Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на встрече с муфтиями регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, 13. 12. 2012

СЛОВО НА ВСТРЕЧЕ С МУФТИЯМИ РЕГИОНОВ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

13. 12. 2012

Я рад вас всех видеть. Замечательно, что мы встречаемся на благословенной земле Ставрополья и Северного Кавказа, куда я давно хотел приехать, получая приглашения от многих из вас, и Бог привел меня сюда.

Некоторые мысли, которыми я хотел бы поделиться, я высказывал вчера и сегодня, встречаясь с нашим духовенством, с руководством Ставропольского края, но мне очень хотелось бы обсудить их и с вами.

Нашими предками была в прямом смысле слова выстрадана модель совместной жизни, ведь отношения часто складывались непросто, всякое бывало, включая кровопролития. Но в конце концов выстроилась определенная система отношений, которая прошла проверку на прочность в том числе и в очень опасные периоды нашей общей истории. В Великую Отечественную войну наши народы вместе защищали единое Отечество, проливая за него кровь, — и нельзя было более убедительно подтвердить свой патриотизм, свою приверженность общим интересам и ценностям, ведь за них люди отдавали жизни.

Сегодня у нас иная реальность. Не буду лишний раз об этом говорить, вы знаете лучше: акты терроризма, запугивания, провокации межэтнических конфликтов. Все это сказывается на межнациональных отношениях не только на Северном Кавказе, но и в Москве, и в других местах. Конечно, мы как верующие люди несем особую ответственность за отношения между людьми, потому что наше послание к ним — это послание мира. И если люди его не слышат и вместо мира сеют вражду, то нужно ясно понимать, почему так происходит.

Совершенно очевидно, что государственная власть в одиночку решить все острые проблемы не может. У нее есть свои механизмы, которые предполагают воздействие на ситуацию силовыми и иными способами. Но жизнь показывает, что использование только такого

477

 

 

потенциала не способно решить проблему мира ни на Северном Кавказе, ни в других местах.

Власть, со своей стороны, совершенно правильно считает, что преодолеть угрозу терроризма можно улучшением экономического положения. Конечно, когда молодежь ничем не занята, ей некуда деваться, образования нет, перспектив нет, тогда у нее возникают естественные протестные чувства. Важно развивать социальное служение, в том числе и на государственном уровне: поддержка малоимущих и многодетных семей, преодоление безработицы, развитие образования — это то, что нужно делать и что власть старается делать.

Но мы знаем, что, несмотря на успехи в этой области, проблема полностью не решается. Если посмотреть внимательно на образовательный уровень современных террористов, то не такой уж он и низкий — среди них есть люди с высшим образованием. Вообще, это одно из заблуждений. Помните, в советское время говорили, что религиозные предрассудки уйдут, как только человек получит образование, — якобы все будут грамотными и перестанут молиться Богу. Люди стали образованные, но в Бога верить не перестали.

Думаю, что нельзя так же плоско воспринимать то, что происходит на Северном Кавказе: мол, дадим всем деньги, образование, и все проблемы исчезнут. Даже если будет поднят уровень образования и материального обеспечения (хотя и это необходимо делать, чтобы ни у кого не было возможности сослаться на то, что нечего есть, негде работать, негде получить образование, нет социальных лифтов и некуда расти), я не уверен, что проблемы решатся.

Позже я скажу о своем видении проблем и о том, что, как мне кажется, нам надо делать вместе. Но вначале я хотел бы сказать несколько слов о тех наших братьях, которые сегодня погибают: мусульманских лидерах, мусульманском духовенстве, имамах, муфтиях; гибнут и православные люди, священники. Они часто живут в условиях постоянной угрозы, понимая, что не каждое слово им простят. Это ограничивает возможность религиозного лидера обращаться со словом правды к своей пастве, в такое же положение поставлены и их семьи, дети, родственники.

Я хотел бы сказать, что смерть каждого муфтия, каждого имама, каждого служителя ислама, так же как и православных братьев-сослужителей, мы воспринимаем как свое личное горе. Я всегда выражаю

478

 

 

соболезнования, но не только, — мы обсуждаем случившееся в своей среде, беседуем на эту тему и с властями предержащими. Мы настаиваем на обеспечении безопасности религиозных лидеров Северного Кавказа, которые стоят на правильных, миротворческих позициях, которые несут своей пастве слово примирения.

