Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, 21.08.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ,
САВВАТИЯ И ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКИХ
В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ СОЛОВЕЦКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

21.08.2010

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Отец наместник2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Я хотел бы сердечно поздравить вас с великим для всех нас праздником — днем памяти святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Радуюсь, что мне как Священноархимандриту сей прославленной обители Господь дает силы

1 Митрополиты Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион; архиепп. Ростовский и Новочеркасский (ныне митр. Ярославский и Ростовский) Пантелеймон, Сергиево-Посадский Феогност; епп. Тираспольский и Дубоссарский (ныне архиеп.) Савва, Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов; † 2010), Катульский и Комратский Анатолий, Хынковский (ныне Унгенский и Ниспоренский) Петр, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Бельцкий и Фэлештский Маркелл, Подольский Тихон.

2 Архим. Порфирий (Шутов).

247

 

 

и возможность уже второй раз посещать эту обитель в связи с празднованием памяти святых преподобных Соловецких угодников.

Когда переступаешь порог сего монастыря и входишь в его ограду, то погружаешься в совершенно особую атмосферу. Все необычно: необычны здания, которые ты видишь, необычны гигантские дикие камни, которые по воле Божией силой человеческой стали частью гармоничных и высокохудожественных произведений национальной архитектуры. Но более всего поражает не мощь этих построек, не величие возведенных здесь храмов, а то, каким образом люди все это делали, причем достаточно быстро, находясь в таком отдалении от центров страны, не имея ни техники, ни всего того, что есть у современных людей. Ведь им было более холодно, чем нам, им было более голодно, чем нам, им грозило больше опасностей, чем нам, находящимся ныне на Соловках. К стенам монастыря подходили вражеские корабли, которые, воспользовавшись идущей на юге страны войной, стремились и здесь вторгнуться на священную землю, разрушить, разграбить, уничтожить святую обитель. Какой силой духа нужно было обладать монахам, чтобы против мощных вражеских фрегатов, вооруженных так, как только можно было вооружить корабли того времени, выступить с двумя маломощными пушками! И они не просто остановили врага, но когда этот враг, осознавший свою неспособность взять обитель, обратился с просьбой о встрече с игуменом, чтобы просто попросить у него продовольствия, то и тогда старец-настоятель не возжелал, чтобы нога врага ступила на Соловецкий остров, и ответил отказом.

Тем людям было не легче, чем нам. Но они создали все это благолепие, они поддерживали эту красоту, а люди XX века, имевшие куда больше возможностей, чем средневековые монахи, попытались эту красоту разрушить, осквернить, обратить в мерзость запустения (Дан. 9, 27; Мф. 24, 15-16; Мк. 13, 14). Какой же силы нравственный долг лежит на нас, современных россиянах, имеющих во сто крат больше, чем имели те, кто созидали монастырь, чтобы восстановить эту обитель, явить ее первозданную красоту! Это наш нравственный долг перед ушедшими поколениями, перед теми, кто страдали в этих стенах, будучи заключенными, — и чаще всего не потому, что совершали преступления против закона, а потому, что имели мысли иные, чем те, кто правил страной. Это наш долг перед многими поколениями монахов, старцев, которые по крупицам собирали это северное

248

 

 

сокровище земли Русской. Ныне настало наше время, и мы всем миром должны откликнуться на Божий призыв восстановить эту обитель и весь архипелаг в их первозданной красоте и чистоте.

Я очень надеюсь, что все это произойдет — для нашего же собственного назидания. Не для нашей человеческой славы — какая нам слава? Слава у тех, кто приехал сюда сотни лет назад, не убоявшись ни холодного моря, ни сильных ветров, ни стужи, ни голода, ни нападений врагов, — им слава. А то, что мы должны сделать, — это наше смиренное приношение как некий образ и символ искупления грехов предшествующих поколений и наших собственных грехов. И верю, что с окончательным возрождением этой обители многое изменится в северной части Святой Руси, в той ее части, которая приобретает ныне все большее значение, потому что много богатств и много важных путей сосредоточено здесь, потому что именно с Севером связывается облегчение бремени, лежащего на многих странах. Вот почему северная часть Святой Руси должна быть предметом особой заботы и особого попечения и государства, и общества; и если возрождение северного края начнется с возрождения этой святой обители, то верим, что Господь приклонит милость Свою к нашим человеческим начинаниям.

