Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского на соборной площади Серафимо-Дивеевского монастыря, 1. 08. 2012

НИЖЕГОРОДСКАЯ И АРЗАМАССКАЯ ЕПАРХИЯ

СЛОВО В ПРАЗДНИК ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО
МОНАСТЫРЯ

1. 08. 2012

Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Георгий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Многоуважаемая матушка игумения3! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником не только для Дивеевской обители, не только для Нижегородской земли, но и для всей Руси, для всего православного мира — памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.

Мы сегодня в таком множестве собрались у его мощей — мощей простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, не публиковал статей в газетах, не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу,

1 Митр. Нижегородский и Арзамасский.

2 Митрополиты Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Казанский и Татарстанский (ныне Симбирский и Новоспасский) Анастасий, Самарский и Сызранский (ныне Самарский и Тольяттинский) Сергий, Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, Саратовский и Вольский Лонгин; архиепп. Симбирский и Новоспасский Прокл (Хазов; † 2014), Курский и Рыльский Герман (ныне митр.), Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Верейский Евгений, Челябинский и Златоустовский (ныне митр. Казанский и Татарстанский) Феофан; епп. Костанайский и Рудненский Анатолий, Пензенский и Нижнеломовский (ныне митр. Оренбургский и Саракташский) Вениамин, Кемеровский и Прокопьевский (ныне митр.) Аристарх, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Нарвский и Причудский Лазарь, Краснослободский и Темниковский Климент, Рузаевский (ныне Балахнинский) Илия, Бузулукский и Сорочинский Алексий, Городецкий и Ветлужский Августин, Выксунский и Павловский Варнава, Душанбинский и Таджикистанский Питирим.

3 Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря.

384

 

 

и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.

Именно об этих плодах мы и слышали сегодня в Послании апостола Павла к Галатам (Гал. 5, 22-6, 2): Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Па таковых нет закона. Что означают слова на таковых нет закона? Апостол Павел обращался к христианам, многие из которых еще жили под сенью ветхозаветного закона и которые связывали свое спасение с исполнением норм этого закона. Но апостол говорит, что на того, кто имеет плод Духа, не распространяются нормы закона.

Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к иудеям того времени? Если так, то эти слова не были бы известны всему миру. Слова апостола обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания.

Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной: на таковых нет закона — над таковыми не будет и суда, Божиего суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет суда, но они прейдут от смерти в жизнь и не будут судимы (Ин. 5,24).

Суд есть непременная и очень важная институция в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону Духа, — вне этой реальности, на него ничто не распространяется. Может быть, такой человек имеет какую-то особую защиту от Бога? Совсем нет, об этом ничего не сказано. Просто такой человек никогда не преступит ни Божественного, ни человеческого закона, потому что он живет по Духу. Если вы живете Духом, то по Духу и поступать должны (Гал. 5,25), — говорит апостол Павел.

Это удивительные слова. Мы знаем, как много неправды в нашем мире, как много преступлений — страшных преступлений, как общество

385

 

 

требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму — в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают жизнь народа лучше.

Это лишь отчасти справедливо. Добрый человек, живущий по Духу, в любви, радости, мире, долготерпении, благости, кротости, не нарушает никаких законов, ведь человеческие законы связаны с моралью, нравственностью. А когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законов, как не знает их абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей. Но законы исполняются — естеством законное творим (Рим. 2,14), как говорит апостол Павел.

С другой стороны, что произойдет, если мы свое внимание будем уделять в первую очередь человеческим механизмам совершенствования межличностных отношений, но не будем обращать внимание на самое главное — на души людей? Законы будут нарушаться теми, кто их прекрасно знает, и род человеческий при всем знании законов будет погружаться в бездну греха и преступлений. И не надо удивляться, что кто-то, входя в переполненный кинотеатр, открывает стрельбу, кто-то убивает своих новорожденных детей, а кто-то морит голодом и убивает своих родителей. Можно умножать и умножать эти страшные примеры, в том числе и из жизни так называемых правовых обществ и государств. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут.

А знал ли хоть один закон преподобный Серафим? Да он, наверное, никогда в руках не держал Свода законов Российской империи. Но к нему приехал сам император и склонил пред ним свою главу. Никому в голову не могло прийти, что незнание законов может как-то повлиять на внутреннюю духовную жизнь старца или на его отношение к людям. Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, неопровержимый пример того, как внутренняя, духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. «Будь мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» — и при этом ты можешь не знать законов. Живи по Духу!

Послание апостола Павла, обращенное к нам сегодня в стенах Дивеевской обители, должно помочь нам многое понять. И самое

386

 

 

главное — понять, что первично, а что вторично; что фундаментально, базисно, а что является второстепенным для нашей жизни. Фундаментом является состояние нашей души, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если око твое светло, то всё тело твое будет светло (Мф. 6, 22). Если же там темнота, то каким бы благоустроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой. И при этом будем оправдывать себя, доказывая, что, нарушая закон, мы делаем это во имя неких высших интересов. Мы еще сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение в блогах, в Интернете, в газетах — и что? И ничего! Добиваясь решения своих личных или клановых, групповых задач, мы разрушаем наш мир, потому что мы разрушаем душу человека.

Дай Бог нам всем это понять. Сегодня этот призыв звучит особенно актуально и сильно, потому что он исходит от гробницы святого преподобного Серафима Саровского, потому что он подкрепляется словом Божиим, яркими, убедительными и сильными словами апостола Павла и потому что он так соответствует тому, что сегодня происходит со всеми нами.

Помолимся святому преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, чтобы он, предстоя Богу, вознес молитву о всей исторической Руси, историческом Отечестве нашем, о державе Российской, о Церкви нашей и о всех, кто сознаёт важность устроения жизни человеческого духа по Божиему закону. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.