Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на приеме, данном от имени губернатора Сахалинской области, 21.09.2010

СЛОВО НА ПРИЕМЕ,

ДАННОМ ОТ ИМЕНИ ГУБЕРНАТОРА
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

21.09.2010

Я выношу самое светлое впечатление от посещения Сахалина, от встреч с людьми, с дивной природой, от тех бесед, которые у меня здесь состоялись. Совершенно по-новому я увидел остров Сахалин и понял его возможности, его потенциальную силу и то, что сегодня здесь происходит. Хотел бы еще раз сказать, что сердечно благодарю владыку Даниила за его жертвенное апостольское служение. Ему досталось непростое наследие, но он со смирением, с разумением, с добрым сердцем и твердой волей сумел многое сделать. Но сделанное — это только первый шаг, потому что задачи перед Церковью на Сахалине стоят огромные.

322

 

 

Эти задачи перекликаются с задачами государственными. Нас иногда обвиняют, что Церковь и государство находятся в спайке, что Церковь не должна себя так вести. В истории всякое бывало, но даже тогда, когда государство распинало Церковь, Церковь не была ему врагом. В то время нас никто не мог понять, особенно на Западе. Нам говорили: вас же к стенке ставят, в лагеря ссылают, деклассируют... Выступите, проявите свой праведный гнев! Но мы никогда этого не делали, потому что понимали: государство — это форма организации народной жизни. Форма может быть неправильной, даже преступной, но внутри — народная жизнь и, ударяя по государству, обязательно попадешь по народу.

Это не значит, что Церковь все оправдывает, на все закрывает глаза и не видит ничего плохого. У Церкви есть своя возможность, в отличие от оппозиции, тихим голосом говорить Божию правду, и, слава Богу, сегодня эту правду слышат. Но Церковь всегда пребывает со своим народом, и именно от этого и проистекает нынешнее взаимодействие Церкви и государства.

А цели и задачи у нас огромные. Россия впервые за много десятилетий стала свободным, энергично развивающимся государством. У каждого человека появилась реальная возможность делать то, что он хочет делать, вкладывать в свои дела — будь то предпринимательство, интеллектуальный или административный труд — всю свою энергию. У многих появилась возможность путешествовать по всему миру, наблюдать, как живут другие люди, сравнивать, критически оценивать свои недостатки и одновременно видеть свои сильные стороны. Мы становимся зрелым обществом, мы взрослые и свободные люди...

Мы живем в удивительно богатой стране. Вспоминаю свой разговор в начале 1990-х годов с одним очень известным немецким предпринимателем, который долгие годы торговал с Советским Союзом. Это был уже пожилой, мудрый человек, и он помогал мне многое понять, рассуждая с экономической точки зрения. Однажды я сказал ему: «Вы знаете, мы переживаем глубочайший кризис, у нас экономическая катастрофа». Он улыбнулся и ответил: «В России не может быть экономического кризиса, как не может быть экономического кризиса у человека, если он сидит на сундуке с золотом. Если в такой ситуации возникает кризис — значит, этот кризис в голове». Это действительно так. Конечно, сказанное не означает, что мы

323

 

 

больные, неполноценные или плохо образованные люди. У нас один из самых высоких в мире уровней образования, и, как бы критически мы о нем ни отзывались, именно наше образование обеспечило в свое время наши огромные экономические и технологические победы. Не в образовании дело (хотя его тоже нужно улучшать), но в потере верных ценностных ориентиров.

Что же произошло? А произошло то, что должно было произойти. Способность на уровне сердца, интуиции, разума отличать добро от зла дает только Бог. Сегодня здесь прозвучали потрясающие слова о том, что Православие неотделимо от нашего государства, что так всегда было и так будет. За этими простыми и ясными словами — та же истина. Почему? Да потому, что вера вводит ясные критерии, вера превращает человека из легко манипулируемого существа в свободную личность, вера дает внутреннюю свободу. Невозможно манипулировать сознанием верующего человека, потому что он основывает свою жизнь на колоссальной духовной и интеллектуальной традиции, несущей в себе этот критерий различения добра и зла.

