Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, во Владимирском соборе Задонского РождествоБогородицкого мужского монастыря, 26.08.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ЕПИСКОПА
ВОРОНЕЖСКОГО, ЗАДОНСКОГО ЧУДОТВОРЦА,

ВО ВЛАДИМИРСКОМ СОБОРЕ ЗАДОНСКОГО
РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

26.08.2010

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство1! Владыка Никон, священноархимандрит сей святой обители, епископ Липецкий и Елецкий2! Дорогие отцы и братья! Уважаемый Олег Петрович, губернатор Липецкой земли3! Дорогие паломники и сомолитвенники!

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Воронежский и Борисоглебский (ныне Воронежский и Лискинский) Сергий; еп. (ныне архиеп.) Солнечногорский Сергий.

2 Ныне митр. Липецкий и Задонский.

3 Королев О. П., глава администрации Липецкой области.

261

 

 

Я радуюсь возможности в день памяти святителя Тихона Задонского, чудотворца, молитвенника и просветителя земли нашей, прибыть в эту прославленную обитель с тем, чтобы вместе с вами отпраздновать ее 400-летие. Много славных страниц вписано в историю этого монастыря, имевшего в прошлом огромное духовное значение, но совершенно особым образом просияла эта обитель пребыванием здесь святых и цельбоносных мощей святителя Тихона. Он завершил свои дни не на кафедре, как правящий архиерей, не в славе, а здесь — в смирении и простоте. Из его жизнеописания известно, что в последние годы люди настолько привыкли к тому, что он здесь, рядом с ними, что иногда могли и обидеть святителя, и сказать ему грубое слово — ведь так мало походил на владыку этот старец-затворник, который все свое время проводил в молитве и написании книг!

Конечно, уже тогда имя святителя Тихона было хорошо известно тем, кто интересовался духовной жизнью. Но ведь часто бывает, что люди, живущие рядом с великим человеком, этого величия не замечают. Он кажется им простым, не таким совершенным, каким его представляют читатели его книг. А потому пребывание святителя Тихона на покое было, с человеческой точки зрения, делом непростым. Но недаром святой угодник Божий писал о тайниках внутренней жизни человека — он сам обладал колоссальным по силе духовным опытом и в ответ на обиды, на горькие слова, на недостаток почтения отвечал глубочайшим смирением, свидетельствуя, что даже досадные слова, обращенные в его адрес, не покрывают всей его греховности, а являются лишь возможностью частично искупить смирением свои грехи. Величайший пример для всех нас!

Бывает так, что люди, пребывающие отнюдь не в уединении и не на покое, а, напротив, — во славе и чести, даже не от прямой обиды — потому что чаще всего таких людей никто и не смеет обижать, — а лишь от косвенного намека теряют присутствие духа, расстраиваются, переживают или впадают в гнев. Смирение — величайшая христианская добродетель, которая является не слабостью человека, а внутренней силой. Не ответить обидчику, промолчать перед оскорбителем, осознать свой грех и свою неправду, когда в твой адрес обрушивается клевета, есть высочайшая степень духовного совершенства, внутренней силы и внутренней свободы человека. Откуда все это было в святителе Тихоне? Из Слова Божиего: он был

262

 

 

научен Самим Христом — так же, как и мы с вами научаемы евангельскими словами; но он принял их всем своим сердцем.

Сегодня, в день памяти святителя, мы слышали небольшой отрывок из пятой главы Евангелия от Матфея, где находятся удивительные слова: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). А несколько ранее в этом же Евангелии Господь, обращаясь к слушавшим Его людям, говорит: Вы — соль земли (Мф. 5, 13). Соль земли... Свет мира... Не миру, а мира, то есть вы — самое лучшее, что есть в мире. К кому обращает Господь эти слова? К простым жителям Галилеи, которые собрались слушать Спасителя на холме на берегу Галилейского моря, почти рядом с городом Капернаумом, где Господь жил во время Своего пребывания в Галилее. Почему Господь обратился к этим простым людям, назвав их солью земли и светом мира? Потому что перед этим Он адресовал им другие слова: Он обратил к ним Свои заповеди блаженств — те самые заповеди, в которых формулируются величайшие нравственные законы человеческого бытия (Мф. 5, 3-11).

Эти девять христианских заповедей не находятся ни в каком противоречии с десятью заповедями Моисея. Как свидетельствует то же Евангелие, Господь о Самом Себе говорит, что Он пришел не для того, чтобы нарушить закон — то есть Моисеев закон, — но чтобы исполнить его (Мф. 5, 17). И Он исполняет и восполняет Моисеев закон этими удивительными девятью заповедями: блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны милостивые... блаженны чистые сердцем... блаженны миротворцы... блаженны изгнанные за правду, блаженны изгнанные и гонимые за Христа... И уже потому, что жители Галилеи услышали эти слова и, конечно, приняли их своим сердцем, Господь говорит: «Вы — свет мира, потому что, если будете исполнять эти заповеди, будете светом, будете силой, будете красотой этого мира...»

Святитель Тихон Задонский осуществил в своей жизни эти заповеди. От своего внутреннего опыта он и проповедовал, и писал книги, которые до сих пор поражают читателей своей глубочайшей духовностью, своей силой, своей притягательностью. Недаром заповеди сии называются заповедями блаженств, заповедями человеческого счастья, потому что по воле Божией человек устроен так, что, только живя по этим заповедям — не по стихиям мира сего, не по

263

 

 

буйству человеческой природы, не по наущению лжеучителей, а по этим Божественным заповедям, — он будет счастливым. Кто исполняет их, тот созидает свой внутренний, духовный мир — особый мир, исполненный красоты, гармонии, радости, покоя и счастья. Это и есть цель человеческой жизни, потому что, как бы мы ни пытались ставить перед собой иные цели, все они скоропреходящи и ничтожны по сравнению с Божественной целью, поставленной перед каждым человеком, — обрести блаженство, для которого конец земной жизни не является пределом, но которое уходит в вечность и расцветает там в невечернем дне Божественного Царства1.

Мы с таким вниманием слушаем слова святителя Тихона, потому что он в себе стяжал это блаженство, эту радость, это счастье, эту полноту жизни. И чем были перед этой внутренней красотой скоропреходящая человеческая невзгода, боль или обида — ничем, потому что внутреннее блаженство человека дарует ему одновременно и великую силу. Мы научаемся всему этому из Слова Божия, мы научаемся этому из опыта жизни святых угодников Божиих. Все сказанное помогает всем нам лучше уразуметь заключительные слова сегодняшнего евангельского чтения: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5,16). Аминь.

Вас, владыка Никон, хотел бы поблагодарить за успешное управление Липецкой епархией и сей прославленной обителью. За эти семь лет многое изменилось: открылось множество храмов, новых монастырей, проведены огромные по своим масштабам реставрационные работы, возникло новое поколение духовенства, которое призвано продолжать дело святителя Тихона здесь, на Липецкой земле.

1 Пасхальный канон, песнь 9.

264


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.