13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на встрече с руководителями регионов Северо-Кавказского федерального округа, 14. 12. 2012
СЛОВО НА ВСТРЕЧЕ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ РЕГИОНОВ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
14. 12. 2012
Уважаемый Александр Геннадиевич1! Дорогие братья! Уважаемые руководители северокавказских субъектов федерации! Дорогие владыки2!
Для меня сегодня очень значимая встреча. От многих из вас я получал приглашения посетить Северный Кавказ, ваши республики. По милости Божией мне удалось приехать сюда. Я не имел возможности посетить республики, это мы отложим на следующий этап знакомства с жизнью северокавказского региона. Но я рад, что сегодня у нас есть возможность встретиться в гостях у Александра Геннадиевича, чтобы поговорить.
Конечно, я много слышал и читал о Северном Кавказе, о межнациональной, межрелигиозной, экономической ситуации. Однако когда читаешь и слышишь — это одно, а когда видишь своими глазами — совсем другое. Соприкосновение с реальностью значительно скорректировало мое понимание того, что происходит на этой благословенной земле.
Я встречался с духовенством, с верующим народом, с руководителями и, самое главное, слышал людей. Я почувствовал их искренность,
1 Хлопонин А. Г., в то время полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском ФО.
2 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Ставропольский и Невинномысский Кирилл; архиеп. Владикавказский и Махачкалинский (ныне Соликамский и Чусовской) Зосима; епп. Пятигорский и Черкесский (ныне архиеп.) Феофилакт, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.
487
не было пустых слов, политкорректных идеологем, которые режут слух, когда по заученному говорят о мире и дружбе, а на самом деле ни того ни другого нет. Я постоянно сталкивался с тем, что люди апеллировали к прошлому и говорили, что раньше все жили в мире и дружбе, причем вспоминали не только советское, но и дореволюционное прошлое. Действительно, тогда было нечто такое, что скрепляло жизнь людей здесь, на Северном Кавказе.
А когда люди по-настоящему чувствуют себя братьями и готовы защищать друг друга? Когда у них есть общие интересы. Как только их интересы и ценности становятся различными, их больше ничто не объединяет. Какой там общий дом, каждый на себя тянет! И такой общей ценностью в старые времена была, конечно, вера — вера православных и вера мусульман.
Этика, мораль исходят из одних и тех же постулатов, которые своими корнями уходят в десять заповедей, тесно связанных с нравственной природой личности. Бог пожелал так создать человека, чтобы, помимо разума, воли, эмоций, вложить в него нравственное чувство. Нравственное чувство — это не миф, не фантом, а самая настоящая реальность, которая опознается голосом нашей совести. Конечно, этот голос можно заглушить, а саму совесть можно, как говорится, пропить, продать, просто уничтожить разговорами о том, что я, дескать, поступаю не так уж и плохо, что сосед делает еще хуже, — возможностей заглушить голос совести много, но это не означает, что его нет. Голос совести отзывается болью на совершение одних и тех же грехов — что у мусульманина, что у православного, что у любого другого человека.
Когда говорят, что нравственность — дело благоприобретенное, что бытие определяет сознание, я всегда спрашиваю: «Так почему же нравственное чувство человека одно и то же где угодно — и в России, и на островах в Тихом океане, и на Кавказе?» Да потому, что Бог так создал человека! В нас заложен один и тот же нравственный код, и если мы живем в соответствии с ним, то решаются все проблемы — и межнациональные, и межрелигиозные. Об этом даже говорить не надо, все улаживается автоматически.
В советское время силой государства поддерживалось то, что мы называем дружбой народов, и в некотором смысле у такой политики были положительные результаты. Однако другие действия того же государства нанесли огромный ущерб всему тому, о чем я говорю, — речь
488
идет о разрушении веры. Вера сохранялась только в подполье, от людей требовали отречься от веры, что и привело к разрушению нравственной основы. Потом, когда вдруг появилась «свобода», когда человеку сказали: делай что хочешь! — какая уж тут мораль, особенно если есть деньги?. . Человека, который теряет нравственную опору, очень легко соблазнить. Ну а если кто-то мешает жить по законам инстинкта, то он становится врагом.