Я говорю об этом здесь, потому что мы на Сахалине, на дальнем русском порубежье, а рядом Япония, другие страны — мощные, развивающиеся. Вы все ездите по этим странам, вы свободные люди. А сюда приезжают разные проповедники, которые чего только не говорят нашему народу! Нередко логика примерно такая: японская или корейская машина лучше российской, японский компьютер лучше российского, а значит, и вообще все, что из Кореи, из Японии, лучше — включая и веру. Поэтому, мол, идите не в православный храм, а к нам, мы вас научим, как стать счастливыми.

Наше дальнее русское порубежье, с одной стороны, имеет колоссальный потенциал для развития; с другой стороны, здесь важно никогда не терять бдительности, как нельзя терять бдительности на границе. Не в том смысле, что нужно видеть в других людях врагов, — ни в коем случае! Но нужно таким образом созидать своего внутреннего человека, чтобы быть способным принимать от наших друзей и партнеров необходимое для нашего развития, для нашей жизни, но вместе с тем сохранять внутри себя то, что никогда и ни при каких условиях не может быть деформировано. Потому что эта деформация внутреннего человека, его системы ценностей и означает уничтожение страны. Вот почему Русская Церковь и Россия — это

324

 

 

неотделимые понятия. Не будет Церкви — не будет страны, как уже было сказано. Храните веру православную!

Я знаю, что многие из вас вышли из неверия, но кому-то все это еще тяжело воспринимать. Тяжело не столько даже на мировоззренческом, а на культурном уровне, потому что у Церкви своя субкультура. Если человек воспитывался в иной субкультуре, ему кажется, что между ним и Церковью какая-то пропасть: тяжело прийти, тяжело перекреститься, тяжело понять... Но овладение культурной стороной дела не такая уж великая и сложная, а главное, не самая основная задача. Основная задача — это состояние разума и сердца. Можно современно одеваться, ездить на современных машинах, слушать современную музыку — и быть глубоко православным по убеждениям человеком. Именно такой человек и становится лицом модернизирующейся России — страны, развивающей технологии, инфраструктуру, систему управления, поднимающей жизнь людей на более высокий уровень и одновременно остающейся Святой Русью, хранящей веру православную, а вместе с Православием хранящей и саму себя.

Хотел бы поблагодарить за добрые слова, которые я услышал в течение этих дней, за труды, которые вы здесь несете, призвать вас и дальше, живя на этом дальнем порубежье Руси, хранить веру православную в своем сердце и все время двигаться, хотя бы и маленькими шагами, навстречу Богу. На каждый маленький шаг, который мы делаем, Бог отвечает нам. Он дает нам внутреннюю силу, душевное и телесное здравие, Он благословляет нашу жизнь. А если бы не было такой взаимосвязи с Богом, то никакой религиозной веры не существовало бы.

Дай Бог, чтобы такое духовное, интеллектуальное, нравственное, экономическое, социальное развитие стало достоянием Сахалина, Дальнего Востока и всей России! Я верю, что тогда мы решим все проблемы — и демографические, и экономические, и образовательные, и социальные, потому что станем великим, сильным и солидарным обществом. Когда-то Мартин Лютер Кинг, известный борец за равноправие черного населения в Америке, сказал: «У меня есть мечта». Я лично хорошо знал Мартина Лютера Кинга, который много сил отдавал справедливой борьбе за равноправие своего народа. Я процитировал сейчас его слова, хотя у меня другая мечта. Мечта о сильной и процветающей Святой Руси, соединяющей веру и знания,

325

 

 

земную человеческую жизнь с ее радостями, страданиями и надеждами с сильной верой в Бога. Только дай нам Бог больше не поддаться ни на какие очередные «измы», не подпасть под влияние примитивной, но действенной пропаганды и остаться самими собой!


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.