13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово в национальном Институте рака в Киеве, 26. 04. 2011
СЛОВО В НАЦИОНАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ РАКА В КИЕВЕ
26. 04. 2011
Я очень рад, что могу сегодня встретиться с вами. Я глубоко убежден в том, что в наш прагматичный век, когда люди почти всё измеряют деньгами, есть служение волонтеров, добровольцев, которые бескорыстно отдают свои силы и время, собирают средства для того, чтобы помочь другим. Это жизненно важно, это показывает, что стихии мира сего (Кол. 2, 8), опасные для спасения человеческой души, к счастью, еще не абсолютно господствуют над родом человеческим.
Если когда-нибудь из жизни людей и общества уйдет такое понятие, как жертвенность, — к сожалению, современная система ложных
1 Прот. Николай Якушин, настоятель Ильинского храма (ныне архим. Сергий).
2 Впервые Ильинский храм упоминается в летописях XVI в. С тех пор церковь неоднократно разрушалась и вновь восстанавливалась. В последний раз храм был закрыт в апреле 1986 г. после аварии на ЧАЭС, в 1994 г. он был снова открыт по просьбе работников станции. В 2003 г. начались работы по возрождению храма.
3 На молебне присутствовали Медведев Д. А., в то время Президент России, и Янукович В. Ф., в то время Президент Украины.
192
ценностей строится так, что в ней нет места для подвижничества, — тогда и возникнет самая мрачная перспектива нашего будущего.
Понятие жертвенности трудно осознаётся многими людьми. Особенно сложно мне было говорить на эту тему в некоторых западных странах. Когда меня спрашивали, чем Православие отличается от других конфессий, я говорил не только о богословии, но и о системе нравственных координат, о духовных приоритетах и утверждал, что вся наша мораль несет в своей основе жертвенность.
Нас спрашивают: «Почему вы так долго стоите на службах, а не сидите на скамеечках? Что это за самоистязание?» В самом деле, рациональный ответ отсутствует. Зачем стоять, когда можно сидеть? Зачем нужно молиться два с половиной часа, когда можно помолиться за полчаса, а потом идти заниматься своими делами? На это я всегда отвечаю так: «Мы стоим потому, что это наша маленькая жертва Богу. Стоять труднее, чем сидеть, а иногда стоять очень трудно, но свои усилия я посвящаю Господу. Я жертвую Ему то, что могу: даю немного денег на храм, иду в церковь, даже когда мне очень тяжело, но я преодолеваю усталость, посвящая свои силы Христу».
Современным прагматичным людям, «заточенным» на успех, на достижение материального благополучия, понять это очень сложно. В христианстве существует идея жертвенности, которая во внерелигиозном обществе в принципе существовать не может. Некоторые возразят: «А как же в Чернобыле люди жертвовали собой, хотя общество было нерелигиозным?» Все дело в том, что в то время идеология была атеистической и люди становились неверующими в силу воспитания, политической установки. Но даже годы жизни в условиях неверия не уничтожили ту программу, которая была заложена в нас как некий код развития православных народов. В этом смысле неверующие советские люди рудиментарно были православными христианами — они оставались в той же самой системе ценностей.
Сейчас наступает страшное время. Тогда атеистическая идеология хотела переформатировать систему ценностей, но на мораль не посягала. «Кодекс строителя коммунизма» был списан с Евангелия. Без Бога, но с той же моралью. Сегодня же налицо попытка изменить принципиальные нравственные установки. Как редко мы слышим о том, что жертвенность — это добродетель. Формируется совершенно иной тип человека — прагматичного, все измеряющего деньгами, стремящегося
193
к материальному успеху, к благам, которые требуют постоянного повышения планки потребления. В подобном обществе невозможно призывать к жертвенности. Хотя иногда бывают удивительные случаи, когда люди посвящают себя волонтерской работе. Но они делают это вопреки общим установкам, навязываемым через масс-медиа, моду, жизненные стереотипы, — лишь внутренняя неразвитая религиозность пробуждает нравственное чувство человека.
Я глубоко убежден, что в нашей Церкви, будь то на Украине или в России, сегодня очень важно развивать добровольческие движения, потому что это яркое свидетельство жизненности христианских нравственных идеалов, которые проповедует Церковь. То, что вы делаете1, очень важно, потому что вы оказываете поддержку больным, несчастным людям просто по велению сердца.
Но у вашего служения есть еще одна сторона, обращенная к другим: вы являетесь примером для них и укором их совести. Наверное, кто-то из вас сталкивался с теми, кто не понимает, чем вы занимаетесь и почему вы это делаете. Мол, зачем идти в больницу и помогать несчастным, когда можно комфортно провести время? Но ваш выбор имеет огромное значение для жизни всего общества. Чем больше Церковь будет брать на себя такие инициативы, тем сильнее будет это влияние: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). А любовь — это всегда самоотдача. Христос отдал Себя во имя спасения рода человеческого — это было выражением Его любви к людям. Когда муж с женой любят друг друга, они отдают себя любимому. Если так строятся отношения, то брак очень крепкий, его невозможно разрушить. Но как только один перестает посвящать себя другому, живущие рядом люди понимают, что становятся чужими. Никакие призывы к общественной солидарности ее не создадут, если человек будет чувствовать себя одиноким, никому не нужным. Делая добро, мы меняем нравственную атмосферу в обществе и даем людям возможность понять, что мы не враги друг другу.
Сильное впечатление произвело на меня посещение Ракового центра. Я уже сказал руководителям, которые сопутствовали мне при
1 Слово Предстоятеля Русской Церкви было обращено к персоналу института и представителям православных молодежных организаций, которые в рамках волонтерской деятельности оказывают благотворительную, духовную и психологическую помощь пациентам детских онкоотделений Украины.
194
осмотре этого учреждения, что в первый день Пасхи я посетил онкологический центр в Москве. Там та же картина, такие же мамы и дети... Но здесь какая-то особая атмосфера, наверное, вы чувствуете это лучше, чем я. Тут можно многому научиться, подметить для себя нечто очень важное.
Покидая онкологический центр в Москве, я дал небольшое интервью и сказал, что священники должны чаще бывать в таких местах, потому что все, что делает священник, и есть истощание себя ради другого. Пример добровольцев, жертвенный пример врачей, других сотрудников, работающих в таких больницах, является важным воспитательным фактором для священника. Кроме того, можно очень многое почерпнуть для своих проповедей, для духовнической работы, общаясь и с мамами, и с детьми. Меня сейчас подвели к малютке, — передо мной сидел трехлетний мудрец с умными глазами, с проницательным взглядом, потому что ничто так не меняет человека, ничто так не возвышает его, не обостряет все его чувства, как страдания. О том, что через страдание человек спасается1, замечательно говорил Достоевский. Поэтому я хотел бы еще раз сердечно всех вас поблагодарить за ваши труды и выразить радость от встречи с вами.
Христос Воскресе!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.