Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке г. СанктПетербурга, 13.07.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ
ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ В ИОАННОВСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
НА КАРПОВКЕ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

13.07.2010

Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Владимир1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Всечестная матушка игумения Серафима3! Дорогие отцы, братья и сестры!

Радуюсь возможности в престольный праздник сего святого храма совершить здесь Божественную литургию с сонмом иерархов, вознести молитву ко Господу об обители сей, о граде сем, о Церкви нашей, о стране нашей.

Мы празднуем сегодня день памяти святых апостолов. Наша Православная Церковь именуется Церковью Апостольской, потому что она хранит память святых апостолов. Но это особое хранение. Это не просто воспоминания об их жизни, об их трудах, об их подвигах — это хранение того, чему апостолы посвятили свою жизнь, — свидетельства о Христе воскресшем, той веры, которую апостолы приняли от Самого Господа и передали другим.

Наша вера возникла не на пустом месте, она — не результат человеческих измышлений, пусть даже самых возвышенных. Наша вера — от Самого Господа. Мы через святых апостолов храним то, чему апостолы были научены Самим Спасителем. Хранение веры — это великий подвиг, потому что вера выражается в конкретных категориях человеческой мысли. А человеческая мысль — это явление преходящее, она подвержена влияниям извне, она меняется в зависимости от уровня человеческого образования, от культуры, места и времени проживания, от семьи, трудового коллектива, страны, народа.

1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (ныне на покое).

2 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Гатчинский (ныне архиеп. Петергофский) Амвросий, Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Выборгский (ныне Кронштадтский) Назарий.

3 Игум. Серафима (Волошина; † 2013), настоятельница Иоанновского монастыря.

211

 

 

Человеческая мысль подвержена многим воздействиям со стороны. И поскольку вера выражается в категориях человеческой мысли, то важнейшая задача заключается в том, чтобы все эти человеческие веяния были не способны разрушить веру, чтобы Церковь продолжала быть Церковью Апостольской, хранящей ту же самую веру, которую разделяли святые апостолы.

Но Церковь именуется Апостольской еще и потому, что она призвана продолжать служение апостолов, нести веру в мир, людям, чтобы они ее усваивали, чтобы на основании этой веры строили свою жизнь. Эта вторая задача как бы противоречит первой: как можно, сохраняя те категории мысли, которые принадлежат прошлому, обратить на них внимание людей, живущих в совершенно иную эпоху, принадлежащих к другой культуре, говорящих на другом языке? Апостольство заключается в том, чтобы хранить веру и передавать ее другим; и здесь требуется особое водительство Божие, чтобы, сохраняя драгоценный дар веры, не давая расплескать этот Божественный сосуд, мы могли передавать его другим людям, чтобы те разумно, сознательно, свободно воспринимали веру. Это значит, что Церковь должна научиться говорить с людьми таким языком, который делал бы для них понятным то, чему Церковь была научена от святых апостолов.

Всегда существует некое напряжение между теми, кто предпочитает только хранить, и теми, кто уделяет особое внимание обращению к вере других. Это напряжение также заложено в самой природе Церкви, и множество ошибок, вероучительных отклонений, ересей и расколов возникало именно оттого, что люди были не способны одновременно и хранить веру, и адекватно передавать ее своим современникам.

Сегодня эта задача стоит перед всей нашей Церковью с особой силой — в первую очередь потому, что мы обращаем слово к народу, который еще вчера жил безбожно, который во многом потерял и традицию передачи веры, и православную культуру, в которой вера передается намного успешнее, чем в любой иной культуре. Но одновременно именно наш народ, вышедший из безбожия, сегодня готов, как, может быть, ни один другой народ, слышать Слово Божие и принимать апостольскую веру. Поэтому сегодня с особой силой мы воспринимаем призыв Господа идти, учить и крестить (Мф. 28, 19).

212

 

 

Для того чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы бережно хранить православную веру, полученную от святых апостолов, и одновременно передавать ее людям так, чтобы она усваивалась и умом, и сердцем, необходимо в первую очередь нам самим — всем, кто эту веру сохраняет, — научиться жить по вере, чтобы вера соединилась с нашими повседневными мыслями и заботами, чтобы не было разрыва между верой и жизнью, между Церковью и миром. Мы должны жить таким образом, чтобы в самих себе преодолеть разделение между Небом и землей, между духом и плотью, между верой и знанием. И тогда свой собственный опыт мы сможем передавать людям понятным для них способом, ибо все мы сами являемся детьми и своего времени, и своего народа. Вот и получается, что личный опыт жизни человека по вере несет в себе примирение двух как бы разнонаправленных, но одновременно образующих единую задачу деланий Церкви: хранить и передавать.

В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Коринфянам мы находим удивительные слова апостола Павла. Говоря о своих муках и страданиях — и не только о своих, но вообще о страданиях и муках апостолов, — Павел обращается к своим современникам христианам, в первую очередь к коринфянам, которым было направлено это письмо, с удивительным призывом: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Вот и ответ на все наши недоумения: жить так, как жили апостолы, жить по заповедям Христовым, подражать Спасителю, а значит, хранить веру и быть всегда способными передавать ее людям. В масштабах Церкви это означает хранить апостоличность Церкви как величайший Божий дар, как драгоценность, полученную от святых апостолов, как условие и залог нашего спасения.

Да поможет всем нам Господь осуществлять это апостольское служение во славу Божию! Аминь.

213


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.