Теперь я хотел бы несколько слов сказать о том, что может быть реальным фактором, который толкает молодежь на экстремистские действия. Я изучал некоторые материалы, в том числе записи бесед с людьми, вставшими на путь экстремизма. На вопрос, почему они это делают, они отвечают, что не согласны с тем, что происходит, что кругом безнравственность, потеря всяких духовных ориентиров, коррупция власти, утрата веры, информационная пропаганда. Должен сказать, что и православные люди обеспокоены влиянием СМИ; и в телевизоре, и в Интернете часто видишь то, что не соответствует убеждениям верующих. Этот секулярный, безбожный информационный поток, который обрушивается сегодня на людей, может создавать питательную почву и для радикализма. Конечно, те, кто эксплуатирует религиозные чувства человека, не думают о построении благочестивого общества — у них свои цели и задачи, но, играя на религиозных принципах человека, они могут сказать: «С безбожием надо воевать! Общество строится так, что религии в нем нет места! Мы же верующие — объявим джихад здесь и сейчас!» Они, конечно, преследуют собственные цели, но при этом возбуждают искренние религиозные чувства! Мы же знаем, как люди за свою веру отдавали жизни — и православные, и мусульмане.

Вы знаете, что Русская Церковь прошла через период поношения, скорбей, кощунств, когда в храмах вытворяли немыслимое. Многие говорили, что с этим надо бороться, и мы сделали все для того, чтобы подобные действия не спровоцировали радикального ответа. Но некоторые представители наших православных молодежных организаций были готовы идти защищать свои святыни.

Сегодня мы вместе с вами должны работать для того, чтобы укреплялись религиозные основы жизни людей, чтобы в школах преподавались основы религий, чтобы закон, как вчера сказал1 Президент Путин, защищал нравственность. При этом он добавил очень правильные слова о том, что закон не может воспитать нравственность. Воспитывать

1 12 декабря 2012 г. Президент РФ В. В. Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации.

479

 

 

нравственность — это наша с вами задача. Формировать нравственное начало в жизни людей — наша задача. А закон должен защищать нравственность, защищать религиозные чувства людей. Опасно создавать атмосферу вседозволенности, при которой будут оскорблять религиозные чувства людей, попирать святыни, потому что это спровоцирует ответные действия. И если молодые горячие головы попадут под влияние недобросовестных людей, то очень легко они могут стать теми, кого мы сегодня называем террористами.

Мы должны вместе работать над религиозным просвещением нашего народа, чтобы верующие люди чувствовали себя комфортно в обществе, чтобы не было впечатления, что жизнь общества развивается по одним законам, а верующие живут в каком-то гетто. Наша совместная работа, в том числе по защите религиозных, нравственных ценностей, участие в нравственном воспитании молодежи может быть серьезным ответом на любые попытки использовать религию в неблаговидных целях, в том числе террористических.

У нас с вами общая база — единые нравственные принципы. Если мы на их основе будем воспитывать людей, разве станут они воевать друг с другом? У нас есть общий фундамент, которым мы должны дорожить. Люди в миру — политики, бизнесмены — ищут точки соприкосновения, чтобы выстроить отношения. Нам же ничего искать не надо — у нас есть нравственные принципы, которые ясно определяют основу для взаимодействия и сотрудничества, и в духе этих принципов надо воспитывать народ.

Конечно, очень важно, чтобы взаимоотношения людей на Северном Кавказе налаживались. С одной стороны, мы должны поддерживать религиозную жизнь людей, окормлять их в соответствии с духовными ориентирами, сохраняемыми нашими религиями, а с другой стороны, мы должны воспитывать в них умение жить друг с другом так, как жили наши предки.

Я недаром упомянул предков. Вспомните: горцы всегда уважали казаков, а ведь все казаки верили в Бога, ходили в храм, старались жить по заповедям Божиим, — значит, никакого религиозного противостояния с казаками не было. Да, у них другая вера, но они держатся этой веры, хранят верность семье, берегут обычаи, придерживаются нравственности — и у горцев было уважение к казакам. То же самое чувствовали и казаки по отношению к горцам. Да, горцы — мусульмане.

