Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении чина великого освящения собора Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели, г. Пятигорска и Божественной литургии в новоосвященном храме, 14. 12. 2012

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ ЧИНА ВЕЛИКОГО
ОСВЯЩЕНИЯ СОБОРА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ,
ИСЦЕЛЯЮЩЕГО РАССЛАБЛЕННОГО ПРИ ОВЧЕЙ
КУПЕЛИ, г. ПЯТИГОРСКА И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ
14. 12. 2012

Ваше Превосходительство, уважаемый Александр Геннадиевич1! Уважаемый Валерий Георгиевич2, губернатор Ставропольского края! Уважаемый Лев Николаевич3, мэр города Пятигорска! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства4! Владыка Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский, глава Ставропольской митрополии! Ваше Преосвященство владыка Феофилакт, епископ Пятигорский и Черкесский! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я поздравляю всех с замечательным событием, участниками и свидетелями которого мы стали. В год 165-й после закладки этого собора, который в 30-е годы XX века был уничтожен, мы освятили воскресший из руин и воссозданный храм Божий.

Это действительно огромное событие. Оно свидетельствует о том, что, несмотря ни на какие исторические обстоятельства, в том числе самые неблагоприятные, наш народ сохранил православную веру, ведь храмы созидаются только тогда, когда в них есть потребность. А если потребности нет, то никакими приказами, никаким политическим прагматизмом храм построить невозможно, ведь он возводится для того, чтобы люди, приходя в него, могли совершить самое главное в своей жизни — встретиться с Богом и обратить к Нему свою молитву.

Все то, что произошло с нашим народом в XX веке, является для нас очень важным уроком. Сегодня по уставу Церкви полагается чтение отрывка из Послания апостола Павла к Титу (Тит. 1,15-2,10). Тит был

1 Хлопонин А. Г., в то время полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском ФО.

2 Зеренков В. Г., в то время губернатор Ставропольского края.

3ТравневЛ. Н., в то время глава г. Пятигорска.

4 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Челябинский и Златоустовский (ныне Казанский и Татарстанский) Феофан; архиепп. Владикавказский и Махачкалинский (ныне Соликамский и Чусовской) Зосима, Бакинский и Азербайджанский Александр; епп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Георгиевский и Прасковейский Гедеон.

483

 

 

его учеником, епископом, и апостол Павел направляет ему письмо, в котором говорит, каким должно быть его служение, но не только об этом. В послании содержатся удивительно глубокие слова, которые помогают нам понять, что такое религиозный подход к жизни и чем он отличается от подхода нерелигиозного.

Апостол пишет: Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, потому что осквернены и ум их, и совесть. Почему же эти слова помогают нам понять, что означает религиозный взгляд на жизнь, на мир, на людей? В этих словах сказано самое главное: все начинается с человека, с его ума и его совести. Если нам что-то не нравится в жизни, если мы возмущены какими-то проявлениями человеческого несовершенства — а сегодня таких проявлений, как мы знаем, очень много, — то мы должны помнить: все, что совершается дурного, как и все, что совершается хорошего, исходит из человека, из его ума и совести.

Почему же мы называем такой взгляд на мир и на человека религиозным? Нерелигиозный взгляд объясняет неудачи, происходящие с людьми, с обществом, с государством, иными причинами. Обычно говорят об ошибках — в экономике, политике, социальной жизни — и утверждают, что стоит поправить одно, другое, третье и наступит благополучие и все мы будем наслаждаться прекрасной жизнью... А в прошлом говорили, что невозможно обеспечить нужные для развития и для совершенствования человека внешние условия, поэтому нужно изменить систему: что человек не виноват, он-то хорош, это внешняя система неправильная, ее надо разрушить, а затем построить другую, и тогда человек станет еще лучше.

Мы знаем, что ради этой мечты совершались революции, которые вели к кровопролитным гражданским войнам. Но вот что удивительно: в результате каждой революции к власти приходил диктатор (единоличный или коллективный), а люди никогда не получали того, чего хотели достичь. Если в отдельных случаях и удавалось гуманизировать внешние условия жизни, то и они отнюдь не исключали ни преступности, ни халатности, ни лжи, ни коварства, ни горя, ни страданий людей.

Верующий человек знает слова, которые произнес Сам Бог: из человеческого сердца исходят злые помыслы (Мф. 15,19). И апостол Павел говорит, что все зависит от ума и совести человека. Верующий человек готов активно участвовать в изменении внешних условий жизни,

484

 

 

в строительстве более справедливого и процветающего общества, — таков его долг. Но мы не должны забывать самого главного: никогда мы ничего путного не построим, если не изменим ум и совесть людей. Даже если напишем самые лучшие законы, их будут обходить, нарушать, обманывать друг друга и закон. Введем жесткие правила борьбы с коррупцией — и никогда эту коррупцию не изведем, потому что люди, у которых ум и совесть нечисты, будут выдумывать все новые и новые способы обмана, — и так до бесконечности!

