Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святого равно-апостольного великого князя Владимира в Успенской Киево-Печерской лавре, 28.07.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В УСПЕНСКОЙ
КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ

28.07.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В великой радости и простоте сердец мы празднуем День Крещения Руси, день преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, волей и усилиями которого крестился наш народ, открыв тем самым новую страницу своей истории.

Сегодня нашему вниманию предлагается Евангелие от Иоанна, которое удивительным образом помогает понять миссию князя Владимира и все то, что он совершил; оно помогает понять и то, почему так, а не иначе строилась духовная и церковная история нашего народа.

В только что прочитанных строках Евангелия от Иоанна мы находим такие слова Господа: Истинно, истинно говорю вам... Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их (Ин. 10,1, 8).

О чем, о ком говорил Господь апостолам? Наверное, о чем-то очевидном, потому что эти грозные слова были восприняты как констатация неких известных фактов. Что же это были за факты? В израильском народе время от времени появлялись люди, которые называли себя пророками, а кто-то даже мессией. Одни из них свою проповедь обращали к личной выгоде: власти и обогащению; другие, казалось бы, делали доброе дело: возглавляли или желали возглавить борьбу евреев за независимость от римлян. Господь не осуждает стремления Своих людей к независимости, но называет ворами тех, кто, восхищая самое священное и великое, что было в древнем ветхозаветном

609

 

 

благочестии, — ожидание Спасителя, Мессии, использовал это ожидание в своих земных, политических целях.

В том, что народ боролся с иноземными захватчиками, не было ничего плохого. Наоборот, это было правильно, и, наверное, если бы народ обращался к Богу с молитвой о помощи, то Господь давал бы ее. Но ведь не о помощи взывали те, кто, называя себя мессией, призывал людей на политическую борьбу!

Господь называет таких людей ворами, потому что они похищают самое святое, что есть у людей, — они похищают Бога, смысл Его спасительного послания людям. Грозные слова Спасителя помогают понять, как страшно, как губительно обращать Слово не к спасению людей, а к достижению иных целей.

В нашей жизни есть много доброго, чего люди стремятся достичь, опираясь на помощь Божию, — государственное устройство, обретение независимости, поддержание культурной жизни. И наверное, многие люди молятся Богу, чтобы Он помогал им на этом пути. Но нельзя было от имени Божия, восхищая служение Самого Спасителя, Мессии, призывать людей к тому, к чему Сам Спаситель их не призывал.

Мы вспоминаем сегодня и другого выдающегося служителя правды Божией — святого апостола Павла. Практически за каждой Литургией мы читаем его послания, вспоминаем его жизненный путь. И князь Владимир до крещения, и Павел — Савл до обращения — служили целям и ценностям, которые не были Божией правдой. Но в какой-то момент, обратившись ко Христу и пройдя через муки, страдания, потерю зрения, оба они — и первоверховный апостол, и равноапостольный князь — обрели и духовное, и телесное зрение. И потому проповедь апостола Павла никогда не содержала того, что было в лжепроповедях воров и разбойников, которые примеряли к себе имя «мессия».

В Послании к Римлянам апостол говорит, что в благовестии, которое он нес людям, открывается правда Божия (Рим. 1,16-17). Вот эта Божия правда и является сутью апостольской проповеди. Эту Божию правду равноапостольный князь Владимир принял всем своим сердцем и, желая осуществить эту правду, крестил свой народ, указав ему вместе с первоверховным апостолом подлинную спасительную цель бытия земного, как ведущего к Царствию Небесному.

610

 

 

Как Божия правда преломляется в мире людей? Она осуществляется в словах, которые имеют один и тот же корень со словом «правда», — в справедливости и праведности. Кстати, в греческом евангельском тексте и справедливость, и праведность обозначаются одним словом1, потому что не может быть праведности пред Богом без усвоения Божественной правды, как не может быть без усвоения Божественной правды и справедливости в человеческой жизни. Не могли тати и разбойники словом своим установить справедливость, дать людям духовную перспективу бытия, свободу, потому что, восхищая принадлежавшее Богу, они не могли помочь людям обрести праведность и справедливость в их жизни.

Тысяча с лишним лет прошли с того момента, как отряс равноапостольный князь в купели Крещения слепоту душевную вкупе с телесной. И с тех пор развивается историческая жизнь народов, вышедших из киевской крещальной купели. Много горя, страданий претерпели люди за это время; невозможно сказать, что жизнь нашего народа была более комфортной и благополучной, чем жизнь других народов. Но что составляет сердцевину нашей духовной традиции? Что составляет непреходящее измерение всей нашей православной христианской цивилизации? То, что, несмотря на скорби, муки и потери, наш народ сохранил веру. И сегодня перед лицом агрессивного безбожия и возрождающегося язычества мы сохраняем твердую и непреклонную веру в Бога и на этой вере стремимся основывать и жизнь нашего общества, и нашу личную жизнь, памятуя о том, что справедливое устроение общественной жизни связано с личной праведностью каждого человека.

Когда наш народ жил этой праведностью, тогда и Отечество наше стало называться Святой Русью. Были грешники, были и преступления, были и проявления слабости в народной жизни, но как величайшую ценность через тысячу лет мы пронесли великий идеал Святой Руси — общности людей, в которой главной доминантой жизни является праведность. И как бы снисходительно и презрительно ни взирали на нашу веру сильные мира сего, как бы ни пытались они обливать ее грязью и выказывать презрение, мы со смирением и в простоте сердец будем хранить эту веру, помогавшую народу нашему, несмотря на

1 Греч.: δικαιοσύνη.

611

 

 

страшные гонения и притеснения, и защищать Отечество, и детей воспитывать.

Верим, что, проникая в смысл того, чему учит нас сегодняшнее евангельское чтение, мы и впредь будем хранить чистоту православной веры, имея перед своим взором идеал Святой Руси, и, живя в разных государствах, будем вспоминать о едином прошлом, сохранять духовное единство народа, у которого один и тот же Божественный идеал жизни — справедливость и праведность. Будем же хранить этот идеал, будем хранить и духовную силу Святой Руси, чтобы эта сила отображалась в наших повседневных делах, помогала нам устроять жизнь народов наших на путях Божественной правды и справедливости! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.