Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на встрече с представителями общественности Республики Казахстан, 17.01.2010

СЛОВО НА ВСТРЕЧЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
ОБЩЕСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

17.01.2010

Ваше Высокопреосвященство митрополит Мефодий1! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие братья и сестры, дамы и господа!

Я очень рад вновь посетить Казахстан. Последний раз я был в Алма-Ате двадцать семь лет назад. За это время все здесь изменилось до неузнаваемости. И причина перемен не только в естественном течении времени. Казахстан — это динамически развивающееся государство. Замечательно, что на этом историческом месте в Великой степи возникла собственная государственность. И произошло это в очень трудный момент истории, когда распался Советский Союз, разрушилась общая экономика, произошла смена общественного и политического строя. Везде на постсоветском пространстве возникли большие проблемы и нестроения — так было в России, на Украине, в Казахстане, других странах.

В некотором смысле Казахстан оказался в особенно трудном положении. Это страна, в которой живет очень много разных народов, это по-настоящему многонациональное и многорелигиозное сообщество людей. Мы помним, сколь мощные националистические силы стали активно выступать на политической арене в период распада Советского Союза; помним, к каким катастрофическим последствиям приводили межэтнические конфликты в ряде мест постсоветского пространства. Такие конфликты, действуя как приводной механизм, рушили нормальную жизнь людей: проливалась кровь, возрастала напряженность, подогревалась ненависть.

1 Митр. Астанайский и Алма-Атинский (ныне Пермский и Кунгурский).

414

 

 

Ничего подобного не произошло в Казахстане. Наверное, многие думали, что здесь-то и «рванет»: так много разных народов и религий, такие огромные пространства... Не произошло этого! И, размышляя над причинами такой стабильности, любой честный наблюдатель отметит совершенно особую роль первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. Я очень уважаю вашего Президента и ценю все, что он сделал для Казахстана, для казахстанско-российских отношений, для организации сотрудничества на постсоветском пространстве; он действительно заложил основы такой государственности и создал такой общественный климат, которые сняли все возможные опасения, связанные с развитием межэтнических конфликтов.

Создание атмосферы, в которой ни один народ не чувствует себя угнетенным, подавленным, явилось очень важным фактором политической стабильности и экономического развития Казахстана. И тот факт, что в настоящее время ваша страна председательствует в ОБСЕ1, не является, по моему мнению, случайным, — это признание роли Казахстана, в том числе и в налаживании межнационального, межкультурного и межрелигиозного диалога. Курс государственного руководства, направленный на гармонизацию этих отношений, привел к отрадным результатам, которые сегодня так явственно зримы в Казахстане и во многом являются примером для других стран.

Фобии, ненависть, вражда нередко связаны с националистическими историософскими идеями и теориями. В Казахстане не существует национальных и исторических фобий: никто не держит зла на прошлое, никто не ищет в прошлом того, что может осложнить отношения между странами и народами на постсоветском пространстве. Это замечательный пример для всех. Мы знаем, как в некоторых других странах намеренно акцентируются такие моменты истории, которые могут ранить чувства той или иной нации, создать образ врага в лице других народов. И я хотел бы сердечно поблагодарить и Президента, и его соработников, и весь народ Казахстана, которые так много сделали для того, чтобы страна жила в мире, в спокойствии, с доброжелательным отношением ко всем.

1 ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

415

 

 

