Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в новоосвященном Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Одессы, 21.07.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НОВООСВЯЩЕННОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. ОДЕССЫ

21.07.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в славном граде Одессе освящается Спасо-Преображенский кафедральный собор — один из самых величественных соборов Руси.

Почти три четверти века тому назад все это благолепие, которое потрясает воображение даже наших современников, было разрушено безжалостной рукой. И когда взираешь на эти восстановленные стены, на эту былую красоту, вновь явленную в дни сегодняшние, то возникает вопрос, от ответа на который зависит очень многое в нашей современной жизни и в нашем будущем: за что это нам, Господи? Почему все это произошло? Почему труды благочестивых предков, возводивших эти стены с любовью, были попраны злой человеческой волей, людской злобой? Почему были взорваны величественные храмы и колокольни? Какой скрытый смысл таится в трагической истории нашего народа?

Ответить на эти вопросы истинно, правдиво и спасительно для душ наших мы можем только в свете Слова Божия. Господь словами апостола в книге Деяний говорит нам: Бог... не в рукотворенных храмах живет (Деян. 17, 24). А апостол Павел в Послании к Коринфянам, как бы продолжая эту мысль, утверждает: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Бели кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3,16-17).

Всю нашу историческую трагедию нужно рассматривать только в связи с Промыслом Божиим. То было Божиим наказанием народу нашему. И взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимыми знаками этого наказания. Бог попустил совершиться этой трагедии, предоставив нас самим себе, ибо во имя мнимой свободы, во имя того, чтобы полностью, безгранично и безоглядно управлять своей жизнью, мы и разрушали святыни.

Бог не в рукотворенных храмах живет, и никакое внешнее благочестие, никакие величественные стены, никакое обилие позолоты не спасают человека, если он не становится храмом Божиим,

525

 

 

вместилищем Духа Святого. Вот почему, строя храмы, нельзя не жить по Божиему закону; лучше тогда вообще храмов не возводить. Когда мы строим Божии храмы, а живем как язычники, тогда рано или поздно гнев Божий проливается на людей. Не так ли было в те времена, что предшествовали разрушению храмов? Многим казалось, что мы живем в Святой Руси, но разве по Божиему закону строилась жизнь людей? Как много безверия, зла и противоречий накапливалось в нашем народе, который в конце концов возжелал все эти противоречия разрешить без Бога, опираясь только на разум и свободу человека! И мы знаем, чем все закончилось.

Но, наверное, не только жизнь простого народа, из которой уходило благочестие, стала причиной нашей исторической трагедии; было еще безбожие и богоотступничество интеллигенции — той самой прослойки, которая горделиво присвоила себе право определять судьбу и жизнь народа, которая, заразившись безбожием, некритически восприняв веяния извне, подчинила свой разум и свое сердце тем учениям, которые исторгали Бога из человеческой жизни. Разве эти мудрецы века сего, заведшие народ наш на тонкий лед погибели, не были наказаны силой Божиего правосудия? За богоотступничество Бог отступил от людей подобно тому, как в древнем Израиле Бог отступался от Своего избранного народа всякий раз, когда тот предавал Бога. Разве разбитые Моисеем скрижали Ветхого Завета не были прообразом разрушенных храмов? Моисей разрушил эти скрижали, спускаясь с горы Синай, где ему был вручен завет Бога и человека, — великий нравственный закон жизни. Что же увидел великий пророк? Он увидел народ, поклоняющийся золотому тельцу, идолу. Стоило вождю и духовному лидеру отдалиться от народа, чтобы встретиться с Богом на горе, как народ отказался и от своего вождя, и от Бога и упование свое стал возлагать на золотого истукана (Исх. 31, 18 — 32, 35).

Мы сегодня радуемся возрождению этого храма. Но если мы забудем историю Ветхого Завета, как и сравнительно недавнюю историю, через которую прошел наш народ, впавший в богоотступничество, то, по поговорке нашей, мы вновь наступим на те же грабли, вновь повторим ту же ошибку. Но в нынешних условиях ее последствия могут быть куда страшнее, ибо сегодня, когда все народы контактируют друг с другом и мир становится единой семьей, богоотступничество

526

 

 

в масштабах всего человеческого рода означает конец человеческой истории. Люди без Бога не способны выживать; они способны лишь достигать неких успехов, которые возбуждают воображение, развивают гордыню и еще более высвобождают дух человека из-под Божией власти. Но следствиями всего этого становятся исторические и личные трагедии, нравственная деградация и общественное умопомешательство.

Сегодня никто нас не принуждает отказываться от Бога, никто не предлагает построить видимые истуканы, никто не предлагает идеологических схем, которые были бы обязательными для всего народа. Но сегодня происходит нечто не менее опасное: воздвигается невидимый золотой истукан, которому люди начинают поклоняться, забывая о Боге и о Божией правде. Сила денег и сила власти так будоражат сознание человека, что иногда все силы отдаются стяжанию богатства и власти, и куда-то далеко на периферию уходит духовная жизнь человека с размышлениями о Боге, о своем предназначении, о цели бытия, о нравственной ответственности, о смысле человеческой жизни. А вместе с этими размышлениями уходит и потребность обратиться к Богу с молитвой, покаяться пред Ним в своих грехах и попросить у Него помощи, чтобы вернуться на тот путь, который истинно является путем жизни.

Иногда нам трудно мыслить в категориях, не связанных с конкретными примерами. Когда же есть примеры, тогда и мысль воспринимается сознанием легче. Образ и пример очень важны людям. Сегодня мы совершаем празднование Пресвятой Владычице Богородице, и в послании к Филлипийцам, которое мы только что слышали, находим такие удивительные слова: В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5). У нас есть живой пример, который всегда должен быть перед глазами верующего человека, — Господь наш Иисус Христос. По этому примеру мы должны настраивать свой внутренний камертон, тональность своей духовной жизни. Мы должны знать Слово Божие, мы должны со вниманием вчитываться в Божественные слова, взирать на образ Спасителя в моменты трудностей, испытаний, искушений и соблазнов и тогда, воспринимая мир сквозь Божественный образ Спасителя, мы обретем те же чувствования, что во Христе Иисусе. Те же чувствования были и у Его Пречистой Матери, у святых апостолов, у сонма великих

527

 

 

святых и подвижников, которые своим примером одухотворяют нашу жизнь.

С благодарностью Богу за сегодняшний великий день возрождения сей одесской и общецерковной святыни будем просить Господа, чтобы Он дал нам силы и крепость оставаться верными Ему, никогда не соблазняться чужими мыслями, никогда не поддаваться искушениям темной диавольской силы, сохранять верность Богу и устроять свою жизнь по закону Божиему, дабы в нас были те же чувствования, что во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.