Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Рождества Пресвятой Богородицы на площади Победы г. Южно-Сахалинска, 21.09.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
НА ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

21.09.2010

С большой радостью я приветствую всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, собравшихся на этой площади, чтобы, наверное,

1 Речь идет о классическом труде еп. Сильвестра (Малеванского) «Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов)». Т. 1-5. Киев, 1878-1889.

316

 

 

впервые за всю историю Сахалина совершить вместе Божественную службу здесь, на этом месте.

Мы совершаем богослужение в особый день — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, установленный в честь рождения Девы Марии. В семье Ее благочестивых родителей — Иоакима и Анны — не было детей. Это было большим горем для родителей, и не только потому, что рождение ребенка — это всегда великая радость для семьи, оправдание самого ее существования, но еще и потому, что в древнем Израиле с рождением каждого младенца связывалась особая надежда на будущее, ибо в предании народа хранился завет, который Бог дал людям о том, что от них произойдет Спаситель мира. Израильтяне верили, что из их среды родится такой Человек, и потому каждая женщина, рождала ли она мальчика или девочку, связывала рождение ребенка с религиозными ожиданиями, с тем, что казалось народу самым важным, — чтобы в мир пришел Спаситель. А потому отсутствие детей в израильских семьях в той глубокой древности воспринималось не только как личная беда, но и как некий грех пред Богом. Вот почему на бездетные семьи люди взирали с осуждением. Вот почему рождение ребенка было особой радостью.

По молитвам Иоакима и Анны Господь явил чудо — и уже тогда, когда они были пожилыми людьми, у них рождается Девочка, Которой дают имя Мария. Затем родители отводят Ее в иерусалимский храм и посвящают Богу. Обычно Богу посвящали мальчиков, первенцев — из тех же соображений, что кто-то из этих мальчиков и должен впоследствии спасти людей. Но в этой семье происходит нечто особенное: Богу посвящают Девочку — приводят в иерусалимский храм, и там, под сенью этого храма, Она получает образование, воспитание, возрастает духом. И настолько Она возросла духом, что оказалась достойной стать вместилищем Самого Бога, ибо через Нее в мир и пришел Спаситель. В Ней осуществились древние обетования. Через Нее осуществилась надежда тысяч и тысяч мужчин и женщин, которые, рождая детей, думали, что кто-то из них или из их потомков послужит роду человеческому как Спаситель мира.

Вся эта такая удивительная история, с одной стороны, по-человечески трогательная, с другой — исполненная огромного смысла, помогает нам, современным людям, многое понять. Очень

317

 

 

часто в наших семьях рождение ребенка не только не приносит человеческой радости, но, наоборот, одна только мысль об этом повергает родителей в ужас, в испуг. Мы знаем, что тысячи и тысячи младенцев не рождаются только потому, что родители не хотят детей. Конечно, приводится множество объяснений: квартира маловата, зарплата маловата, живем не очень богато, ну куда же еще детей заводить?!. Но наши предки, в том числе и те, которые осваивали Сахалин, разве они были богаче нас, разве могли они представить такую картину, которую мы видим сейчас: современный город на этом отдаленном острове, достаточно комфортная жизнь... А ведь у наших предков было много детей!

Почему же так происходит? Да потому, что для нас, современных людей, рождение ребенка — это вроде наше личное дело: что хочу, то и делаю. Мы забываем о том, что рождение детей — это осуществление Божиего плана о мире и о человеке. Это Он заложил в нашу природу ту замечательную программу, реализация которой дает возможность роду человеческому жить, переходя из поколения в поколение. Рождение ребенка — это не только наше дело, это еще и дело Божие. И когда мы своей злой волей и своим грехом вторгаемся в осуществление Божией воли, то смертельно согрешаем пред Богом. Мы должны думать не о том, чтобы не рожать детей, но о том, чтобы хорошо трудиться, правильно организовывать свою жизнь, осваивать богатства земли, воздерживаться от пороков, которые разрушают нашу природу, — в первую очередь от пьянства. Мы должны заботиться о том, чтобы сохранять свои семьи как драгоценные сосуды, вместилища Божественной воли о нас. И тогда рождение каждого ребенка будет радостью. Тогда Бог пошлет и средства, и силы, потому что в рождении младенца осуществляется Его воля.

