Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в Спасо-Преображенском соборе Валаамского ставропигиального мужского монастыря, 11.07.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА,
ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ,

В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ ВАЛААМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

11.07.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы только что прослушали апостольское и евангельское чтения. В них содержатся мысли, восприятие которых способно изменить всю человеческую жизнь. Большей мудрости и большей силы слова в роде человеческом не было, нет и никогда не будет! Церковь обладает величайшим сокровищем — Божественной истиной. Не человеческой, суетной и мирской (какой бы привлекательной эта суетная и мирская «истина» ни казалась), — Церковь обладает Божественным откровением, то есть тем, что Сам Бог пожелал сказать людям.

В Послании к Римлянам, только что прочитанном, мы находим удивительные слова. Апостол, обращаясь к римской общине новоначальных христиан, где были и иудеи, принявшие христианство, и эллины, и собственно римляне, люди разные — богатые и бедные, сильные и слабые, свободные и рабы, больные и здоровые, — говорит, видимо, совершенно неожиданные для них всех слова: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных (Рим. 15,1). Если бы апостол сказал: «Те из нас, кто сильны, должны сносить немощи бессильных», — все было бы ясно. Тогда слова апостола воспринимались бы так, что среди христиан есть сильные и слабые, и сильные должны заботиться о слабых. Но ведь апостол сказал: Мы, сильные... Мы все — богатые и бедные, здоровые и больные, образованные и необразованные, эллины, иудеи, римляне, свободные, рабы — мы сильные. И мы должны помогать бессильным, немощи их нести, а не себе угождать.

Слова апостола обращены через римлян к нам, и ничего не изменилось с тех пор. И среди вас, мои дорогие, стоящих здесь, в этом храме, и несущих послушание в сей святой обители, есть сильные люди — физически сильные, сильные духом, сильные своим здоровьем; среди паломников есть люди, сильные своим материальным положением, своей властью. Но не к этим «сильным» обращается сегодня апостол Павел — он обращается ко всем нам, называя нас сильными.

199

 

 

Какую же силу он имеет в виду? Он имеет в виду ту самую силу, о которой только что было сказано: Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). В Церкви хранится Божественная истина, и владеющий этой истиной имеет в руках ключ от своего счастья и от благополучия всего мира. Нет другого ключа! Никаким другим ключом не открыть двери благополучия, как только тем, который Бог дал Церкви, передав ей величайшую Божественную весть о спасении.

Мы сильны тем, что знаем эту истину. Мы научены, у нас есть Слово Божие, мы каждый день можем читать это Слово, черпать эту истину и применять ее к нашей повседневной жизни. Только не так, как бывает, когда, читая Слово Божие, мы умиляемся, а закрыв эту вечную книгу жизни и выйдя на улицу, тут же обо всем забываем. Но если Божественная истина, дарованная Церкви, становится нашим мировоззрением, нашим образом жизни, тогда мы действительно становимся сильными.

Церковь несет весть о спасении всему миру. А кто же составляет Церковь? Это ведь не только иерархи и духовенство, но это весь верующий народ, все те, кто знает эту истину, кто ею научен, кто ею живет, особенно же те, кто на опыте своем знает, что есть исполнение воли Божией, благой и совершенной. И ни одно слово не останется праздным, потому что нет праздных слов в Слове Божием, — все дано для спасения человека, для полноты жизни, жизни с избытком (Ин. 10, 10), здесь, на земле, и в жизни вечной, как о том сказано в Евангелии от Иоанна (Ин. 4, 36).

А тяжело или легко нести попечение о бессильных? Тяжело, потому что бессильный может оказаться не таким уж и бессильным. Он может быть вооружен своей собственной ложной истиной, которую воспринимает как единственную; и не всегда этот бессильный способен услышать голос Церкви. Более того, не всегда те, кто слышит голос Церкви, готовы его воспринять, — нередко они обращают к Церкви слова упреков, недоумения, критики, иронии. Достаточно вспомнить совсем недавние времена, когда Божественное слово истины абсолютным большинством нашего народа не воспринималось как истина. Какое же должно было быть терпение у наших отцов и дедов, какая сила духа, чтобы открыто или скрыто обращать к миру это слово Божественной истины!

200

 

 

Да и сейчас, с одной стороны, времена изменились к лучшему, а с другой — как много теперь разных человеческих «истин», которые не дают пространства для истины Божественной! И дело не в том, что люди на уровне некоего спора — интеллектуального, логического — пытаются оспорить Слово Божие. Они просто игнорируют это Слово, заполняя жизнь своей собственной «истиной», стремлением к решению тех задач, которые перед собой ставят. Абсолютное большинство этих задач связано лишь с одним — жить хорошо, богато, весело, безгранично повышать планку своего комфорта, удовлетворяя все свои потребности, расширять власть, увеличивать богатство. Человеку, живущему в соответствии с этой так называемой истиной, — немощному, о котором мы должны позаботиться, — не так просто сказать, что он не сильный, а слабый, немощный, больной, живущий не по правде Божией, а значит, не способный стяжать ни Царствия Божиего, ни полноты жизни здесь, на земле.

