13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии, совершенной совместно со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга, 30.05.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ,
СОВЕРШЕННОЙ СОВМЕСТНО СО СВЯТЕЙШИМ
ПАТРИАРХОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ
ВАРФОЛОМЕЕМ В ИСААКИЕВСКОМ СОБОРЕ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
30.05.2010
Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе
89
Собрат и Сослужитель господин Варфоломей! Преосвященные собратья архиереи1! Досточтимые отцы, братья и сестры!
Вот уже почти год миновал со времени моего последнего визита в царственный Константинов град. И сейчас мне радостно приветствовать Вас, Ваше Святейшество, на своей малой родине, во святом граде Петровом. Несмотря на разность возраста и прожитых эпох, у этих городов много общего. И тот и другой осенены молитвенным предстательством святого первозванного апостола Андрея; каждому из них суждено было стать опорой и средоточием великой культуры; оба града были столицами двух великих православных империй. Но не только это объединяет их судьбы.
В человеческой истории было много славных городов и цивилизаций. Могущественные, как исполины, грандиозные, как Вавилонская башня, — они вздымались над миром до небес, их имена и деяния гремели по всей земле. Но, по слову Писания, не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости (Вар. 3, 27). Не спасались исполины множеством крепости своея (Пс. 32, 16), по слову Псалмопевца, и «вавилонские башни» без следа уходили в песок. Их величие не выдержало проверки временем, они оказались непрочными, ибо стояли не на том основании.
Но были и другие города, что живы вопреки всем испытаниям. Их сила — не в торжестве земной власти, не в экономике или военной мощи, но в духовном величии, которое они в себе воплотили. К этим городам я отношу мой родной Петербург и тот град, где
1 Митрополиты Австрийский Михаил (f2011), Мириофитский и Перистасийский Ириней, Галльский Эммануил, Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат); митрополиты Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан; † 2014), Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (ныне на покое), Минский и Слуцкий Филарет (ныне Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси), Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Одесский и Измаильский Агафангел; архиепп. Новгородский и Старорусский (ныне митр.) Лев, Вышгородский (ныне митр. Вышгородский и Чернобыльский) Павел, Абаканский и Кызылский (ныне Абаканский и Хакасский) Ионафан, Сурожский Елисей; епп. Гатчинский (ныне архиеп. Петергофский) Амвросий, Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл, Бельцкий и Фэлештский Маркелл, Выборгский (ныне Кронштадтский) Назарий, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Переяслав-Хмельницкий (ныне митр. Переяслав-Хмельницкий и Вишневский) Александр.
90
находится Ваш патриарший престол. В их истории было немало скорбей и обстояний, но в них всегда святилось имя Христово, и оно хранит их от немощи и забвения.
Город — это опора цивилизованного мира, выражение его общности и единства. Основа любого человеческого объединения есть стремление к одной и той же цели. Если цель низменна и сиюминутна, ей не дано объединять людей надолго. Если цель прекрасна и высока, то всегда живо и стремление к ней; и те, кто устремлен к этой цели, вместе, единым целым входят в историю, запечатлеваются в вечности.
Человеку свойственно искать единства. Оно начинается с сохранения собственной личности — с желания быть цельным и целостным. Это стремление к единству вновь обретает себя в узах семьи и брака, в кругу родных, друзей и единомышленников. Наконец, единодушие в стремлении к лучшему, отказ от мелочных интересов, любовь к Родине и к своей стране слагаются в единство государственное и национальное.
Но есть общность иного порядка — единение во Христе, в таинственном причастии вечных благ. Оно неподвластно законам земного мира и обстоятельствам нашей временной жизни. Оно доступно лишь тем, кто истинно и в молчаливом благоговении почитает Единую и Пресвятую Троицу. Это единство — в нашей Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Не случайно сегодняшний праздник, день Всех святых, следует за праздником Троицы и Днем Святого Духа: сегодня мы празднуем продолжение Пятидесятницы во всем человеческом роде, во всей Вселенской Церкви.
Церковь в земном мире подобна этому дивному храму, где мы сейчас совершили Божественную литургию. Он претерпел многое и не раз менял свой видимый облик; на нем отражались и состояние веры, и состояние государства, но на нем всегда незримо почивала освятившая его благодать. Он всегда был храмом — даже тогда, когда назывался музеем, потому что благодать, данная в освящении, пребывала здесь и передавалась людям, которые посещали сей храм. Вот так и Церковь на земле живет и дышит единой благодатью Святого Духа. Ее вечность — в Церкви Небесной, в лике святых всех времен и народов. И подобно златому куполу Исаакия Церковь святых угодников Божиих вечно царит над брением земного града
91
и прахом мирских устремлений, вне юридических границ и политических разногласий.
Наше сегодняшнее торжество, дорогой Святейший Собрат, посвящено единству Вселенской Церкви. Мы знаем друг друга издавна, и я рад, что с каждой встречей мы становимся ближе друг другу, что крепнут отношения Поместных Церквей, что святость и полнота Вселенского Православия преодолевают всякую рознь.
У нас общие святыни и общая святость. И нам дорого то, что Вы поклонились нашим святыням — монастырям и храмам Москвы и Санкт-Петербурга. Вас будут молитвенно вспоминать Троице-Сергиева лавра и святая Валаамская обитель.
Когда-то, в 1993 году, уезжая из России, Вы сказали, что уносите с собой половину своего сердца, потому что другую оставили здесь. Будем надеяться, что на этот раз Ваше сердце останется здесь целиком. Но поскольку это сердце Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви, то оно так же целиком будет и в Вашей Церкви. Мы будем жить в единстве наших сердец, согревая друг друга и наш народ взаимной любовью. А мое сердце и сердца наших верующих навсегда останутся с Вами — в молитвах и единстве нашей общей Святой и Вселенской Церкви. Христос посреди нас!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.