13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в новоосвященном Покровском храме г. Лукоянова, 2.08.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ
г. ЛУКОЯНОВА
2.08.2010
Спасибо большое, Сормово! Благодарю вас за то, что вы мне напомнили очень важную страницу в жизни моего отца3. Да поможет
1 2012 г. — 400-летие ополчения Минина и Пожарского, 2014 г. — 300-летие области, 2015 г. — 500-летие Нижегородского кремля.
2 В конце июля, в августе и в начале сентября 2010 г. в России на всей территории сначала Центрального ФО, а затем и в других местах возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Нижегородская область оказалась в числе регионов, наиболее пострадавших от сильных пожаров.
3 По окончании богослужения состоялся телемост Святейшего Патриарха с сотрудниками завода «Красное Сормово». Работник завода, бывший воин-десантник, А. Резайкин рассказал, что отец Предстоятеля в годы Великой Отечественной войны был
221
Господь вам и каждому в его личной жизни! И больших успехов Сормовскому заводу!
Ваше Высокопреосвященство владыка архиепископ Георгий1! Уважаемый Виктор Николаевич2! Уважаемый Виктор Константинович3! Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства4! Дорогие отцы, братья и сестры!
С большим внутренним трепетом я ступил на Лукояновскую землю, где последний раз был 29 лет тому назад. Первый раз я посетил Лукоянов в 1961 году, то есть практически 50 лет назад. Сегодня я увидел этот город преображенным, очень красивым. Но самое главное, то, что порадовало мое сердце, — это сей Покровский храм, который построен примерно на том же месте, где стоял первоначальный Покровский храм, разрушенный в годы лихолетья, в котором крестился мой отец.
Мне во многих отношениях очень памятно то, что сейчас происходит. Дед мой Василий Степанович, который работал машинистом в лукояновском депо, был человеком глубоко верующим, хорошо известным в православных кругах. На его долю выпала тяжелая ноша. Он с небольшой группой прихожан встал на защиту Свято-Тихоновского монастыря и храмов города Лукоянова. Они боролись против закрытия храмов, против обновленческого раскола, который в то время был инспирирован властями, желавшими через внутреннюю смуту в Церкви разрушить Православие и потому поддерживавшими раскольников. А дед, как и большинство лукояновских граждан, прихожан, твердо стоял за Православие.
Эта борьба за храмы, за сохранение Тихоновского монастыря обернулась тем, что дед долгие-долгие годы провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. У него оставалась семья — его супруга Прасковья Ивановна и семь человек детей. Никто из этих детей не умер и не
военным представителем на заводе «Красное Сормово», выпускавшем военную технику, и его судьба тесно связана с этим предприятием.
1 Архиеп. (ныне митр.) Нижегородский и Арзамасский.
2 Лунин В. Н., в то время председатель Законодательного собрания Нижегородской области.
3 Аганин В. К., в то время глава администрации Лукояновского муниципального района.
4 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; епп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Якутский и Ленский (ныне Балахнинский) Илия.
222
пострадал за те годы, пока дед страдал за Христа. Это словно было неким знаком благоволения к нашей семье.
Все это происходило здесь, на Лукояновской земле. Это, наверное, наиболее яркие страницы в истории нашей семьи, и я благодарю Бога за мужество деда, бабушки, за веру лукояновцев, которые твердо стояли за Православие, не отдавая духовному врагу ни пяди своего духовного пространства. Затем наступили тяжелые годы, все было разрушено, народ отлучали от веры. И нынешнее освящение храма является словно неким завершением той страшной, трудной истории.
Храм построен для того, чтобы люди приходили в него. Если храм открыт, а народ в храм не ходит, тогда грех на народе, — поэтому, если услышали звон колокола, идите в храм. Может, кто-то не может всю службу постоять — просто придите, свечечку поставьте, помолитесь о себе, о своих родных и близких. Вот если весь наш народ так будет молиться, может, и бед не будет у нас, и природных катаклизмов. Потому что нужно чувствовать связь с Богом, нужно, обращаясь к Богу, просить Его о помощи и в своей личной жизни, и в семейной, и в трудовой, о благословении стране нашей, Церкви, народу, чтобы и материальное благополучие было достоянием наших людей. Но также чтобы крепкая православная вера была твердым фундаментом, основанием нашей национальной жизни, как только что сказал ветеран ВДВ и труженик Сормова, — православная вера как базис, как основа нашей национальной жизни.
Пример моего деда, его несокрушимые вера и воля, готовность пойти на страдания не связаны только с его личностью. Таким было умонастроение всего нашего народа, абсолютного большинства людей, которые за веру готовы были жизнь свою отдать. Мы — их внуки, правнуки — должны помнить этот подвиг народа по сохранению веры и сбережению наших нравственных и духовных ценностей. И сегодня, сопротивляясь новым обстоятельствам жизни, различного рода искушениям, соблазнам, безнравственности, растлению сознания и сердца человеческого, мы должны хранить веру православную и на ней созидать жизнь наших семей, воспитывать наших детей и внуков, чтобы они были не менее сильными и мужественными, чем наши отцы и деды.
Я призываю всех вас, дорогие лукояновцы, помнить эти слова Патриарха. Воспитывайте детей своих в православной вере, с любовью
223
относитесь друг к другу — муж и жена, дети и родители, братья и сестры. Потому что мы все пред Богом одна семья. И если мы будем любовью и миром пронизывать нашу жизнь, то она будет преобразовываться и внешне. Смотрите, какой прекрасный храм и как его освящение повлекло за собой и украшение окружающего района! И так происходит не только в Лукоянове, но и во многих местах Руси, — когда за восстановлением храма восстанавливается, меняется жизнь людей. Но ничего автоматически у нас не изменится. Не нужно думать, что засуха пройдет, если мы сначала попросили Господа и тут же забыли и пошли грешить.
