13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Послание к двухсотлетию Отечественной войны 1812 года, оглашенное по совершении Божественной литургии в Спасо-Бородинском женском монастыре в годовщину Бородинского сражения, 5. 09. 2012
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЕПАРХИЯ
ПОСЛАНИЕ К ДВУХСОТЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ 1812 ГОДА, ОГЛАШЕННОЕ ПО СОВЕРШЕНИИ
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В СПАСО-БОРОДИНСКОМ
ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ В ГОДОВЩИНУ
БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ1
5. 09. 2012
Преосвященные архипастыри! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
В эти дни мы празднуем 200-летие Отечественной войны 1812 года, во время которой наши предки дали отпор нашествию «двадесяти язык» — огромной армии, собранной со всей покоренной Наполеоном Европы. Это было войско, которое возглавлял непобедимый доселе полководец и властитель.
События конца XVIII — начала XIX веков всколыхнули весь Старый Свет: глубокий духовный кризис породил сначала Французскую революцию 1789 года, а затем бонапартистскую диктатуру и общеевропейскую войну.
Не осталась в стороне от происходящего и Россия. В течение длительного времени она пыталась сдерживать натиск врага дипломатическими и даже военными средствами, но все же попущением Божиим избежать беды не удалось. В 1812 году, когда в пределы нашей Родины вторглись полчища захватчиков, народ в едином порыве встал на защиту Отечества.
Наибольшее негодование у русских людей вызывало глумление завоевателей над святынями, разграбление храмов, осквернение алтарей. Возгордившийся и противопоставивший себя Церкви агрессор воспринимался народным сознанием не только как правитель, посягнувший на свободу и независимость России, но и как выразитель безбожных идей и гонитель христиан.
По воспоминаниям участников тех событий, все они — от офицеров-дворян до партизан-крестьян — видели себя не только защитниками страны, но и защитниками веры, и даже веры в первую очередь.
1 Было оглашено за Божественной литургией в Спасо-Бородинском женском монастыре 8 сентября 2012 г.
414
Сословные разделения, глубокие различия между народной и дворянской культурой, — все отошло на второй план перед лицом общей угрозы, все осознали себя православными русскими людьми. Как говорилось в «Высочайшем манифесте о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», который государь император Александр I подписал по окончании войны, «войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, столько же пылающую любовью к Отечеству, сколько любовью к Богу».
Самоотверженно защищая родную землю, наши предки уповали не только на силу оружия и численность армии, но на помощь Господа и предстательство Царицы Небесной. Посему в победе над врагом, которая была превыше сил человеческих, усматривали Божественный Промысл.
Как было сказано в том же манифесте, «не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. Итак, да познаем в великом деле сем Промысл Божий. Повергнемся пред Святым Его Престолом, и, видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших».
В то время как Наполеон, павший под тяжестью своей гордыни, говорил, что «случай — единственный законный повелитель во всей вселенной», наши предки усматривали в происходящем десницу Божию. В произошедшем с Наполеоном видели осуществление слов Писания: Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу (Пс. 36, 35-36).
Увы, есть сегодня и таковые, кто без почтения относится не только к слову «вера», но и к слову «Отечество». Психологически и идейно они ближе к тем детям революции, которые вторглись в наши пределы, чем
415
к тем детям России, которые дали им отпор. Все это — свидетельство духовной немощи. Эту немощь возможно уврачевать, если мы будем помнить о героических страницах прошлого, чувствовать свою сопричастность великому наследию наших предков и ощущать себя продолжателями их трудов.
Важно помнить и о том уроке истории, который нам преподнесла война с Наполеоном, о подвиге тех, кто тогда не пожалел себя ради спасения России. Как говорил святитель Филарет, герои 1812 года «искупили кровью для потомков те блага, которые кровью купили для них предки». Эта память многим поможет понять, почему осквернение храмов и поругание святынь для нашего народа всегда было самым тяжким нравственным преступлением.
Дай Бог, чтобы через православную веру, которая во все времена являлась духовной основой народной жизни, через бережное отношение к национальной истории и духовным традициям, к соотечественникам вернулось осознание ответственности перед Богом, историей и грядущими поколениями.
В память о победе нашего народа над врагом и в благодарность Творцу за Его милости в Храме Христа Спасителя, а также во всех храмах Русской Православной Церкви 8 сентября сего года (26 августа по старому стилю), будет совершено «Молебное пение ко Господу Богу на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
Призывая на всех вас Божие благословение, молю Господа нашего Иисуса Христа, дабы Он упокоил в Небесных селениях героев Отечественной войны 1812 года, нас же соделал достойными наследниками их подвигов, укрепил в вере и ниспослал всем странам исторической Руси мир и процветание.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.