С великим терпением и смирением должна Церковь нести свое свидетельство миру. Но нести непременно — и словом, и делом! А что же мы получаем в ответ на служение немощным, которое осуществляем с великим терпением? Мы получаем утешение. Какие замечательные слова мы находим в этом же Послании к Римлянам: и Бог... терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии (Рим. 15, 5) — в ответ на служение истине, в ответ на нашу заботу о немощных. Это и есть вселенская миссия Церкви, не знающая ни национальных, ни географических, ни временных границ. Это миссия не только первого века, когда апостол Павел писал к римлянам, — это миссия и XXI века, и она будет продолжаться до скончания истории.

Но, конечно, есть у слов апостола и иной смысл, приближенный к нашей повседневной жизни. Сильный должен заботиться о слабом, о бессильном, а не себе угождать. Это тоже очень тяжело, даже в нашей монастырской общине. Каждый из братии знает, как трудно нести немощи своего больного или слабого собрата, — требуется огромное терпение. А в семьях наших? Когда здоровая супруга живет вместе с больным мужем (нередко эта болезнь связана с алкоголизмом), она и страдает, и мучается. Но часто терпения не хватает, и разрушается такая семья, и дети становятся сиротами при жизни родителей. Почему это происходит? Терпения не хватило, а значит, и утешение не пришло. Ведь сказано, что Бог... терпения и утешения

201

 

 

да даст вам единомыслие — в ответ на служение немощным. Вот и получается, что, желая облегчить свою участь, люди решают уйти от больного человека (и необязательно пьяницы), уйти от неудачника или неудачницы. Вроде, когда в брак вступали, все было хорошо — оба молодые, красивые, сильные. Прошло время — и жена заболела, и внешне постарела, и характер испортился, — «и что тут возиться с ней? Может быть, что-то другое можно найти, один раз ведь живу на свете»...

Можно до бесконечности продолжать эти примеры человеческих коллизий, столкновений, конфликтов, которые чаще всего решаются в пользу того, кто считает себя сильным. И разрываются человеческие отношения, и губятся семьи, но счастье не достигается, потому что утешение приходит только через терпение. Это слова Бога, не мои слова... Кто-то, может быть, скажет сейчас: «А вот у меня нет больше сил терпеть!» — какой-нибудь брат, живущий в келии с другим братом, с которым и характером не сходится, и спорит постоянно. Один — слабый, другой — сильный, и надоело сильному на себе этого слабого тянуть. Или в иных жизненных обстоятельствах, когда сильный живет бок о бок со слабым. Но поскольку это слова Божии, то у нас нет никакой альтернативы. Если мы хотим жить по закону Божиему, то мы, сильные, должны сносить немощи бессильных (Рим. 15, 1). И мы уже знаем, что будет в результате — утешение. Такое утешение, которого человек не найдет на иных, легких путях своей жизни. Он не найдет этого утешения, попросив игумена сменить ему послушание или отстранить того брата, о котором нужно заботиться. Он или она не найдут утешения, если разрушат семью и, сделав детей сиротами при живых родителях, попытаются на стороне искать себе счастья. Господь призывает нас терпением проявлять свою силу.

А для того чтобы мы никогда не отчаивались, нужно помнить о другом — ведь все мы сильные! Мы, сильные, по слову апостола, должны сносить немощи бессильных. И сила наша в том, что мы владеем словом Божиим, но не только — сила наша в том, что с нами Бог в этой жизни. Мы в Церкви не одиноки. Мы не отдельные мечтатели, которые взяли какую-то мудрую книгу и решили по ней жить, — мы вместе с Богом идем по жизни. И благодатная сила Божественная пребывает с нами тогда, когда мы остаемся верны Господу. Наверное, именно это в первую очередь и имел в виду апостол, когда говорил:

202

 

 

мы, сильные, — и рабы, и свободные, и здоровые, и больные, и сильные, и слабые, — мы, сильные силой благодати Божией, которая является нам в Церкви через святые таинства, через молитву друг о друге. Этой силой Господь и держит нас на протяжении двух тысяч лет как Свой избранный удел, как хранителей истины, призывая заботиться не только о себе, но и обо всем немощном мире. И пока будет так, Церковь будет продолжать свое апостольское служение, оставаясь столпом и утверждением истины (1 Тим. 3,15). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.