЛОВО НА ОТКРЫТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ «ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ: ОБЩАЯ БОЛЬ,
ОБЩАЯ ЗАБОТА, ОБЩАЯ НАДЕЖДА. ОСМЫСЛЕНИЕ
ИТОГОВ И УРОКОВ КАТАСТРОФЫ» В КИЕВЕ
26. 04. 2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!
Мы собрались, чтобы осмыслить итоги самой страшной техногенной катастрофы XX века — аварии на атомной электростанции в Чернобыле. Надлежит нам поговорить и о том, что уроки этой катастрофы не должны остаться втуне. Надо осознать то, что произошло с нами,
1 Достоевский Ф. М Преступление и наказание. Ч. VI. Гл. 2.
2 Митр. Волоколамский Иларион; епп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский) Пантелеймон.
195
но с несколько иной точки зрения, чем это сделают ученые, техники, конструкторы, разработчики ядерных технологий.
Сегодня, в радостные пасхальные дни, когда празднуется победа Христа над смертью, мы вспоминаем дела 25-летней давности, связанные с гибелью людей, с огромным человеческим страданием. В этом совпадении есть некий смысл. Кстати, чернобыльская авария произошла в день Входа Господня в Иерусалим, а после Вербного воскресенья наступает Страстная седмица, которая особым образом посвящена покаянию. Человек должен осмыслить все, что с ним происходит в его личной, семейной жизни, проанализировать свои мысли и поступки, с тем чтобы раскаяться в дурных помыслах и делах и, по возможности, достойно встретить Пасху.
Я думаю, что глубинные перемены, которые произошли в Советском Союзе, начались именно с чернобыльской катастрофы, потому что это был такой удар по сознанию людей, такой силы вызов тогдашнему мировоззрению, что он подтолкнул процесс переосмысления всей жизни. Нельзя сказать, что это было покаяние, но все-таки его элементы присутствовали — вероятно, иногда мы даже подвергали себя чрезмерному самобичеванию. Мы прошли через период критического осмысления тогдашней жизни, — это имело и до сих пор имеет огромное значение. Дай Бог, чтобы это переосмысление, которое не закончилось и сегодня, в конце концов завершилось Пасхой.
Сегодня с нами нет очень многих героев, защитивших миллионы своих ближних от разливавшейся вокруг смерти. Нет с нами и тех, кто умер от дыхания пагубы, которое источала сама изуродованная природа. Многие скорбящие сердца уже получили утешение у Бога и пребывают с Ним. В дни Светлого Христова Воскресения, которые мы переживаем ныне, надежда на возрождение жизни, труда, счастья, добра и любви на этой земле наполняет наши сердца. Хотя до сих пор вид чернобыльской зоны не может не ранить сознание и сердце, все-таки есть скрытая, подспудная надежда на то, что страшный урон, нанесенный природе и человеческим судьбам, будет исцелен по милости Божией.
Главное, чему учат нас поминаемые сегодня трагические события, — это урок небезразличия, нравственной ответственности и социальной солидарности, пример милосердия, самоотверженности и твердой воли людей, идущих путем добра и служения. Я только что вернулся со встречи с добровольцами, работающими в онкологическом центре. Я сказал
196
им: когда идея жертвенности покинет человеческое общество, на этой цивилизации можно поставить крест — она перестанет быть жизнеспособной. Но самопожертвование очень плохо приживается в обезбоженном мире, потому что сложно рационально объяснить, зачем один человек должен жертвовать собой ради другого, если нет перспективы вечной жизни. Когда нравственность условна и является лишь результатом эволюционного развития человека, когда она не абсолютна, тогда несовершенна и сама идея подвига, жертвы. Во имя чего нужно полагать свою душу, если живем один раз, и все закончится, как писал Тургенев, вкладывая эти слова в уста нигилиста Базарова, «лопухом на могильном холме»1? Бери от жизни все! Разрушение традиционной нравственной парадигмы, в центре которой находилась идея героического самоотречения, невероятно опасно. Потому что если каждый человек будет жить исключительно для себя, общества не станет, — только законами и полицейскими мерами невозможно удержать людей вместе.
В каком-то смысле, жертвенность в современном, не слишком духовном мире даже среди людей, которые называют себя неверующими, — это рудимент религиозного сознания. Я убежден, что мы благодаря этому выиграли Великую Отечественную войну, когда люди шли на смерть в полной уверенности, что они поступают правильно. Из марксистско-ленинской идеологии это вывести невозможно, с точки зрения материализма — абсолютный нонсенс. Но глубоко живущая в генетической памяти человека религиозность, даже при мирском сознании, сохраняет у людей способность жертвовать собой. События в Чернобыле свидетельствуют о том, что в нашем народе и двадцать пять лет назад, и сейчас — как я убедился, встречаясь сегодня с молодежью, — присутствует умение жертвовать, а значит, и жизнеспособность всего общества.