480

 

 

Но у них тоже семьи, крепкая духовная основа, они верят в Бога. И потому казаки и горцы уважали друг друга, живя рядом. Жизнь была общей, ценности были общими, поэтому было и уважение, и готовность, если надо, вместе работать. А если нужно было постоять за Отечество, то и те и другие вставали под ружье и шли защищать свою страну.

Думаю, такой положительный опыт прошлого должен и сегодня использоваться. Я обращаюсь к нашим казакам, к православным людям, говорю о необходимости возрождения религиозных традиций. Чем крепче мы будем им придерживаться, тем больше уважения будет к нам со стороны представителей ислама. Поэтому совместное воспитание людей в различных религиозных традициях не несет никакой опасности. Я глубоко убежден в том, что преодоление межнациональных проблем лежит прежде всего в наших совместных трудах, направленных на религиозное воспитание молодежи. Тогда мы будем уважать и любить друг друга, понимая, что мы принадлежим к общей системе ценностей.

Безбожие, которое обрушило в свое время Россию, является причиной всех последующих межнациональных конфликтов. Оно привело к депортации народов, к притеснению религий, и до сих пор рудименты атеистического взгляда на жизнь осложняют межнациональные отношения. Мы должны вместе работать — и прежде всего на уровне отношений с государством как в центре, так и на местах — для защиты наших религиозных интересов, для продвижения религиозного образования в школах. Мы должны обязательно включать в курсы обучения детей то, что разовьет у них уважение к носителям других религиозных взглядов.

Когда в свое время проходило обсуждение преподавания основ традиционных религий в школе, мне много раз говорили: «Это разделит классы, разъединит детей. Вы будете учить Православию, другие — исламу, дети окажутся разделенными». На это я ответил: «Такое может произойти, если у каждого из этих курсов будут свои цели. Если и православный, и исламский, и буддистский, и иудаистский курсы будут направлены на достижение единой цели, то в результате у нас будут добрые взаимоотношения и уважение». Я специально не употребляю слово «толерантность», которое означает «терпимость», а терпимость — это проявление чувств через сжатые зубы. И если не толерантность, а братские, добрые отношения, уважение к обычаям и традициям друг друга будут воспитываться при изучении курсов ислама, Православия, других

481

 

 

курсов, то «на выходе» мы получим правильную модель межнациональных и межрелигиозных отношений.

Но очень важно, чтобы все эти дисциплины преподавали люди, ориентированные на развитие добрых отношений между народами и религиями, потому что если формированием мировоззрения молодых людей будут заниматься носители радикальных взглядов, желающие использовать религию в неблаговидных целях для разжигания розни, то, конечно, последствия будут печальными.

Поэтому, братья, я и хотел поделиться с вами своими мыслями. Глубоко убежден в том, что мы должны сотрудничать в плане воспитания нашей молодежи, в плане продвижения религиозного образования в нашей стране, особенно в местах совместного проживания. Уже были реализованы удачные проекты (думаю, их надо продолжать на Северном Кавказе) — совместные молодежные лагеря, которые посещают и служители ислама, и православные священнослужители. Мы говорим о наших общих нравственных ценностях, в том числе о необходимости взаимодействовать, работать вместе, укреплять наше Отечество, духовные основы бытия.

Время от времени мы с вами проводим конференции — это важно и нужно. Но одних таких встреч недостаточно, ведь на конференциях обычно собираются единомышленники, люди, которые ничего не скажут против. А наша задача заключается в том, чтобы, кроме хороших выступлений и правильных слов, еще велась реальная работа с людьми как на односторонней основе — то есть мусульмане с мусульманами, православные с православными, — так и на совместной.

Я глубоко убежден в том, что мы можем преодолеть терроризм, конфликты, подозрительность, потому что модель добрососедских отношений уже существует в России. Если бы нам сейчас надо было что-то изобретать, то можно было бы усомниться в справедливости моих слов: а получится ли? Да и возможно ли это? Но ведь мы через все это прошли, у нас есть опыт добрых взаимоотношений, созидания мира. Живя рядом, наши народы очень уважительно относились друг к другу. Кстати, такой стиль уважительных отношений видишь, когда общаешься со старыми казаками, — он у них в крови и проистекает из исторического опыта. Поэтому дай нам Бог, братья, и дальше трудиться вместе и в плане укрепления духовной жизни наших народов, и в плане взаимодействия.

482


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.