У казахского народа есть национальная особенность, связанная по большей части с восточной ментальностью. Подобная черта есть и у русских, но в Казахстане она проявляется особенно ярко, — это гостеприимство. Люди на Востоке очень гостеприимны: иногда на последнее, что у них есть, они накрывают стол, чтобы угостить гостей. Но сейчас я хотел бы упомянуть о совершенно особом проявлении казахского гостеприимства. Сюда, в Великую степь, в самые тяжелые годы политических репрессий XX века привозили множество заключенных. Общественным сознанием они воспринимались как враги народа, с которыми было опасно общаться. Теперь мы понимаем, что абсолютное большинство репрессированных были невиновны, но ведь в то время никто этого не знал и подвергшиеся репрессиям люди воспринимались как преступники. И что же происходило, когда доставленных эшелонами или грузовиками заключенных оставляли в степи в холодную ненастную погоду? Множество людей погибали, но сколько обреченных остались живы только потому, что простые люди, жившие на этой земле, не побоялись протянуть руку помощи так называемым врагам народа! Доброта была сильнее, чем страх перед наказанием. Я думаю, что никогда в России и в других странах постсоветского пространства не будет забыт этот опыт общения с казахским народом в тяжелейшую годину народных страданий. Может быть, в ответ на эту доброту Господь споспешествует сегодня успешному развитию Казахстана.

В современном Казахстане религиозное и национальное многообразие не отражается негативно на человеческих отношениях, ибо здесь привыкли оценивать людей прежде всего по их душевным качествам. Уверен, что ментальность казахского народа, исторический опыт и замечательные традиции в сочетании с мудрым государственным руководством способствовали созданию государства, в котором гармонизируются межнациональные и межрелигиозные отношения.

Напомню слова Президента Казахстана, который свидетельствует, что каждая страна и каждый народ — это бесценное сокровище цивилизации. Богатство мира заключается в его многообразии, и своим примером, говорит Н. А. Назарбаев, мы наглядно демонстрируем, что разные народы и разные религии вполне могут сосуществовать и развиваться в благоприятных мирных условиях.

416

 

 

Я хотел бы выразить надежду и уверенность в том, что в соответствии с этими мудрыми принципами Казахстан будет развиваться и впредь, что и далее будут строиться такие межнациональные отношения, которые обеспечивали бы народу поддержку со стороны власти в проявлении своих национальных и религиозных чувств, в реализации своих культурных особенностей и в том, чтобы каждый представитель любого народа имел возможности для своего интеллектуального развития и для своей профессиональной карьеры.

Сегодня, как, может быть, никогда, людям разных стран, разных народов, разных религий необходимо находить общий язык, чтобы объединять свои усилия. Непредвзятый взгляд на происходящее сегодня свидетельствует о возникновении перед человеческой цивилизацией опаснейших вызовов: род человеческий сталкивается с такими проблемами, с какими он никогда не сталкивался раньше. Действительно, человек не может быть спокоен, когда совершается террористический акт, когда нищета и голод губят людей.

Весь мир всколыхнула трагедия Гаити1. У этой страны тяжелая судьба. В свое время, когда она была французской колонией, там находились тюрьмы, в которые из Франции отправляли людей для пожизненного заключения. Это было страшное место. Потом страна освободилась от колониального ига, но, к сожалению, в отличие от своего соседа — Доминиканской Республики — не смогла наладить жизнь и встать на тот путь развития, который привел бы людей к благополучию. Мне приходилось бывать на этом острове, разделенном между двумя странами; Доминиканская Республика и Гаити воспринимаются как два мира. Одна часть острова процветает, в другой царят преступность и политическая нестабильность. Теперь же тяжкие проблемы этой части острова многократно усугублены катастрофическим землетрясением. На экранах телевизоров мы видим бездну человеческого страдания.

Казахстан, как и другие страны, не понаслышке знает, что такое землетрясение. Обычно во время тяжких природных катастроф люди мобилизуются, начинают помогать друг другу, создавать условия для получения внешней помощи. На Гаити же мы сейчас видим нечто

1 42 января 2010 г. на Гаити произошло крупное землетрясение магнитудой 5-7 баллов. По официальным данным, число погибших составило 222 570 человек, раненых — 311 тыс. человек, пропавших без вести — 869 человек.

417

 

 

противоположное: люди погибают от голода, жажды, болезней и от рук преступников; можно только представить себе, в каком аду сейчас находятся жители Гаити.

У нищеты, голода, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия в этой разрушенной землетрясением стране, много исторических, экономических политических, социальных, климатических причин. В конце концов, велика и роль личности в истории. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества — от наркомании и преступности до загрязнения окружающей среды.