Сегодня появляются новые, опасные для жизни мифы. Говорят, что главное — это свобода человека, что он сам должен все определять. Поженились, пожили немножко, а потом каждый для себя решил: надо расходиться. И становятся сиротами при живых родителях дети, разрушается таинство Брака и счастье человека исчезает — он хочет его схватить, а оно выскальзывает из рук. Это только один пример, но можно привести и множество других, свидетельствующих о том, как стремление человека к лучшему в отрыве от заботы о состоянии ума и совести приводит к самым дурным последствиям. Пафосная борьба за свободу, равенство, справедливость в XX веке обернулась разрушением храмов, репрессиями, переселением народов, заложившими причины многих нестроений, в том числе и на Северном Кавказе.

Одна из задач, которая стоит перед всеми, кто здесь живет, — сохранить межнациональный мир. В течение столетий тут живут бок о бок православные и мусульмане. Как сохранить этот мир? Предлагается целый ряд правильных решений: снизить уровень безработицы, инвестировать деньги, развивать промышленность... Все это хорошо, но это не главное. Главное — это состояние ума и совести людей. А иначе инвестируем деньги — разворуют, захотим сделать хорошо — получится плохо или, как говорил наш известный современник, «как всегда». Что же делать, чтобы люди могли жить без конфликтов, несмотря на этнические и религиозные различия? Нужно одно — воспитывать ум и совесть людей.

И вчера, встречаясь с муфтиями Северного Кавказа, мы говорили о том, что глубинные причины межнациональных проблем, экстремизма и терроризма заключаются во внутреннем беспорядке, царящем в умах и совести людей. А одним из путей воспитания ума и совести является религиозное воспитание в школах, в других учебных заведениях, в семьях, в храмах. Благодаря такому воспитанию человеку открывается

485

 

 

подлинное ви́дение того, что хорошо, а что плохо, пробуждается его совесть и человек, воспитанный в законах своей веры, никогда не посмеет делать зло.

Я говорю об этом в Пятигорске, потому что знаю о существующих здесь проблемах. Необходимо поддерживать светскую власть во всех ее добрых начинаниях. Но при этом и власть, и народ должны понимать, что глубинные перемены в жизни наступят только тогда, когда мы изменим ум и совесть людей, когда разум будет направлен к добру и люди будут бояться совершать злые поступки не потому, что за этим может последовать наказание со стороны государства, но потому, что будут больше бояться Бога.

Это и есть страх Божий. Божий страх — это не эмоциональное понятие, а этическое, нравственное; это не тот страх, который испытывает нарушитель, когда его останавливает на дороге сотрудник полиции. . Человек знает Божий закон, знает, что его нельзя нарушать. И если он соблюдает закон, то становится чистым, а для чистых все чисто (Тит. 1,15). Даже если есть какое-то несовершенство — в общественных отношениях, в законах, — то чистый человек своей чистотой способствует исцелению этих внешних болезней и недугов.

Дай Бог, чтобы весь наш народ никогда больше не соблазнялся безбожием, никогда не отказывался от веры, не разрушал своих храмов, но благодаря своей вере умел мобилизовать свою внутреннюю энергию, силу и данную Богом способность совершать добро. От всего сердца желаю всем — и светским властям, и нашему духовенству, и всем вам, мои дорогие, кто живет в этом регионе, и православным, и мусульманам — хранить веру в сердце, воспитывать в соответствии с ней своих детей. Тогда многие (если не абсолютное большинство) из тех проблем, которые сегодня нас терзают, отступят в сторону, потому что люди, движимые верой в Бога и сознанием Божиего присутствия в своей жизни, будут стремиться делать добро.

Правоту этих слов доказывает сама история. Ведь именно так и жил наш народ, в том числе и здесь, на Северном Кавказе: казаки и мусульмане-горцы жили бок о бок, уважали друг друга, знали пределы, за которые переходить нельзя, и сохраняли мир, образовывая одну историческую общность и становясь детьми одной великой страны; а когда наступали грозные годы войны, то они вместе шли защищать Родину. Дай Бог, чтобы этот исторический пример, который доказывает

486

 

 

силу и правоту религиозного взгляда на мир и на человека, помогал нам и сегодня преодолевать многие сложности, болезни и скорби современной жизни.

Я всем сердцем радуюсь тому, что мы освятили этот храм, что вы будете сюда приходить, исповедовать пред лицем Божиим свои грехи, будете давать религиозное воспитание своим детям, с тем чтобы ум и совесть будущего поколения очищались от всего того наносного, опасного и греховного, что тяжелый XX век привнес в нашу жизнь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.