Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Интервью корреспондентам болгарских СМИ в преддверии визита в Болгарскую Православную Церковь, 25. 04. 2012

БОЛГАРИЯ

ИНТЕРВЬЮ КОРРЕСПОНДЕНТАМ БОЛГАРСКИХ СМИ
В ПРЕДДВЕРИИ ВИЗИТА В БОЛГАРСКУЮ
ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ

25. 04. 2012

Ваше Святейшество! Как бы Вы оценили отношения между Русской Православной и Болгарской Православной Церквами?

Я хочу прежде всего сердечно приветствовать всех болгарских телезрителей, которые нас видят, и выразить большую радость в связи с предстоящим визитом.

Две наши Церкви связаны узами братства, теснейшими историческими, культурными, духовными взаимоотношениями, которые уходят в прошлое. Достаточно сказать о том, что принятое Александром II решение начать освободительную борьбу было во многом определено позицией Русской Православной Церкви1. Наши солдаты шли на Балканы, чтобы освобождать своих единоверных братьев. Понятие «единоверные» было на первом месте как проявление духовной солидарности людей, которые объединены единой Церковью.

В более поздний период, когда Болгария стала свободной, русские православные люди были тесно связаны со своими болгарскими братьями и сестрами и в меру сил помогали восстанавливать церковную жизнь, включая такие ее важные стороны, как признание автокефалии — независимости Болгарской Православной Церкви.

Если говорить о совсем давних временах, то мы храним в памяти тот духовный, интеллектуальный вклад, который был сделан православными болгарами в христианизацию Руси. Даже краткий перечень исторических сюжетов свидетельствует о том, что отношения между нашими Церквами совершенно особенные.

По окончании Второй мировой войны мы тоже всегда были вместе: поддерживали друг друга, обменивались делегациями, все это

1 24 апреля 1877 г. после парада войск в Кишиневе на торжественном молебне еп. Кишиневский и Хотинский Павел (Лебедев) зачитал Манифест Александра II об объявлении войны Турции.

508

 

 

продолжается и сегодня. Мы регулярно встречаемся с посланцами Болгарской Церкви, посещают Болгарию и наши представители, у нас есть обмен студентами, мы вместе размышляем о православном единстве и о многих вызовах времени, которые сегодня стоят перед всем церковным миром.

Болгарская Православная Церковь очень близка сердцу любого русского православного человека в силу тех связей, которые так прочно нас объединяют.

Ваш визит в Болгарию для нас большая честь. Каковы Ваши ожидания от этого посещения — страны в целом и города Пловдива в частности?

Ожидания самые приятные. Я еду в дружественную страну, где живет близкий нам народ, с которым у нас глубокие исторические связи.

Я радуюсь предстоящей встрече со Святейшим Патриархом Максимом1, которого знаю со времен своего детства. Патриарх Максим, будучи только что рукоположенным епископом, приезжал в Советский Союз, сопровождая Патриарха Кирилла2. Он был в городе Ленинграде, нынешнем Петербурге, где я родился. Мой отец сопровождал тогда болгарскую делегацию, и я, будучи мальчиком, сопутствовал своему отцу. Прекрасно помню богослужения, которые совершал тогда молодой, энергичный, красивый епископ Максим. Помню наше общение, — хотя я был ребенком, мы все-таки побеседовали. Эти личные воспоминания придают моему визиту оптимистическое звучание и создают совершенно особую атмосферу. Я очень рад предстоящим встречам с близкими мне людьми, представителями епископата, духовенством, богословами. Дай Бог, чтобы это мирное посещение Болгарии содействовало дальнейшему укреплению наших братских связей.

Мы все стали свидетелями того, как русское православное общество поддержало Церковь. Как Вы смогли мобилизовать такое количество людей во имя благородной цели?3

1 Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Максим (Минков; † 2012).

2 Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Кирилл (Константинов; †1971).

3 22 апреля 2012 г. у стен Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялось молитвенное стояние «В защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени», в котором приняли участие более 50 тыс. человек.

509

 

 

Не было какой-то специальной организации, мы не использовали никаких технологий, а просто обратились к народу. Собрались москвичи, огромное количество людей приехало в столицу из Подмосковья, из других мест. Это было спонтанное движение верующих, осознавших, что ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах в нашу жизнь не должны вернуться тяжелые годы гонений на Церковь, разрушения нравственных и духовных основ национальной жизни, потому что без этого фундамента мы перестанем существовать как историческая общность. Сегодня речь идет о сохранении веры и идентичности нашего народа, люди это прекрасно понимают. Поэтому не требовалось никаких особых усилий — нужно было лишь ясно сформулировать потребность в молитвенном стоянии, и верующие откликнулись очень быстро и с большим духовным подъемом.

Ваше Святейшество, хочу Вас заверить, что наш народ ждет Вас с огромным нетерпением, большой радостью и надеждой. Иногда между нашими государствами, а скорее, между политиками случаются некие паузы в общении. Считаете ли Вы, что наши братские Православные Церкви могут быть своеобразным ключом понимания, мостом для разрешения таких ситуаций, чтобы чаяния наших народов быть вместе в сегодняшнем глобальном мире осуществились? (Газета «Россия сегодня», председатель форума «Болгария-Россия»)

Я просто убежден в том, что ни один политик, если у него все в порядке с логикой и с исторической памятью, не может игнорировать тот факт, что мы — единоверные народы. У нас общие страницы героической истории, которые невозможно вычеркнуть и недопустимо забыть. Я глубоко убежден в том, что нашу общность, открытость друг другу, симпатию, которую испытывают друг к другу болгары и русские, нужно использовать для того, чтобы строить новые отношения на прочном историческом фундаменте.

Я уверен, что так оно и будет, ведь политика развивается по принципу действия и реакции на него. В прошлом столетии многое вызывало у людей не самые лучшие чувства, и отклик, например, на события второй половины XX века не всегда был позитивным. Возможно, поэтому в некоторой степени и произошло если не охлаждение, то снижение уровня отношений между странами, который до сих пор не восстановлен. Но не нужно долго комплексовать по этому поводу, пора идти вперед. Идти с воодушевлением, имея за спиной нашу замечательную

510

 

 

историю, отмеченную героизмом, духовными подвигами, взаимной любовью и симпатией.

В середине прошлого века Русская Православная Церковь передала свое имущество, которое у нее было на территории Болгарии, Болгарской Православной Церкви. У Вас есть намерение поднять вопрос о его возвращении? Об этом довольно много писали в болгарской прессе, как и о том, что одна из целей Вашего визита — создать самостоятельную автономную Русскую Церковь на территории Болгарии. (Болгарское национальное радио).

Мой визит братский и абсолютно мирный, исключающий малейшую возможность возникновения церковного разделения. Я искренне удивлен тому, почему в преддверии моего посещения вашей страны появились такие мысли и высказывания. В 1952 году Русская Православная Церковь передала Болгарской Церкви несколько монастырей и храмов — то был жест доброй воли, подарок, а не коммерческая сделка, которую можно пересмотреть. Разве дары забирают обратно, особенно у братьев? Даже подобных помыслов ни у кого в России никогда не было и, надеюсь, не будет.

В качестве знака нашего исторического присутствия на территории Болгарии есть храм-подворье в центре Софии, который является архитектурным памятником и играет сегодня очень важную роль, потому что через подворье Русской Церкви в вашей столице и через Болгарское подворье в Москве между нашими Церквами осуществляются повседневные связи, которые мы высоко ценим.


Страница сгенерирована за 0.68 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.