Богу было угодно заложить в нас нравственное чувство, которое познаётся голосом совести. Именно этим чувством человек в первую очередь и отличается от всего иного животного мира, ведь разум в той или иной мере свойствен и животным. Так, наблюдая за собаками, иной раз поражаешься их разуму, «дипломатии», хитрости.

Однако в человеческой природе, помимо инстинктов и разума, есть нравственное чувство. Это очень важная черта человека, отличающая его от других живых существ нашего мира. Именно в этом тайнике человеческой природы, в этом тайнике души и происходит все — как говорит Писание, из сердца человеческого исходят злые помыслы (Мк. 7, 21). И если эти помыслы мы претворяем в злые деяния, то уже вторично, в какой области они будут осуществляться: в политике ли, в экономике ли, будем ли мы бездумно тратить природные ресурсы, которые Бог нам дал, и загрязнять окружающую среду, или создавать несправедливые отношения, провоцируя социальные потрясения, голод и употребление наркотиков, при помощи которых некоторые пытаются вырваться из тяжких условий земного бытия и забыться в виртуальном мире грез.

К сожалению, представители старшего и среднего поколения, воспитанные в годы атеизма, практически никогда не задумывались о значении человеческой нравственности. Как вы помните, нам говорили, что базисом общественных отношений в любой социально-экономической формации является экономика. Но на самом деле экономика вторична, первична же человеческая личность. Экономика призвана обслуживать потребности человека и потребности человеческого общества. Но человек не может жить только ради

418

 

 

экономики — иначе чем он будет отличаться от бобра, который всю жизнь строит в водоеме плотины?

У нас есть высшие цели, и одной из них является реализация нравственного чувства человека. Хотя в истории религиозные чувства проявлялись по-разному (мы знаем, что были религиозные войны; порой люди, прикрываясь верой, творили зло), но сама по себе религия призвана поддерживать нравственное чувство в человеке, не давать этому чувству угаснуть — а угаснуть оно может очень легко. Религия помогает людям сохранять сильным голос своей совести. В этом — социальное значение религии. Конечно, вера приводит человека к Богу, открывает ему путь в Царствие Небесное. Но если оценивать роль религии социологически, то она в первую очередь заключается в работе по сохранению нравственного чувства.

Иногда нам говорят: чтобы решить проблему преступности, нужно воспитать правовое сознание, добиться того, чтобы люди знали законы. Но мне приходилось посещать тюрьмы, и я, общаясь с теми, кто находился в заключении, был поражен. Немалое число из них — это талантливые, образованные люди, которые знают законы лучше, чем мы с вами, и тем не менее нарушают их. Так почему же бабушка в деревне, не зная закона, не нарушает его, а люди просвещенные сознательно преступают закон, причем так, что порой сеют вокруг себя смерть и разрушение? Все зависит от того, что у человека в сердце. О том же говорил апостол Павел, отмечавший, что язычники... естеством законное творят (Рим. 2,14), то есть они по своей природе делают то, что правильно, ибо природа человека от Бога одарена нравственным чувством.

Для того чтобы исполнялись законы, чтобы процессы в области политики, экономики, социальной жизни несли в себе добро, улучшали человеческие отношения, повышали качество жизни, необходимо жить по закону совести. И если современный человек об этом забудет, то это может повлечь страшные последствия, потому что достижения научно-технического прогресса настолько вооружили человечество, что оно стало способно сделать с собой все что угодно, вплоть до самоуничтожения.

Нужно также сказать и о том, что решение многих проблем, которые сегодня обрушиваются на человеческую цивилизацию, требует сотрудничества, координации действий. Среди вопросов, требующих

419

 

 

таких общих усилий, — и изменение климата, о котором сегодня много говорят, и проблема загрязнения среды, и международный терроризм и преступность, и многое другое. Экономический кризис высветил еще одну проблему: «дутой» экономики, в рамках которой деньги являются не итогом реальных затрат труда, умственного или физического, а лишь результатом умения работать с так называемыми ценными бумагами. Во многом эта проблема нравственная, и решить ее можно только всем вместе.