А что же помогало монахам древних времен выстоять в этих тяжелейших условиях? Что помогало им жить в землянках, без всякой пищи, имея только то, что мог дать им этот северный остров? Я имел вчера возможность посетить Анзерский остров и место подвигов преподобного Елеазара. Мне вспомнилось, как этот святой угодник Божий без еды, без оружия, без какой-либо сторонней помощи прибыл на отдаленный остров, выкопал землянку и стал жить, положив тем самым начало замечательной традиции скитского монашества на севере Руси. И здесь, в этих стенах, в труднейших условиях созидалась духовная жизнь и материальная красота Соловецкого монастыря. Когда задумываешься о том, почему же все это стало возможным, то причину великих достижений соловецких иноков удивительно помогают понять слова из апостольского чтения, которые были сегодня за Литургией предложены нашему вниманию: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Мы не умеем носить тяготы друг друга. Более того, очень часто в своей жизни, устремляясь к каким-то карьерным целям или

249

 

 

к обогащению, или просто следуя буйству своей природы, мы расталкиваем людей, мы мешаем им жить, мы строим свое благополучие на их горе, на их неудачах, на их бедах. Каким был бы род человеческий, если бы он жил по закону Христову, если бы люди носили тяготы друг друга? Это была бы другая жизнь, это была бы другая человеческая цивилизация. Все то, что было погублено в огне междоусобных браней, революций, войн, все, что растворилось в небытии в результате семейных конфликтов, в результате противостояния отцов и детей, в результате межнациональных и прочих столкновений, — все это являло бы сегодня красоту человеческой жизни, одухотворенной Божией мудростью и Божией благодатью.

Пусть услышат эти слова люди, которые не верят в то, что есть Божественный закон жизни, пусть они вдумаются в слова: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов! Пусть услышат эти слова те, кто сегодня мечутся в семейных конфликтах, разрушая самое близкое и родное, — семью, созидаемую любовью. Пусть услышат это те, кто стремятся разделить Отечество наше, противопоставить одних другим, те, кто никак не могут согласиться с реальностью единой Святой Руси, исторической Руси, объединенной силой благодати Божией по молитвам святых угодников — чад Церкви Русской.

Закон Христов — всеобъемлющий, он распространяется и на близких, и на дальних, на весь род человеческий. И, находясь здесь, в Соловецкой обители, понимаешь, какова сила этого закона, потому что друг друга тяготы носили соловецкие иноки, — вот и вознесся к небу этот каменный кремль, эти дивные соборы, эти творения рук человеческих, взирая на которые люди и поныне не могут понять, как такое могло быть создано. И особенно в Церкви закон Христов должен выполняться неукоснительно. Никаких интриг во имя карьерного роста, никакой недоброжелательности друг ко другу не должно быть! Всякому хватит места, ибо место в Церкви указывает не человек, а Бог, и каждый должен довольствоваться тем, что имеет, и каждый день благодарить Бога, строя общение с ближними своими, радуясь успехам братьев своих и сокрушаясь об их поражениях, болезнях и скорбях.

И если уж говорить о монашеской жизни, то другого закона просто нет. Этим законом должна жить и наша Соловецкая обитель, чтобы иноки носили тяготы друг друга, что порой по-человечески очень

250

 

 

непросто, потому что в близком общении является не только красота Божиего образа в человеке, но и греховность человеческой личности. А потому носить тяготы другого значит всегда иметь терпение и любовь — величайшие добродетели, на которых только и способно основываться всякое здоровое и процветающее человеческое общежитие.

Молитвами святых преподобных Соловецких чудотворцев да благословит Господь историческую Русь в духовном единстве и братском общении входящих в нее народов, да благословит Россию, страну нашу с величайшей духовной традицией, овеянную подвигами святителей и подвижников. Да благословит Господь Церковь нашу миром и единомыслием, а обитель сию — духовным и материальным процветанием, успехами в восстановлении того первоначального благоговейного и прекрасного вида, который был явлен трудами наших предшественников.

В память о пребывании в сей святой обители я хотел бы преподнести Вам, отец наместник, для нашего ставропигиального монастыря две старинные иконы, которые сравнительно недавно были мне подарены. Взглянув на них, я сразу понял, что их место — в Соловецком монастыре. Они изображают Соловецких преподобных отцов, и в каком-то смысле этот дар является небольшим вкладом в восстановление той первозданной красоты, что была явлена нам трудами преподобных угодников. Прошу принять эти святые образы и молиться перед ними о процветании Спасо-Преображенской Соловецкой обители и о том, чтобы закон Христов, закон любви, и сила терпения соединяли монахов в единую дружную семью, способную противостоять и природным трудностям, и человеческому греху.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец наместник, за Ваши труды и преподнести святой крест в благодарность за то, что Вы сделали, но более как некий знак моей надежды. Предстоит сделать еще очень многое и в благоустройстве монастыря, и в содействии тому, чтобы благоустраивалась жизнь людей на Соловецком острове. Да поможет Вам Господь на путях Вашей жизни в исполнении ответственного послушания Святой Церкви.

Всех вас, дорогие мои, я хотел бы сердечно поздравить и каждому преподать свое патриаршее благословение в виде маленькой иконочки Соловецких преподобных. Храни вас Господь!

251


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.