Мы сегодня празднуем день пророка Божиего Илии. В его время в Израиле, где он жил, была страшная засуха (3 Цар. 17). Можете себе представить: три с половиной года не было ни дождя, ни росы\ Это не два месяца — три с половиной года дикая жара, потрескавшаяся земля, голод. И по молитвам святого пророка Божиего Илии прошел дождь и спас людей. Но этому предшествовала одна очень трогательная и глубоко назидательная история.
Народ вместе с тогдашним царем Израиля отступил от истинного Бога, стал поклоняться Ваалу, языческому богу, забыл истинную веру, и Господь провел его через три с половиной года засухи. И вот Илия, который переживал отступничество своего народа, приходит в дом женщины, вдовы из Сарепты Сидонской. Город Сидон до сих пор существует, он находится в Ливане. Значит, откуда-то рядом, из-под этого Сидона и была родом эта женщина. Спрашивает ее Илия: «Ты можешь меня накормить?» А в стране был страшный голод. Она говорит: «Вот последнее, что есть у меня и у моего сына, — немножко муки и чуть-чуть оливкового масла. Давай сейчас приготовим эту муку, и все покушаем». Илия говорит: «Нет. Ты мне приготовь опреснок из этой муки». И добрая женщина откликается на эту просьбу, странную просьбу странника, который просто проходил мимо. Она же не знала, что перед ней пророк. Из оставшейся горсточки муки она печет ему лепешку и отдает, зная, что это последняя пища в доме. Илия спасает ее и ее сына и обращается затем к Богу с молитвой, чтобы Господь приклонил милость к народу. И пошел дождь. И многие были спасены.
Мы сегодня, в день пророка Илии, вспоминаем эту историю. Мы сегодня уже молились ему, чтобы он так же предстал пред Господом
224
и испросил у Бога благодать и дождь на землю нашу. Но помнить мы должны также и о том, что предшествовало прекращению той страшной засухи, — добрый жертвенный поступок вдовы Сидонской. Мы тоже должны помогать друг другу и во многом стать другим народом. Мы с вами не должны поддаваться тому жуткому и греховному соблазну, который огромным массивом информации обрушивается на каждого человека. Все то, что мы сегодня видим, то, что является привлекательным, — богатая, распутная жизнь, — все это диавольская приманка, которая губит душу человека. Где там подвиг вдовы из Сарепты Сидонской? Ему там нет места, потому что для того, чтобы богато и распутно жить, чтобы потреблять как можно больше благ, никому помогать не надо, нужно грести под себя. Ведь, наверное, так и жили в Израиле, который впал в идолопоклонство. И мы знаем, через какое испытание Господь провел людей.
Сегодняшняя засуха — это не испытание, это лишь легкое прикосновение к нам жары. Это легкое напоминание всем нам о пророке Илии и о вдове из Сарепты Сидонской. Мы должны уметь слышать голос Божий. Бог не обращается к нам в громе, в молнии и в землетрясении, Он нам говорит так тихо, что мы должны прислушиваться к Его голосу, Он дает нам некие знаки того, что и как нужно делать. Вот почему мы должны возрождать веру, — чтобы вместе с верой возрождались доброта, взаимная поддержка, солидарность людей, способность работать вместе. И как замечательно, что сегодня люди добровольно идут тушить пожары! Без слез невозможно смотреть на молодых людей, которые идут на рискованную работу, чтобы помочь другим. Дай Бог, чтобы эта взаимная выручка, взаимная помощь, солидарность, поддержка, наконец, единство нашего народа и стали основной ценностью народного бытия.
Всем вам, мои дорогие, я желаю помощи Божией, крепкой веры, чистоты ваших семейных отношений, мира и любви, помощи в ваших трудах, материального благоспоспешествования. Хотел бы от всего сердца пожелать процветания Лукоянову — чудному городу, который сохраняет свой исторический облик, и попросил бы власти делать все для того, чтобы этот исторический образ сохранялся.
Иногда нам кажется, что все старые дома нужно снести и построить новые. Но это все равно, что снести Россию и построить новую. Без памяти жить нельзя! Нужно, может быть, не столько сносить
225
дома, сколько реставрировать их, потому что деревянная архитектура, которая в изобилии имеется в городе, является уникальной. Именно по этим домам, а не по бетонным небоскребам, которых полно в любой стране, мир узнаёт Россию. Храните свой город, его природу, его уникальную внешнюю красоту, храните самих себя — в вере, в благочестии и в чистоте.
Я хотел бы в память о сегодняшнем событии преподнести для храма Покрова Пресвятой Богородицы Казанский образ, который тесно связан с Нижегородской землей, ибо именно Казанская икона Божией Матери была иконой ополчения Минина и Пожарского, которое было сформировано здесь, на Нижегородской земле, и принесло всей России избавление от врага.
Хотел бы также каждому из вас в память о сегодняшнем дне преподнести иконочку преподобного Серафима Саровского с моим благословением. Пусть преподобный Серафим помогает вам в вашей жизни, и пусть в каждом вашем доме будет знак присутствия в нем Патриарха, вашего земляка. Храни вас Господь!
226
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.