Я хотел бы еще раз вспомнить слова Президента Казахстана. Он выразил уверенность в том, что все крупные проблемы современного мира могут быть разрешены путем диалога и совместных усилий. Русская Православная Церковь полностью согласна с таким подходом. Ведь и Священное Писание нам говорит: пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 17-18). Поэтому вопросы организации сотрудничества между людьми разных взглядов и убеждений, людьми доброй воли очень важны на уровне любого человеческого объединения — семьи, трудового коллектива, деревни, города. Можем мы представить себе счастливую семью, где все, как лебедь, рак и щука, тянут в разные стороны?.. Единственный путь решения общих проблем — взаимная поддержка и согласие, которое достигается через диалог. И если диалог помогает на уровне семьи и коллектива, то он может и должен помочь в масштабах всего человеческого рода.

23 сентября 2003 года по инициативе Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Астане открылся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. К вам приехали люди разных религиозных взглядов и убеждений — кстати, некоторые из них до приезда в Казахстан не могли друг другу руки протянуть, не говоря уже о том, чтобы сесть за один стол. В рамках форума начался серьезный разговор о судьбах мира, о роли религии в устроении общества. Главной задачей Съезда стало объединение усилий религиозных лидеров для уврачевания и предотвращения конфликтов на религиозной почве, для выработки новых форм международного сотрудничества. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить свою признательность и Президенту страны, и всему казахскому народу за то, что именно здесь, на этой благодатной земле, были предприняты такие замечательные инициативы.

420

 

 

Хотелось сказать несколько слов о жизни Русской Православной Церкви в Казахстане. Я хотел бы отметить, что за последние годы формат отношений между Русской Православной Церковью и властями Республики Казахстан стал максимально доверительным. В этом я вижу заслугу и Президента страны, который, как мне хорошо известно, испытывает к Православию глубокое уважение, и местного церковного руководства, в первую очередь митрополита Мефодия.

Православная община республики ощущает поддержку и внимание со стороны государственных властей, пользуется уважением народа. Отрадно, что 7 января — праздник Рождества Христова — является выходным днем на всей территории Казахстана. Это знак уважения к тем, для кого Рождество является одним из самых важных дней в году.

За последние годы возросла интенсивность контактов между священноначалием Русской Православной Церкви и казахстанским государством. Так, в июле прошлого года я принял председателя Комитета по делам религий Республики Казахстан Ардака Дукенбаевича Досжана. В октябре минувшего года во время своего визита в Москву председатель Сената Парламента Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев имел встречу с моими ближайшими помощниками (к сожалению, я в это время находился вне Москвы). Эти контакты были очень полезными: в ходе встреч мы говорили о конкретных вещах, связанных в том числе и с продвижением межрелигиозного диалога. И мне хотелось бы выразить надежду на то, что этот созидательный диалог будет и дальше продолжаться на казахстанской земле.

Русская Православная Церковь — это не только Церковь Российской Федерации. На Поместном Соборе 2009 года, который избрал меня Патриархом, количество архиереев из Российской Федерации оказалось меньшим, чем количество архипастырей из других стран. Русская Церковь совершает пастырское попечение о людях, которые живут в разных государствах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе здесь, на земле Казахстана. Свидетельство современному миру о духовных ценностях в православной традиции, о ее вкладе в культурное единство народов — одна из задач моего патриаршего служения.

Еще раз хотел бы поблагодарить народ вашей страны за любовь и уважение, которые они испытывают к Православной Церкви, к ее духовному и культурному наследию. Надеюсь, что так будет всегда,

421

 

 

ведь Православие — это неотъемлемая часть многовековой истории Казахстана и его народа, а значит, и часть его будущего.

