Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров в г. Баку, 26.04.2010

СЛОВО НА ОТКРЫТИИ ВСЕМИРНОГО САММИТА
РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ В БАКУ

26.04.2010

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый господин Президент1! Достоуважаемый шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде! Уважаемые религиозные лидеры и гости саммита!

Рад приветствовать участников этого высокого собрания. Предваряя основную часть своего выступления, я хотел бы выразить признательность Президенту Республики Азербайджан Ильхаму Гейдаровичу Алиеву, который всемерно поддержал саммит. Полагаю важным упомянуть роль в его организации Межрелигиозного совета СНГ, и прежде всего нашего гостеприимного хозяина — председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде.

Наши дискуссии по проблемам, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, уже становятся традиционными. Это происходит благодаря тому, что религиозные лидеры сохраняют добрую волю к диалогу, несмотря на попытки посеять вражду между верующими.

Тема нынешнего саммита — «Глобализация, религия, традиционные ценности». В наше время религиозные общины сталкиваются с очень серьезными вызовами. Среди них — попытки устранить религиозность из общественной сферы и одновременно — попытки использовать чувства верующих в недобрых, а иногда и преступных целях.

В современном мире, особенно в Европе, достаточно влиятельны те, кто рассматривает любую обращенность человека к Богу как

1 Алиев И. Г., Президент Республики Азербайджан.

497

 

 

нечто мешающее прогрессу и развитию, как явление, которое ради общего блага надо поскорее оставить в прошлом. Вместе с религиозностью отвергаются традиционная нравственность, представления о браке как о союзе между мужчиной и женщиной, неприкосновенность человеческой жизни.

Религия и нравственность в данном случае считаются феноменами, неохотно терпимыми в частной жизни, но подлежащими изгнанию из общественной сферы. В качестве предлога для этого подчас используется полиэтнический и полирелигиозный характер современного общества. Нередко в ряде европейских стран возникает комическая ситуация, когда определенные круги требуют, например, удалить из публичного языка название «Рождество», а с улиц — рождественские украшения, чтобы, как они объясняют, «не обидеть мусульман», а сами мусульмане в это время выступают против таких мер.

Но осуществим ли проект будущего без религии — будущего, в котором имя Божие будет забыто? Нельзя не поразиться историческому беспамятству тех, кто продвигает этот проект. «Вообразите себе мир без религии», — восклицает один известный атеистический публицист, полагая, что без религии мир был бы лучше. Многим из здесь присутствующих не нужно воображать себе такой мир — мы в нем родились и выросли. Великий безрелигиозный эксперимент уже был поставлен, общество, в котором религия была изгнана из публичной сферы, уже было построено. Мы знаем, какой ценой это было сделано и к чему это привело: опыт тоталитарных диктатур XX века слишком дорого обошелся человечеству, чтобы его забывать. От сожженных церквей Испании до Бутовского полигона под Москвой, от монастырей, превращенных в концлагеря, до «полей смерти» Кампучии — везде враждебность к религии и желание устроить новый мир на началах, полностью исключающих духовную реальность, приводили к одним и тем же результатам.

Как показывает опыт XX века, религию можно успешно выдавить из общественной сферы — но только вместе со всеми правами и свободами, благополучием и элементарной безопасностью. В нетоталитарном мире, в мире, где у людей есть хоть немного свободы, религия всегда будет сохранять свое присутствие и влияние. Уже больше двухсот лет религии предрекают исчезновение, но ничего подобного не происходит, потому что люди — существа по природе своей

498

 

 

религиозные, ищущие высшей правды, конечной надежды и вечного смысла жизни. Любой реалистический подход к миру и его проблемам должен это учитывать.

Процесс глобализации, свидетелями которого мы являемся, было бы неверно рассматривать в исключительно мрачных или в исключительно розовых тонах. Он несет в себе как новые возможности, так и новые проблемы, как бесспорные блага, так и несомненные опасности.

Лишь недавно человечество начало осознавать взаимосвязь национальных и глобальных интересов. Этому способствовали и способствуют общие вызовы, такие как международный терроризм, кризис мировой экономики или экологический кризис, затрагивающие все страны. Рост влияния международного права привел к тому, что все большее число конституций устанавливают его приоритет. Это, в свою очередь, нередко ставит в зависимость правовую и политическую сферу малых или небогатых государств по отношению к странам лидерам.

Двоякий эффект поддержки и закрепощения проявляется и при рассмотрении глобализации экономики. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает формальные условия для доступа народов к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов и стимулирует торговлю. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: это потеря ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, глобализация крайних форм конкуренции, увеличение социального неравенства в глобальном масштабе.

