13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Из слова на встрече с Верховным имамом Шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом, 12.04.2010
ИЗ СЛОВА НА ВСТРЕЧЕ С ВЕРХОВНЫМ ИМАМОМ
ШЕЙХОМ УНИВЕРСИТЕТА «АЛЬ-АЗХАР»
АХМАДОМ АТ-ТАИБОМ
12.04.2010
[...]
Недавно я был избран Патриархом Московским и всея Руси, и у нас есть такой обычай: после избрания Патриарх наносит визиты своим собратьям — Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Патриархат Александрии — один из старейших, поэтому я и прибыл в гости к Патриарху Феодору.
Я также очень рад нашей с Вами встрече. Мы в Русской Церкви хорошо знаем об университете Аль-Азхар, знаем, что здесь очень сильная богословская школа. Я давно хотел побывать здесь и очень радуюсь возможности сделать это.
Мне хотелось бы обсудить сегодня несколько важных вопросов, в первую очередь касающихся роли религии в современном глобализирующемся мире. На мой взгляд, мы живем в эпоху, когда во многом решается будущее человечества, и оно будет зависеть от того, какое место в человеческом обществе будет занимать религия, потому что если та огромная власть, которую человек имеет над природой, над миром, отделена от веры и нравственности, то это ставит будущее под большую угрозу.
Это наша общая тревога — и христиан, и мусульман, — всех, кто верит в Единого Бога, кто признает существование объективных понятий добра и зла, кто признает такое понятие, как грех. Сегодня род человеческий делится на тех, кто признает наличие греха, и тех, кто вообще не знает об этом понятии. Мы как верующие люди знаем, что такое добро и что такое зло. Мы знаем, что такое Божий нравственный закон. Мы знаем, что отступление от этого нравственного закона является грехом.
Человечество до сих пор существовало только потому, что было различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Современная цивилизация отказывается от этих понятий, она делает акцент на свободе человеческой личности. Любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободы другого человека. Нет никакого понятия греха — делай
479
все, что хочешь в своей жизни!.. Человек не несет ни перед кем никакой ответственности, стирается граница между добром и злом. Мы свидетельствуем, что человеческая цивилизация нежизнеспособна в условиях, когда человеческая свобода превращается в глобальную опасность и понятие прав человека используют чаще всего для раскрепощения инстинкта. Приведу только два примера: аборты и гомосексуальные «браки», но их перечень можно продолжать. Поэтому, я думаю, настало время, когда верующие люди должны быть вместе. У нас разные богословские доктрины, разные традиции, но мы имеем очень важную общую основу для совместной деятельности. Этой общей основой является молитва к Богу — молитва, которая и отличает человека религиозного от нерелигиозного. Также очень важным измерением нашей жизни является воздержание — если человек не умеет ограничивать себя, это становится очень опасным. Поэтому, мне кажется, было бы очень хорошо установить диалог между православными христианами и мусульманами по этим вопросам.
Я говорю о православных христианах, потому что и ислам, и православное христианство принадлежат Востоку. Нас объединяет высокий уровень культурной близости, нам легко говорить друг с другом, потому что мы принадлежим к одному миру. Русская Православная Церковь уже давно почувствовала необходимость диалога с исламом, причем на высоком богословском уровне. Уже более 20 лет назад мы учредили комиссию по диалогу «Ислам — Православие» и каждые два года проводим заседания этой комиссии либо в России, либо в Иране. Это очень полезная работа, которая помогает взаимопониманию, и должен сказать, что уровень достижения согласия по основным вопросам весьма высок. Мы давно хотели бы установить такие отношения и с вашим университетом, который является самым важным богословским учебным заведением в исламском мире.
Есть еще один очень важный вопрос, который сегодня мы также могли бы обсудить, для того чтобы потом можно было вести наш диалог более предметно, — это место религии в системе светского образования. Мы считаем, что через религиозное образование в школе можно формировать у детей правильное восприятие религиозного фактора, а также осуществлять нравственное воспитание.
480
Кроме того, не менее важной темой является положение религий в глобальном мире. Сегодня мир глобализируется, религиозные традиции входят в соприкосновение друг с другом, и это происходит повсеместно. И здесь возникает одна очень большая проблема: светские, нерелигиозные люди очень часто выступают за то, чтобы религиозный фактор был отделен от общественной жизни, поскольку в каждой стране присутствуют разные религии; они выступают за то, чтобы религия была лишь частным делом человека. Их главный аргумент заключается в следующем: если какая-то одна религия будет доминировать, то это будет дискриминацией других, а потому все религии должны быть удалены с общественного поля и общественное пространство должно быть безрелигиозным. Мне кажется, что это абсолютно неправильная и опасная позиция, и ее опасность заключается в том, что те, кто поддерживают ее, постоянно ссылаются на терроризм. Таким образом, террористы работают на тех, кто выступает за ограничение религиозного фактора в жизни общества.
Думаю, мы должны стремиться к тому, чтобы терроризм, радикализм, экстремизм никоим образом не связывались в общественном сознании с религией, потому что всякий террористический акт, всякий радикальный шаг со стороны религиозного человека дает аргументы тем, кто борется с присутствием религии в общественной жизни.
У нас на Востоке есть хорошие примеры того, как религия большинства, занимавшая главенствующее место в общественной жизни, никоим образом не подавляла религии меньшинства. Такое мы видим на Арабском Востоке, где религией большинства является ислам; это же присутствует и в России, в других православных странах, где религией большинства является христианство. Исторически с исламом у нас сложились добрые отношения и, конечно, очень важно поддерживать их сегодня, особенно борясь с теми радикальными элементами, которые пытаются эти отношения подорвать.
Думаю, у нас много вопросов, которые мы могли бы обсудить. Мне хотелось бы начать очень серьезный разговор на темы, которые являются для наших верующих весьма важными.
481
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.