Говоря так, я хотел бы обратиться и к людям одиноким. Что происходит, когда так складываются обстоятельства, что у человека нет семьи? Некоторые это очень болезненно переживают, испытывают комплекс неполноценности. Иногда возникает зависть, чувство соперничества, желание разбить чью-то семью, чтобы на ее осколках создать свою, якобы счастливую. И одинокому человеку, у которого нет семьи, Бог дает свое задание. Он для чего-то высвобождает энергию человека и дает возможность направить ее на достижение совершенно конкретных целей. Это не жизнь человека второго сорта. Это

318

 

 

тоже Божие призвание, его только нужно почувствовать. Если взглянуть на историю Церкви, то тысячи и тысячи монахов и монахинь — это что, ущербные люди, неудачники в жизни? А кто же протопал всеми этими сибирскими тропами, болотами и лесами? Ведь вместе с первопроходцами впереди шли монахи. И сколько всего иного было сделано теми одинокими людьми, которые посвящали свою жизнь Богу!..

К сожалению, получается так, что современный человек, имея семью, чаще всего не осуществляет Божиего замысла и через грех не имеет столько детей, сколько дает Бог. И одинокие люди мечутся в психозах и стрессах, не находя себе места и цели жизни. А как много существует всего того, на что может быть направлена и любовь родителей, которые рождают детей, и любовь людей одиноких! Как много всего того в мире, что под лучами человеческой любви может расцвести прекрасным цветом жизни!

Счастье или несчастье человека не в том, что происходит вокруг нас, а в том, что происходит внутри нашего сознания и в нашей душе.

Божия Матерь получила и воспитание, и образование при храме. Сегодня мы слышали слова апостола Павла из Послания к Филиппийцам, также посвященные теме воспитания. Обращаясь к жителям древнего города Филиппы, он говорит: В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе (Флп. 2, 5). И если можно лучше сформулировать цель образования человека, то, наверное, сильнее сказать нельзя! Смысл образования заключается в том, чтобы таким образом раскрыть свой человеческий потенциал, чтобы быть как Христос. Это означает не только раскрытие интеллектуальных сил человека, получение интеллектуального образования, но и выявление внутренних, духовных сил, воспитание человека по образу Христову. А если этого не происходит, — то горе всем, потому что столько бед в мире от человеческого разума, который оторван от нравственной основы бытия! Достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть, как много преступлений совершалось гениями, великими мыслящими людьми. Разум сам по себе не является добродетелью. Добродетелью является только тот разум, посредством которого человек служит Богу.

Что означает служить Богу? Вот мы сейчас здесь молимся, — конечно, служим Богу. А что произойдет, когда служба закончится

319

 

 

и мы пойдем по улицам Южно-Сахалинска каждый к себе?.. Мы везде должны служить Богу — и на нашей работе, и в нашей семье, и в общении с людьми. Вся деятельность человека должна быть великим богослужением. Это означает, что мы должны творить Божию правду и словами, и делами, устрояя по ней и личную, и семейную, и общественную, и государственную жизнь. Вот тогда и будет осуществлен Божий замысел о мире и о человеке.

Возможно ли все это? Возможно. Некоторым, наверное, раньше было трудно представить, что когда-то Патриарх совершит Литургию на этой площади... Нам многое трудно себе представить, но если мы решим жить по Божией правде, то изменится вся наша жизнь.

И как важно, чтобы с самого детства наши молодые граждане России обретали такое глубокое понимание жизни! Вот почему так необходимо сегодня религиозное образование детей и молодежи. Замечательно, что в нашей стране принято решение о том, что «Основы религиозных культур» будут преподаваться в средней школе. Важно, чтобы и у взрослых, светских людей, иногда еще далеких от храма, была возможность прийти в храм, почитать Слово Божие, послушать правильные, умные слова, получить религиозное образование.

Я очень надеюсь на то, что Сахалин станет местом не только богатых ископаемых и красивой природы, но и духовно красивой жизни людей. Вот тогда мы преобразим нашу землю!

Я радуюсь тому, что наша встреча происходит в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Помните о том, что произошло в семье Иоакима и Анны. Помните, каким величайшим даром является рождение ребенка! Пусть у нас будет много детей. Мы никогда не станем от этого беднее, напротив, — мы станем богаче и духовно, и материально. Пусть дети впитывают с молоком матери Божию правду, соединяя с образованием ума образование своего сердца. Тогда, верю, народ наш встанет во весь свой могучий рост и из всякого взгляда в будущее будут изгнаны неуверенность, страхи, подозрения. У нас будет крепкая надежда на то, что с Богом мы будем счастливы. Храни вас всех Господь! Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает над всеми вами, вашими домами, семьями, детьми и внуками, над народом нашим! Аминь.

320


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.