Взаимообщение на политическом уровне, партнерская деятельность в экономической сфере способны компенсировать некоторые побочные эффекты глобализации. Но избежать всех негативных последствий этого процесса возможно исключительно при сохранении свободы народов в культурной и религиозной сферах, которые отвечают за формирование национальной самобытности. Потеря национальной самобытности — это открытие шлюзов для того, чтобы негативные последствия глобализации стали необратимыми в масштабах планеты.

Было бы неверно подходить ко всем мировым культурам с требованием унификации, соответствия какому-то одному стандарту

499

 

 

общественного устроения. Как мы видим, попытки внешним давлением или даже вооруженной силой навязывать народам чуждые цивилизационные формы не приводят ни к чему, кроме хаоса и умножения людских страданий. Подлинный прогресс возможен только тогда, когда он является естественным продолжением цивилизационных традиций.

Обратив внимание на библейское Откровение, мы увидим, что природа человека сотворена Богом и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (Быт. 1, 26). Именно на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. С точки зрения безрелигиозной этики единственным ограничителем свободы человека является свобода других людей. Но это приводит к дезориентации в нравственной сфере. Тезис «сколько людей, столько и мнений» нивелирует понятие абсолютной нравственной нормы. Такая позиция способна привести к тяжелейшим последствиям и в политике, и в экономике.

Нынешнее развитие человеческой цивилизации создало условия, при которых под угрозой оказалось само существование жизни на планете. Глобальный кризис затронул все стороны человеческого существования: миллионы людей умирают от голода и болезней, растет преступность, антропогенные факторы производят такие изменения в окружающей среде, которые могут сделать ее непригодной для дальнейшей жизни человека.

Человечество хронически страдает от этих проблем, потому что они носят прежде всего этический и духовный характер. Катастрофы внешнего мира отражают кризис мировоззрения современного человечества. Поэтому безуспешны попытки решать эти проблемы, игнорируя духовный аспект.

Мы должны рассмотреть еще одну опасность — попытку использования религии, религиозных символов и религиозной идентичности в низменных целях. Ирландский мыслитель Эдмунд Берк сказал: «Единственное, что нужно для триумфа зла, — это чтобы хорошие люди ничего не делали». Мы не можем позволить себе ничего не делать перед лицом попыток посеять вражду и рознь между представителями различных цивилизаций.

Современное общество должно осознать, что свободная деятельность традиционных религиозных общин становится одним из

500

 

 

условий духовной и физической безопасности людей. Нельзя победить терроризм исключительно полицейскими методами. Эффективное противодействие этому злу, пытающемуся навязать людям ложные ценности, возможно только через укорененность в ценностях настоящих, через подлинную религиозную традицию, которая исключает всякое использование религии в злых целях.

Межрелигиозный диалог должен сыграть ключевую роль в нахождении всечеловеческого ответа на вызовы нынешнего мира. Сегодня очень важно сделать так, чтобы в мировом масштабе голос межрелигиозных форумов стал более ясным и сильным, конкретным и убедительным. Прошло время общих фраз — религиозные люди должны научиться говорить конкретным языком, переводя в категории, хорошо известные светским людям, глубинные нравственные религиозные ценности.

Чтобы найти выход из многих болезненных конфликтов, людям надо научиться мыслить в масштабах духовной реальности, в масштабах вечности, в масштабах окончательного предназначения человека. Такой подход к реальности, с одной стороны, дает нам очень большую внутреннюю силу, но с другой — возлагает на нас огромную ответственность. И религиозные лидеры должны оказаться достойными своего высокого наименования и помочь людям не потерять стратегическую перспективу человеческой жизни, основное целеполагание человеческого бытия.

Действенное участие религиозных общин в обсуждении актуальных проблем современности немыслимо без механизма прямого представительства верующих мира на площадках международных организаций. Ведущей организацией ООН по вопросу диалога культур и цивилизаций является ЮНЕСКО. Эта организация проявила заинтересованность в создании механизма взаимодействия с религиозными общинами мира. Мы совместно с шейхом Аллахшукюром Пашазаде и другими религиозными лидерами провели 22 июля 2009 года в Москве учредительную встречу группы религиозных лидеров высокого уровня при ЮНЕСКО. В этом заседании участвовал генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.

В программе нынешнего саммита — очередная встреча группы религиозных лидеров в партнерстве с ЮНЕСКО. Эта встреча позволит нам порассуждать о религиозном измерении межкультурного

501

 

 

диалога, которое приобрело особую важность после избрания генеральным директором ЮНЕСКО госпожи Ирины Боковой. Госпожа Бокова создала панель «Мир и диалог культур», которая призвана поддержать контакты организации с гражданским обществом. Нам предстоит подумать о том, как этот орган будет отражать религиозное измерение межкультурного диалога. Выражаю надежду, что все участники саммита поддержат наши усилия.

Убежден, что межрелигиозный диалог способен придать новый импульс позитивному развитию межчеловеческих и международных отношений, и нынешний форум в Баку станет тому подтверждением.

Желаю всем участникам саммита плодотворной работы.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.