Известно, что христианство в Казахстане имеет глубокие исторические корни. По преданию Церкви, уже святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангелие в Индии и в соседних с ней странах, к которым относятся среднеазиатские земли и территория Семиречья. После вхождения Казахстана в состав Российской империи наша Церковь стала активно развивать свою деятельность на его территории, и в XIX — начале XX века началось повсеместное строительство храмов в различных пограничных крепостях и городах. В их числе — Покровская церковь в городе Верном, Петропавловская Вознесенская церковь, церковь святых Константина и Елены в городе Акмолинске и другие. Были основаны самостоятельные православные епархии, территории которых охватывали современный Казахстан: Омская, Туркестанская, Оренбургская, Семипалатинская. Была создана система церковно-приходских школ: появились Алма-Атинская двухклассная женская церковноприходская школа, Лепсинское мужское двухклассное приходское училище, церковно-приходская школа в станице Каскеленской и ряд других.

В XX веке, в период безбожного лихолетья, когда миллионы людей подвергались преследованиям и предавались смерти, в том числе и за их религиозные воззрения, казахская земля стала местом ссылки и исповеднического подвига тысяч и тысяч православных христиан, среди которых были и архиереи, и священники, и монахи, и множество мирян. Среди них есть великие святые, которые теперь непрестанно молятся Богу о Казахстане и его народе. Думаю, многие ощущают их молитвенную помощь, находясь в этих политых священной кровью местах.

На Юбилейном Архиерейском Соборе нашей Церкви, который проходил в 2000 году в Москве, более 200 человек, которые засвидетельствовали свою веру в Казахстане (многие из них мученически погибли), были причислены к лику святых — в том числе ревностный архипастырь священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский; священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский; печальник многострадального народа преподобный Севастиан, старец Карагандинский;

422

 

 

преподобномученики Алма-Атинские Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). В черте южно-казахстанского города Чимкента находится место расстрела и захоронения выдающегося иерарха XX столетия священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, и с ним 25 человек, также причисленных к лику святых. В городе Уральске отбывал ссылку священномученик Серафим (Звездинский), архиепископ Дмитровский. В селении Кара-Тюбе проходил свой мученический путь старец московского Данилова монастыря преподобноисповедник Георгий (Лавров). Всех новомучеников и исповедников, освятивших своей кровью эту землю, сейчас невозможно перечислить. Пример любви и преданности Богу казахстанских святых стал той силой, благодаря которой возгорелись верой сердца многих тысяч людей, окрепло их упование на Бога, победившего смерть и даровавшего нам воскресение.

Сегодня Православие — это вторая по численности традиционная религия в Казахстане. Число православных составляет около трети населения страны. Со времени обретения Казахстаном независимости шел процесс преобразования церковного управления в стране для лучшей координации церковной жизни. В 1991 году из Алма-Атинской епархии, ранее единственной на всей территории республики, была выделена Уральская и Чимкентская. Решением Священного Синода от 16 июля 1995 года была образована межъепархиальная комиссия правящих архиереев, несущих послушание в Республике Казахстан, под председательством Преосвященного Алма-Атинского. Постановлением Священного Синода от 7 мая 2003 года с целью улучшения координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности православных епархий Казахстана был образован митрополичий округ, включающий Астанайскую, Уральскую и Чимкентскую епархии, с центром в Астане, и возглавляемый митрополитом Астанайским.

Сегодня в нашей Церкви активно развиваются образовательная и просветительская деятельность, социальная работа, молодежное служение. Я призываю к тому, чтобы все эти церковные служения получили развитие в каждом нашем приходе, вне зависимости от того, в какой стране эти приходы находятся. Убежден, что такие труды приносят пользу всему народу, людям разных убеждений. Эти труды содействуют поддержанию нравственного чувства в душе

423

 

 

человеческой. Поэтому хотелось бы надеяться на поддержку церковных социальных, просветительских и молодежных инициатив со стороны органов власти Республики Казахстан. Ведь, заботясь о людях, об их физическом и духовном здоровье и благополучии, мы будем вместе заботиться о будущем страны.