Теперь я хотел бы перейти к теме терроризма. Нельзя воспринимать то, что происходило в недавнем прошлом и что происходит сейчас на Северном Кавказе, примитивно: мол, возникли некие группы, стали бороться за что-то и так далее... Всегда есть некая подоснова. Люди, с которыми работали заезжие «гастролеры», пытаясь их завербовать, сделать из них террористов, рассказывали примерно следующее: «Я верующий человек, а мне говорили: “Кругом безбожный, безнравственный мир. Ты что, хочешь жить так, как живут все эти безбожники? Ты что, хочешь, чтобы твои дочери вели себя так, как девицы в больших городах? Ты что, хочешь, чтобы была беспросветная коррупция? Люди совесть потеряли! Иди к нам и будешь вместе с нами защищать самое священное”».
Другое дело, что эмиссары, которые так «воспитывают» молодежь, говорят неправду, ведь они не за нравственные идеалы борются. Но в человеке самые сильные чувства — религиозное и национальное. Потому мы и наш народ так отреагировали на кощунство1 в Храме Христа Спасителя. За веру, за Бога и за свой народ люди готовы отдать жизнь, а за увеличение ВВП в два раза, за рост инвестиций жертвовать собой никто не будет. Поэтому разного рода заезжие пропагандисты знают, на какие рычаги давить. Но что делать, чтобы они не смогли воспользоваться религиозным и национальным потенциалами? Нужно, чтобы религиозные чувства формировались сегодня в здоровой, естественной среде, и здесь на первое место я ставлю вопрос религиозного образования.
Вчера у меня была замечательная встреча с муфтиями — началась она несколько формально, а потом мы стали по-братски беседовать о том, что у каждого на душе. Один из муфтиев привел статистические данные: в регионе, где он руководит общиной верующих и где в школах преподают основы исламской культуры, сократились уровень
1 Речь идет о богохульной акции, проведенной 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя.
489
употребления алкоголя, курение, правонарушения. То же самое мы наблюдаем и у нас в тех местах, где в школах изучают основы православной культуры. Нет нравственной распущенности, пьянства, никто не сквернословит — у людей другой облик. Но с каким трудом мы добивались, да и сегодня добиваемся возможности преподавать основы религиозной культуры в наших школах!
Я глубоко убежден, что религиозное воспитание может помочь заложить фундамент прочного межрелигиозного мира, особенно если в процессе такого воспитания мы будем говорить (каждый своим языком, отсылая к собственным авторитетам) о том, какого человека, какую молодежь мы хотим видеть, как говорят инженеры, «на выходе». И говорить мы должны об одних и тех же вещах, ведь у нас общая этика, единый фундамент. Опираясь на религиозную мотивацию, на религиозные чувства, мы сможем формировать человека, который не станет брать в руки оружие, чтобы убивать ни в чем не повинных людей, не будет пытаться доказывать свое превосходство, создавать этнические, клановые группы для борьбы с инакомыслящими, потому что правильное религиозное воспитание, обращение человека к духовным истокам помогает усилить нравственное измерение жизни.
Никакого другого пути решения проблемы я не знаю. Я согласен, что надо решать вопрос безработицы, ведь когда человеку нечего делать, ему легко задурить голову, а если у него еще и денег нет, то тем более. Конечно, нужно развивать инфраструктуру, экономические проекты, чтобы достичь общего благосостояния. Но ведь богатство не делает человека менее способным на преступление. Разве у нас в тюрьмах сидят одни нищие? Нет, там есть очень образованные, часто весьма небедные люди. Но ни богатство, ни образование не решат самого главного — не изменят внутренней духовной, нравственной природы человека.
Поэтому я с особым чувством благодарности, очень искренне отнесся к той поддержке, которую ваши братья — религиозные деятели и многие из вас оказали мне лично в очень непростое время, когда против Патриарха и против Русской Церкви строились разного рода козни. Тогда один из религиозных деятелей приехал и сказал: «Помните, что Северный Кавказ — ваш союзник». И я понял: это не дипломатия, потому что верующие мусульмане так же болезненно воспринимают любые попытки кощунства, осквернения и оскорбления святынь, как и их православные братья.
