13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на выездном заседании Совета при Президенте РоссийскойФедерации по делам казачества (г. Новочеркасск), 14. 10. 2009
СЛОВО НА ВЫЕЗДНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА (г. НОВОЧЕРКАССК)
14. 10. 2009
Уважаемый Александр Дмитриевич1! Уважаемые члены Совета! Дорогие братья и, по крайней мере, одна сестра, которую я вижу за столом!
1 Беглов А. Д., в то время зам. руководителя Администрации Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества.
299
Рад возможности принять участие в заседании Совета и обратиться к представителям казачества в его историческом центре — городе Новочеркасске, в этом здании, на стенах которого запечатлена замечательная историческая традиция нашего казачества, прошедшего долгий исторический путь, временами весьма трагичный.
До революции казаки много потрудились во имя веры, царя и Отечества. В XX веке эта традиция была насильственно прервана, и семь десятилетий казачество в его первоначальных формах практически искоренялось. Но в конце прошлого века казачьи традиции пережили свое второе рождение. И сегодня казачество вновь помогает стране и Церкви, укрепляет рубежи нашей Родины, воссоздает ее воинскую славу и доблесть.
Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русских казаков пытались истребить едва ли не поголовно. В представлении дореволюционной власти они были наиболее крепкой в вере частью общества. Это действительно было так. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Поэтому оно и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.
Тем не менее люди, воспитанные уже в послереволюционных школах, вне всякого религиозного влияния, оказались способны возродить институт и сам дух казачества с его верностью Православию и Отечеству. Конечно, процесс возрождения проходит не без издержек. Есть проблемы на стыке отношений между казаками и государством, в отношениях между Русской Православной Церковью и некоторыми казачьими организациями. Есть проблемы внутри самих казачьих формирований и между ними.
Годы возрождения вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия. Но главный итог, который можно подвести сегодня, состоит в том, что в новых исторических обстоятельствах казаки делом доказали, что они нужны России. Страна и народ увидели, что казачество — это не только часть истории, но и возможность для новых свершений. И теперь важно, чтобы казаки сами прочувствовали свои обязательства перед страной и готовность ей служить.
300
Государственная власть стремится помогать объединению казаков, предлагая целый ряд важных инициатив. Сейчас очень важно, чтобы государство взяло на себя ответственность за выработку правовой базы войсковых казачьих обществ. Именно государство призвано регламентировать службу, которая в первую очередь видится как служба ратная. Так, присвоение очередных званий казакам, как нам кажется, должно быть регламентировано государственными органами.
Для казачьих войсковых объединений (это мое личное глубокое убеждение) должна быть выработана единая символика и установлена единая военная форма, потому что появление принятых в государстве и государством санкционированных символов выведет казачество из-под критики тех, кто недоброжелательно относится к этому сообществу и презрительно называет казаков «ряжеными». Порядок в форме — это порядок в умах, потому что форма воздействует на внутреннее состояние человека. Конечно, если говорить о форме, должны быть разные ее виды; различия должны быть связаны с воинской казачьей традицией и с теми особенностями, которые свойственны каждому войсковому объединению.
При этом необходимо, чтобы как можно большее число казачьих объединений получило возможность поступить на государственную службу. Дело, конечно, не в форме, а в самом служении.
Не все казачьи сообщества смогут встать на такую службу. Нужно реально оценивать то, что происходит в российском казачестве. И, наверное, останется определенное количество общественных организаций, которые по тем или иным причинам не смогут влиться в ряды Вооруженных сил или иных государственных структур. Желательно, чтобы такие объединения не испытывали трудностей в сохранении своих традиций, в том числе в использовании казачьей символики, хотя и отличной от той, что будет использоваться казачьими объединениями, состоящими на государственной службе. Но думаю, что и общественные организации должны иметь свою форму, которая была бы каким-то образом поддержана государственной властью.
Перед казачьим сообществом стоит другая важная задача — преодоление разделений в своей среде. Такое разделение я считаю недопустимым и исторически неоправданным. История знает много печальных примеров, когда раздробленность приводила к легкой победе врагов.
301
Достаточно вспомнить 1918-1922 годы, когда каждое казачье войско Юга России пыталось спастись в рамках некой автономии и каждое в отдельности было уничтожено. Как и тогда, причиной обособленности является гордость, которая, по слову апостола Павла, приводит к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения (1 Тим. 6, 4). Поэтому так важно усвоить уроки истории и прийти к крепкому единству, ибо только оно позволяло и позволит казакам преодолевать любые трудности и выходить из них непобежденными.