Конечно, мы ни в коем случае не должны забывать и о социальных последствиях чернобыльской аварии. Действительно, люди отдали все, что только могли, включая собственное здоровье, и очень важно окружить их сейчас должным вниманием и заботой! Поэтому мне кажется абсолютно несправедливым отсутствие социальных благ, соответствующей материальной поддержки для ликвидаторов, оставшихся в живых. Любые ущемления прав этих людей должны быть искоренены как можно скорее. Дай Бог, чтобы двадцатипятилетний юбилей этой трагедии
1 Тургенев И. С. Отцы и дети. Гл. XXI.
197
помог обострить наше зрение, наше чувство милосердия в отношении тех, кто рисковал жизнью.
Что касается технических вопросов, то говорить о них мне, наверное, будет тяжелее всего. Сегодня я беседовал в Чернобыле со многими людьми, которые участвовали в ликвидации последствий этой аварии. Как вы знаете, не все благополучно с укрытием, хотя последний ремонт, проведенный при участии российского Росэнергоатома, специалисты оценивают, как лучшую попытку ликвидировать некоторые проблемные стороны существующего саркофага. Тем не менее уже сейчас есть грандиозный план создания нового укрытия, и дай Бог, чтобы этот проект осуществился, потому что до тех пор, пока есть риск радиоактивного заражения, никто не может быть спокоен. Все те, кого это касается, должны позаботиться о том, чтобы система надежной защиты четвертого энергоблока была создана как можно скорее.
А теперь позвольте мне сказать о том, что выходит за рамки чернобыльской аварии. Это тема технического прогресса. Люди устроены так, что не могут не созидать. Бог вложил в нас эту «программу», и каждый человек — творец. Другое дело, что последствия этого творчества могут быть разными. Огромное влияние на общество оказывает деятельность ученых, — с развитием технологий, науки и техники люди связывают сегодня улучшение условий жизни, повышение благосостояния и многое другое. Но будем помнить и о чернобыльской аварии, и о том, что произошло сейчас в Японии, — я имею в виду не только Фукусиму1, но и ту апокалиптическую картину, когда огромная приливная волна смыла с лица земли достижения технологически высоко развитой цивилизации... Как карточные домики рушатся здания, падают автомобили, взрываются предприятия... Что все это означает? На мой взгляд, то, что у нас гордыни в отношении наших технических успехов больше, чем реальных достижений. Я не хочу преуменьшать их значение, но нужно с большим смирением относиться к результатам научнотехнического прогресса.
Есть два понятия, которые заложены Богом в природу человека, две силы, живущие в нем. С одной стороны, это мудрость, с другой —
Речь идет об аварии на АЭС Фукусима-1. Крупная радиационная авария максимального уровня по Международной шкале ядерных событий произошла в 2011 г. в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.
198
могущество. Человек устремляется к могуществу потому, что именно так реализуются интеллектуальные, волевые установки личности и общества, и в целом в этом нет ничего плохого. Но мудрость — это не что иное, как реалистическая оценка положения людей в системе мироздания, это попытка ответить на вопросы о том, в чем смысл жизни, каково предназначение человека.
Мне кажется, что в наше технократическое время стремление к тому, чтобы стать могущественным, очень часто вытесняет человеческую мудрость. Нам нужно больше энергии для того, чтобы больше потреблять. Мы запрограммированы на постоянное повышение уровня жизни. Мы хотим получать все по максимуму, а для этого нужно много денег, энергии. Я совсем не хочу критиковать какие-то программы ядерной отрасли, потому что любая энергетика может быть опасной, и то, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС1, является тому ярким свидетельством. Но очень важно, чтобы научно-техническое развитие, особенно сегодня, когда возможности человека увеличились многократно, сопровождалось очень серьезным духовным, мировоззренческим анализом. Чтобы человечество могло регулировать это развитие, направляя его не только на рост потребления, но и на то, чтобы сделать нашу планету, человеческое общество жизнеспособным. Я не люблю использовать иностранные слова, но в английском языке есть замечательное слово «sustainable»2 — это такая жизнеустойчивость, которая опирается в том числе и на сохранение окружающего нас мира.
Конечно, очень важно развивать современные технологии, ядерную энергетику, поэтому огромная ответственность лежит на ученых — надо добиться того, чтобы все системы были абсолютно надежными. Этот вопрос часто упирается в деньги. Системы безопасности стоят дорого, и в какой-то момент рентабельность может выйти на первое место. Очень важно, чтобы наши ученые и политики, от чьих решений зависит внедрение тех или иных технологий, представители бизнеса, на которых сегодня тоже лежит серьезная ответственность, понимали, что экономии на безопасности быть не должно, ведь аварии на объектах ядерной энергетики могут иметь планетарный масштаб.
Желаю участникам конференции помощи Божией.
1 Промышленная техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС произошла в 2009 г. В результате аварии погибли 75 человек.
2 Sustainable (англ.) — устойчивый, стабильный, жизнеспособный.
199
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.