13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на заседании Президиума Межрелигиозного совета СНГ, 28. 11. 2011
СЛОВО НА ЗАСЕДАНИИ ПРЕЗИДИУМА
МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОВЕТА СНГ
28. 11. 2011
Наша сегодняшняя встреча имеет большое значение, потому что она состоялась в особое время. В странах СНГ происходят важные события. Мы являемся свидетелями непростых процессов, которые идут на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Каждый из нас, несомненно, обращает внимание на то, что творится в жизни современного человека.
Я искренне рад той обстановке дружбы, которой нас заботливо окружили в Ереване. Но, к великой скорби, добрые отношения религиозных лидеров лишь сильнее подчеркивают одиночество и разобщенность тех людей, которые либо формально, либо фактически лишены веры. С одной стороны, для многих, даже неверующих, очевидно: упадок нравственности, кризис личности привели к деградации общественных отношений. Но, с другой — невозможно понять, как это произошло. Ведь почти весь прошлый век и начало нынешнего ознаменовались общемировой борьбой за права человека, революционными изменениями в сфере науки, образования, медицины, техники, в индустриальной и социальной активности человека.
Религиозные люди знают прописную истину: все эти блага, которые явились результатом цивилизационного, технического прогресса, могут пойти не только во благо, но и во вред. Вера, соединенная с совестью, дает человеку способность распознавать добро и зло, понимать, где проходит черта, которую запрещено переступать. Одна из самых больших опасностей в жизни современного человека заключается в том, что теряется понятие границы, любая заповедь может быть нарушена, нет никаких сдерживающих факторов, которые определяли бы человеческое поведение как норму, кроме предписаний светского права. Но мы знаем, что именно в глубине человеческой души созревают те поступки, которые приводят к нарушению государственных законов.
Потеря веры и испорченность совести приводят к тяжелым последствиям. Человек с железной волей, но ставший безумцем или фанатиком, несет огромное зло и себе, и окружающим. Мы знаем множество примеров террора и других преступлений, совершаемых такими «сильными» личностями и организованными ими группами.
333
Другое, вроде бы меньшее, но равно смертельное для души зло совершает человек, который расслабляет себя удовольствиями и похотью. Пусть он внешне благонамерен, — не имея воли и затуманив разум, такой член общества становится «черной дырой», поглощающей земные блага, подчас сомнительные и не дающие ничего взамен. Итак, мы видим, что сильная воля, как и ее отсутствие, при определенных условиях могут быть причиной многих бед.
Сегодня говорят о том, что необходимо провести унификацию культур, не только создав общее экономическое пространство, но и перестроив религиозные взгляды и народные обычаи. Отказаться от своей воли, забыть веру и предать традиции — такой путь предлагают нам сегодня некоторые представители господствующих элит, грозя отлучением от прогресса с его материальными благами и внешним общественным признанием.
Ни один верующий человек не может согласиться с таким предложением. Альтернатива есть — твердая воля, искренняя вера и чистая совесть вместе образуют основу личной и общественной нравственности. Возобновление этой основы способно сотворить чудо в нашем мире, изменить человека к лучшему, а вместе с личностью исцелить и многие конфликты и болезни современной цивилизации.
Мы подошли к тому пределу, когда необходимо твердо и со всей решимостью заявить: только нравственная оценка и самооценка, сопровождающие все значимые поступки политиков, педагогов, журналистов, врачей, ученых смогут исправить ситуацию. Каждый человек должен обратить внимание на свое духовное состояние. Всему обществу пора задуматься о нравственном облике. Оказать существенную помощь в этом процессе должны традиционные религии. Пробудить совесть в людях, твердо сказать, где добро, а где зло, направить к свободе от греха и к следованию неизменным нравственным идеалам — вот задача для настоящих религиозных лидеров, для тех, кто предан своей вере и кто несет ее в мир.
Есть основания полагать, что XXI век не будет легким и безоблачным. Множество опасностей и трудностей стоит перед нашими народами. Все потуги социальной инженерии оказываются тщетными перед лицом вызовов современности. Единственное, что готов предложить мир без Бога, — это ампутация души в обмен на обещание безопасности, но и этот посул обманчив. В наших силах принять иное решение,
334
которое позволит сохранить индивидуальность, культурные особенности каждого народа и в то же время победить конфликты и прийти к согласию. Это превращение XXI века в эпоху нравственного обновления. На этом пути ответственные представители традиционных религий, за спиной которых огромные общины, должны объединить свои усилия. Потому что если не мы, то тогда кто? Это особый вызов, который современный этап развития человеческой цивилизации бросает религиозным лидерам и всем верующим людям.
Существует много проблем, о которых стоит говорить. Некоторые из них возникают в связи с глобализацией мира. Раньше религии существовали в своих собственных ареалах, чаще всего в границах государств. Были православные, католические, мусульманские, буддийские страны. Сегодня мир пришел в движение, люди перемещаются не только для того, чтобы посетить те или иные места как туристы или отдохнуть, но для того, чтобы заняться бизнесом, начать работать, учиться, обзавестись семьей. Все это приводит в более тесное соприкосновение представителей наших религиозных общин. Гораздо сложнее поддерживать межрелигиозный мир, когда происходит диффузия народов, взаимное проникновение, жизнь бок о бок.
Возникает большая проблема, которую необходимо решать при участии традиционных религий. Она связана с миграцией. Религиозные общины должны проявить особую инициативу по воспитанию переселенцев, чтобы помочь им адаптироваться в культурной среде, чтобы у них развивалось сознание, направленное на сотрудничество, на взаимодействие, а не на самоизоляцию, которая в условиях большинства может рано или поздно закончиться конфронтацией. Поэтому мне кажется такой важной задачей для всех нас работа с мигрантами, которая помогла бы людям, с одной стороны, сохранить свою веру, свои обычаи, свои традиции, а с другой — адаптироваться к местным условиям жизни.
Сегодня миллионы русских и русскоязычных людей живут за рубежами не только России, но и стран СНГ. Русская Православная Церковь сталкивается с этим вызовом в Западной Европе, в США, в Латинской Америке, в Азии и даже в Австралии. Я знаю, что представители религиозных общин, собранных за этим столом, также сталкиваются с аналогичными проблемами как в дальнем, так и в ближнем зарубежье.
Мы с вами собрались в то время, когда очень неспокойно на Ближнем Востоке. Я не буду давать политическую оценку событиям, но меня
335
беспокоит гуманитарное измерение происходящего. Многие из нас из информационных источников знают о том, что творится в Египте, в Ливии, в Ираке. Самым страшным последствием может стать разрушение межрелигиозного мира, грубейшее нарушение прав человека, насилие над религиозными меньшинствами. А то, что случилось на одном конце земли, не может не отозваться болью в других местах.
Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы мы имели мужество возвысить свой голос в защиту всех тех, кого угнетают по религиозному признаку, где бы они ни проживали, потому что риск, которому подвергаются люди в момент политических потрясений, очень высок. В этот момент я думаю о христианских общинах в странах Ближнего Востока — в Египте, особенно в Ираке, — хотя знаю, что представители других религий там также подвергаются опасности. Полагаю, что мы должны быть солидарны со всеми, кто страдает.
Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Вас, Ваше Святейшество1, за устроение этого заседания, а также Вас, дорогой брат2, за активное участие в подготовке этого мероприятия. Я считаю, что Межрелигиозный совет СНГ — жизнеспособная, творческая и ответственная организация. Да поможет нам Господь в исполнении нашего долга! Благодарю за внимание.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.