Если говорить о единстве, то огромную роль должны играть лидеры. Всегда в казачестве было так, что казаки выбирали своих лидеров. Когда избран казачий атаман, тогда и авторитет он имеет огромный. Поэтому мне кажется, что излишнее администрирование бывает опасным, потому что подрывает авторитет казачьего атамана. Но, с другой стороны, случайные люди не должны попадать в казачью власть. Прошло у нас время в России, когда кто громче говорил и кричал, тот и получал голоса. Народ наш научился выбирать власть, и проходимцы, крикуны сегодня успеха не имеют. То же самое должно быть и в казачьем обществе. Многие внутренние нестроения исчезнут, если состоятся свободные выборы лидеров казаков из ответственных людей, которым можно присягнуть на верность.
Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Русская Православная Церковь благословляла ратные подвиги своих верных сынов, не щадивших крови и самой жизни на полях сражений. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям. Без веры, без духовной ревности, без твердой опоры на нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно.
Я считаю также необходимым централизованное окормление Церковью казачьих войсковых объединений. На каждом казачьем кругу по традиции должен присутствовать пастырь. Среди казаков должны быть только благословленные Священноначалием священники, имеющие полномочия от правящего архиерея, а вся вертикаль церковной власти должна замыкаться на специальную службу в Москве при Патриархе, которая координировала бы работу духовенства в казачьих соединениях. Вот тогда, я думаю, у нас и по церковной линии будет порядок.
302
Нужно подумать и о большем участии казаков в церковной жизни, особенно в крупных церковно-общественных форумах — Всемирном Русском Народном Соборе, выставке-форуме «Православная Русь», Днях славянской письменности и культуры.
Казачество дало России немало достойных сыновей, прославивших ее своими подвигами. Это и Ермак Тимофеевич, внесший огромный вклад в присоединение Сибири к России, и Матвей Иванович Платов — герой Отечественной войны 1812 года, и многие другие, имена которых вы хорошо знаете. Сегодня нам необходимо восстанавливать порушенное культурное наследие, связанное с именами героев казачества. Например, усадьба Матвея Ивановича Платова, рядом с которой был храм, находится не в самом лучшем состоянии. Через три года наша страна будет торжественно отмечать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Необходимо объединить усилия государства, Церкви и общества для восстановления усадьбы прославленного героя-казака.
Сегодня заседание Совета по делам казачества проходит на земле, где веками складывались православные устои жизни, твердо соблюдались евангельские законы — как в семье, так и в обществе. Здесь всегда превыше всего ценились долг и честь, мужество и отвага, любовь к Отечеству и готовность отдать жизнь свою за други своя (Ин. 15,13), по слову Божиему. Надеюсь, что и впредь казачество пребудет верным своим традициям, укорененным в вере, преданным Отечеству. Верю, что вместе с Церковью и государственной властью оно возродит былую славу русских казаков.
Перед Церковью стоит очень большая задача — воцерковление наших казаков. Быть православным — это не значит фольклорно исполнять традиции, уметь креститься и снимать шапку в храме. Христианин должен сопрягать нравственный Божий закон со своей жизнью. Казачество всегда отличалось силой духа, а без глубокой веры не может быть сильного духа. Поэтому и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством, очень важно, чтобы она и сегодня укреплялась.
Казачество — это не только внешние отличительные символы, знаки; это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры. Вот почему, сознавая важность его возрождения, я принял решение взять под особое патриаршее духовное водительство казачье сообщество России.
303
На кого же Церкви опираться, как не на вас? Ваши отцы и деды кровью своей запечатлели верность Церкви и Отечеству. Вот и сегодня настало время, когда Церковь и казачье сообщество должны тесно взаимодействовать во благо нашего народа. Но среди казаков могут появиться и люди, которые захотят продолжать ссоры, конфликты, междоусобную брань, которым не по душе будет сопрягать свою жизнь с заветами Православной Церкви. Поскольку устав предполагает добровольное взаимодействие Церкви и казачества, то мы будем бдительно наблюдать за духовным состоянием казаков и применять канонические санкции прещения к тем, кто будет позорить форму и отступать от духа и традиций казачества. Пусть эти люди уходят в любые общественные организации и занимаются, чем хотят, но они не могут быть в казачьем братстве.
Настало время консолидировать наши силы, дорогие мои. Сейчас страна нуждается в поддержке со стороны казаков.
Я хотел бы всех вас призвать к тому, чтобы нынешнее заседание Президентского Совета помогло сделать принципиально новый и важный шаг к консолидации, к развитию и усилению роли казаков в нашей национальной жизни. Да помогут нам в этом Господь и Его Пречистая Матерь!
304
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.