Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в канун дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира по совершении молебна у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в г. Киеве, 27.07.2010

СЛОВО В КАНУН ДНЯ ПАМЯТИ СВЯТОГО
РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
ПО СОВЕРШЕНИИ МОЛЕБНА У ПАМЯТНИКА
КРЕСТИТЕЛЮ РУСИ НА ВЛАДИМИРСКОЙ ГОРКЕ В КИЕВЕ

27.07.2010

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие руководители и представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Благодарю Вас за добрые, исполненные любви слова1, которые вдохновляют меня и укрепляют в несении патриаршего креста. Ска-

1 По завершении молебного пения к Святейшему Патриарху с приветственным словом обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

592

 

 

занные на этом месте, они обретают особый смысл, — как и все то, что мы совершаем, — так же, как и молитвы, которые мы сегодня возносим здесь — на месте, символизирующем Крещение Руси, обретают особый смысл и — верю — особую силу, способную приклонить к нам милость Божию.

Мы вспоминаем жизненный подвиг святого равноапостольного князя Владимира, и на ум приходят слова из выдающегося произведения древнерусской литературы — «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Пытаясь проникнуть в тайну князя Владимира, понять этого великого человека, он обращает к нему вопросы, которые отражали, видимо, недоумение общества тех времен: «Как открыл ты свое сердце Богу? Как принял страх Божий? Как проникся любовью к Богу?» Почему он задает эти вопросы? Да потому, что обращение князя Владимира не было делом очевидным. Его обращение не проистекало ни из условий жизни того времени, ни из культуры самого князя; и, хотя ученые утверждают, что для этого были некие политические предпосылки, тем не менее веру из-за политики люди не меняют. Да и сменить веру тогда означало бросить вызов очень многим, — как это и случилось. Многие современники роптали, потому что отменялись привычные киевлянам и русичам жертвоприношения. Некоторые упрекали князя в том, что он предался иноземцам, — тем, кто, мол, навязал нам эту веру. С одной стороны — недоумение, с другой — обвинения, а над всем этим — жизненный подвиг святого равноапостольного князя Владимира.

Почему же он принял веру? Если отмести в сторону все историософские рассуждения, основанные на политическом и экономическом анализе, то остается самое основное и главное — князь Владимир искал истину. Этот человек был неудовлетворен духовным состоянием своим и своего народа. Выбор веры не был простым: мы знаем, что он посылал послов, чтобы те изведали, как иные народы поклоняются Богу. И наконец, князь делает выбор и принимает веру православную.

Этот выбор был судьбоносным. Князь Владимир как бы прозревал толщу предстоящих веков, его взор словно пронизывал все столетия, что отделяют его от нас. Он словно видел и происходящее ныне в его Отечестве, потому и избрал веру, которая является истинной. Познаете истину, и истина сделает вас свободными

593

 

 

(Ин. 8, 32), — говорит Спаситель. И те язычники, которые считали себя свободными, но находились во власти греха, в полном порабощении у диавола, становятся людьми поистине свободными, открывающими свое сердце и свой ум навстречу веянию Божественной благодати.

О чем говорит нам, современным людям, пример князя Владимира? Разве сегодня обретение Христа — дело очевидное для тех, кто большую часть своей жизни прожил при атеизме, а тем более для молодых людей, находящихся ныне под огромным влиянием стереотипов «модной» жизни, мироощущения, которое внедряется в сознание людей и по сути своей является языческим? Современное язычество с его культом стяжательства, потребления, гедонизма, безумных наслаждений притягивает к себе людские души с не меньшей силой, чем те языческие пиршества на киевских холмах. Потому и сегодня обращение современного человека ко Христу не самоочевидно. Оно требует духовного поиска, духовной силы, мужества, способности часто идти против течения. Другими словами, от нас требуется то же, что требовалось от князя Владимира.

Почему мы считаем выбор князя Владимира правильным? Может быть, не надо было отрекаться от того веселого полупьяного, полуразгульного буйства, что соединялось с языческими культами? Может, нужно было просто продолжать всю эту традицию греха до сегодняшнего дня?

Я думаю, что даже далекий от веры и Церкви человек поймет, что, случись так, — и не было бы сегодня Святой Руси, не было бы всех нас — народа, который пронес через поколения не только веру в Триединого Бога, но и величайшую Божественную систему ценностей. Только с ними человеческая личность развивается и достигает возможной для себя высоты. Есть великое историческое доказательство правоты святого князя Владимира. Ведь сколько на протяжении веков на эти киевские холмы и на всю Святую Русь обрушивалось нашествий иноплеменников! сколько было междоусобной брани! сколько смертей! сколько было попыток склонить народ наш к иным целям и ценностям! Но никому не удалось изменить цивилизационный выбор святой Киевской Руси, ведомой святым равноапостольным князем! И если этого не удалось сделать в прошлом, то ни в коем случае такое преступление не должно совершиться сегодня.

594

 

 

Наша сила — в верности князю Владимиру, в верности той свободе, которую человек обретает во Христе, потому что только через эту свободу и возникает человеческая солидарность.

Мы знаем, как нас учили «солидарности» на основе классовой вражды, ненависти к иным, как нас мобилизовывали на борьбу с другими, чтобы самим, мол, становиться свободными и счастливыми. Жизнь показала: нет человеческого счастья, построенного на крови; нет единства, построенного на разделении; нет свободы, которая порождается враждой и страхом. Эти слова актуальны для сегодняшней Украины, и я молился перед образом святого равноапостольного князя Владимира о сохранении единства украинского народа, о преодолении разделений, которые так неразумно насаждались для получения некой сиюминутной политической выгоды. Единство народа — свято и неприкосновенно, это то, что лежит в самой основе, в сердцевине жизни. И потому каждый, кто любит свою страну, должен заботиться о преодолении разделений, об изменении духовного и нравственного климата, о снижении уровня противостояний.

Я призываю все стороны, которые вовлечены в политические, экономические, социальные, историософские конфликты, снизить напряженность, для того чтобы народ мог обрести покой и в мире созидать свою свободу — ту свободу, которая наполнит сердца наши силой Божественной благодати, как наполнила некогда благодать Божия сердце равноапостольного князя. Дай Бог, чтобы именно так развивалась жизнь Украины и всего пространства Святой Руси, потому что мы все — наследники равноапостольного князя, мы все принадлежим к тому миру, который он заложил на этих киевских холмах. Мы принадлежим к тому миру, который созидался подвигом, кровью, мученичеством святых угодников Божиих, начиная с Киево-Печерских преподобных, что лежат совсем рядом и мощами своими освящают землю Русскую, и заканчивая новомучениками и исповедниками, жизни свои отдавшими за Христа.

Пусть духовная сила, источаемая этим местом Крещения Руси, всегда сохраняет свою актуальность и притягательность; пусть она сохраняет свое преображающее воздействие на каждого человека и на всех нас. Я верю, что по молитвам святого равноапостольного князя Владимира никогда не исчезнет с земли его великое наследие — Святая Русь, которая есть единое духовное лоно, воспитывающее

595

 

 

сегодня миллионы и миллионы людей, принявших Христа через равноапостольный подвиг киевского князя Владимира. Да хранит Господь Украину! Да благословит Он всю Русь Святую и каждого, кто с верой и надеждой обращает свой лик к Небесному Отцу! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.