Наша Церковь совершает свое служение во многих дружественных государствах, между народами которых в течение веков установились прочные узы взаимоотношений во всех областях жизни. В годы Великой Отечественной войны наши народы плечом к плечу защищали мир от коричневой чумы. С особым чувством я возложу венок к монументу в память казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, потому что мы помним, какую огромную роль сыграли дивизии, сформированные на казахской земле, в защите нашего, тогда общего, Отечества, в том числе и его столицы — города Москвы. Это наша общая память.

Современное развитие наших народов показывает, что потенциал их взаимодействия не исчерпан. Наши страны занимают важное место в евразийском политическом и экономическом пространстве. Поэтому считаю крайне важным поддерживать и укреплять конструктивное взаимодействие между властями, общественностью и народами наших стран, между религиозными сообществами, духовенством, особенно между религиозными лидерами. В этом я вижу залог доброго будущего.

Нам необходимо понимать, что если мы действительно хотим отношений подлинной взаимопомощи между странами, то должны стремиться к сохранению и укреплению общих духовных и культурных корней, которые формировались на протяжении столетий. Об их неразрывной связи красноречиво свидетельствует творчество великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева, который первым перевел на казахский язык Пушкина, Лермонтова, Толстого и Бунина. В зале, названном его именем, мы с вами сейчас находимся.

Ныне часто на первый план выдвигается сотрудничество между нашими народами и государствами в сфере экономики. Это сотрудничество действительно очень важно, и мне хотелось бы поздравить народы Беларуси, Казахстана и России с оформлением единого таможенного пространства и с успехами на пути координации экономической политики. Но по-настоящему крепким и полноценным будет

424

 

 

лишь такое взаимное общение народов, которое основано на общей исторической памяти, на общих ценностях и на взаимной братской поддержке. Только такая основа позволит мирно и на началах справедливости преодолевать любые расхождения интересов.

Надеюсь, что руководство всех стран единого исторического пространства, сформированного духовными и культурными факторами нашего общего бытия, будет прилагать усилия для того, чтобы эти духовные, культурные, исторические факторы никогда не подвергались разрушению, но, напротив, сохраняли свою актуальность и способность плодотворно влиять на все сферы отношений между народами и государствами. Уважение к общей истории, к общей традиции, к общей системе ценностей не имеет ничего общего с «имперскими воздыханиями».

Русская Православная Церковь с уважением относится к суверенитету, к национальному выбору каждого из народов. Но разве суверенитет и национальный выбор означают отрицание истории, ее поругание, ее разрушение? Разве каждый суверенитет должен быть непременно нацелен на конфронтацию, на разжигание конфликтов и противоречий? Вовсе нет. В условиях государственного суверенитета и независимости люди, вышедшие из общей исторической традиции, могут и должны сохранять тесные взаимоотношения, братские связи, чтобы вместе решать проблемы, с которыми они сталкиваются.

Это мой первый визит в Казахстан, и я очень рад, что он проходит в первый год моего патриаршества. Прошу извинения у тех, кто, может быть, недоволен тем, что патриарший визит проходит зимой. 1 февраля исполнится год моего патриаршего служения, и я очень хотел побывать на казахстанской земле именно в этот первый год, чтобы тем самым засвидетельствовать глубочайшее уважение и любовь к казахстанскому народу, ко всем тем, кто живет на этой благословенной земле.

Я молюсь, чтобы народ, живущий здесь и с уверенностью смотрящий в будущее, мог еще более радовать всех нас своими замечательными достижениями. Как пастырь Церкви я молюсь Господу о том, чтобы Он ниспослал Свое благословение на все добрые дела и начинания людей, которые здесь живут, на весь народ Казахстана; молюсь, чтобы благословение сопутствовало деятельности руководства государства и всех, кто несет высокую ответственность за будущее страны.

425

 

 

Благодарю вас всех за возможность встретиться с вами, почувствовать тепло ваших сердец, увидеть ваши лица. Для меня это большая радость. Да хранит Господь всех вас!


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.