490
У нас есть общая основа, и я считаю, что ее ни в коем случае нельзя потерять. Поэтому мы должны вести активный межрелигиозный диалог, касающийся конкретных вопросов, — именно активный, а не формальный, когда все собираются при светском начальстве и начинают говорить, что, мол, мы за мир, что мы братья и так далее... Но ведь те, кто с оружием, ничего не слышат и продолжают творить свои черные дела! Наш диалог, наше стремление решать проблемы должны достигать низов. Мы принимаем правильные декларации, но кто их видит? Тот, кто идет убивать, наши декларации не читает или читает и смеется. Нам нужен такой диалог, который будет проникать в глубину сознания людей — и православных, и мусульман, который будет менять наши отношения в принципе. Почему? Потому что мы сегодня — союзники перед лицом всего того, что происходит в мире. Главная проблема современной цивилизации заключается в отказе от Бога, а в основу всего полагается исключительно личная свобода человека, который, согласно этим взглядам, сам определяет, что хорошо, а что плохо. Но если каждый сам станет определять, что хорошо, а что плохо, то человечество будет просто уничтожено в результате взаимных конфликтов.
Должно существовать абсолютное мерило добра и зла. Для верующих людей таким абсолютным мерилом является Слово Божие: для нас — Библия, Евангелие, для вас — Коран. И наша задача — научить людей различать добро и зло на основе этого критерия. Вот поэтому верующие люди сегодня являются союзниками, и эти союзнические отношения мы должны укреплять, выстраивать на их основе братские отношения: не обижать, не оскорблять, а ценить друг друга.
Выступая на форуме Всемирного Русского Народного Собора, я говорил о роли русских людей. Я подчеркнул, что говорю так не потому, что я сам русский, и не потому, что эта нация лучше других. Но совершенно ясно, что исторически роль русского народа не только на Кавказе, но и на всем огромном евразийском пространстве совершенно особая. И знаете почему? Почему русские создали империю? Я поделюсь с вами своими мыслями.
Империя — это объединение людей. Мы готовы жить рядом с другими, когда нам хорошо вместе. К примеру, в хорошей семье добрая жена заботится о муже, а муж — о жене. Что такое хороший начальник? Приходит, допустим, человек к начальнику, а у того лишней минуты нет:
491
«Не могу принять, иди». Второй раз его уже просто не пускают. И этот человек скажет, что начальник плохой. Но ведь начальник может быть компетентным, умным, заботливым — у него просто времени не хватило поговорить, а значит, для этого сотрудника он будет плохим, независимо от того, какие программы он осуществляет и что делает.
Так же и в отношениях между народами. Сформировать такую империю, как Российская, мог только народ, который себя полностью отдавал другим, жертвовал собой. Это привело к тому, что в империи во власти были люди разных национальностей. Никогда не утверждалось, что только православный и только русский может быть, допустим, министром или губернатором. Характер, который формируется Православием и который порой со стороны кажется мягкотелостью, слабостью, бесхребетностью, на самом деле является результатом сознательного воспитания народа в мягкости и открытости, которая неверно воспринимается как слабость. Эта открытость позволяла другим народам не чувствовать себя дискриминированными, и, таким образом, благодаря характеру русских людей и сформировалась империя. Это не слабость, а воспитанное Православием отношение к ближним, поэтому мы и существуем все вместе. А если бы коренная нация была «железобетонной», то о нее разбивались бы многие лбы и не было бы никакой общей жизни.
Общая жизнь всегда требует жертвенности. Для того чтобы хорошо жить с мужем или с женой, нужно жертвовать собой ради другого человека. Только тогда брак будет крепким, когда ты отдаешь супругу время, заботу, средства. В этом смысле значение русского народа очень велико, и я думаю, что потенциал, заложенный в сознание, в природу наших людей, не иссяк, хотя и был подорван в советское время, когда на место веры пришла идеология. Мы должны возродить все добрые традиции совместной жизни, взаимного уважения, обоюдной признательности, чтобы строить мирное, спокойное, процветающее государство. А если, сохрани Бог, когда-нибудь придется защищать его, то чтобы все встали на защиту так, как отстаивали Россию наши предки — и мусульмане, и православные.
Я глубоко убежден в том, что самое главное — сохранить нашу общую нравственную основу, помочь людям сформировать на этой основе свои убеждения, построить межнациональные, межрелигиозные связи. Я хотел бы пожелать всем нам помощи Божией на этом пути.
492
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.