13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в новоосвященном храме в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Сестрорецка, 11. 10. 2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ
В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА г. СЕСТРОРЕЦКА
11. 10. 2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня большое событие: в этот воскресный день мы торжественно освятили храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сестрорецке, рядом с тем местом, где в далеком 1718 году по повелению Петра Великого впервые на воду было спущено судно, явившееся прототипом подводных лодок. Это стало великим событием. Здесь, в водах озера, произошло первое испытание этого судна. Поэтому правильно и справедливо именно здесь, на берегу, построить храм в честь апостолов Петра и Павла, который был бы посвящен памяти всех тех, кто погиб, служа в подводном флоте, борясь за свободу нашего Отечества. Мы вспоминаем сегодня всех героев, которые положили свою жизнь за Родину в очень непростом подразделении Вооруженных сил — подводном флоте России.
Сегодняшнее чтение из второго Послания апостола Павла к Коринфянам содержит замечательные слова: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Мы освятили храм в честь апостолов Петра и Павла, эти два человека всю свою жизнь сеяли слово Божие. Никакие самые страшные обстоятельства их жизни — ни избиения, ни гонения, ни заточение в темницу, ни, наконец, смерть, ибо апостол Петр был пригвожден ко кресту вниз
279
головой во времена императора Нерона в Риме, а апостол Павел во времена того же жестокого императора также погиб в Риме, усеченный мечом, — не сломили и не могли сломить дух апостолов. Они всю свою жизнь отдавали, ничего не получая взамен, крова не имея над головой, переходили из одного города в другой, из одного селения в другое, сея слово, которое способно было отобразиться великой жизненной мудростью в сознании, в сердцах людей и привести их ко спасению, к полноте жизни здесь, на земле, и в Царствии Божием.
Церковь вспоминает это удивительное сеяние святых апостолов с величайшей благодарностью, а также поминает всех тех, кто творил добро, нес людям свет, устрояя их земное благополучие и содействуя их спасению в вечности. И перед мысленным взором проплывают имена многих великих угодников Божиих, святых людей, но также государственных мужей и полководцев.
Мы вспоминаем имя Петра I. Он не был святым человеком, но сеял обильно, а потому и щедро пожинал, и мы с вами сегодня в каком-то смысле пожинаем плоды того, что он некогда посеял.
Каждый может к самому себе применить те великие Божии слова, что мы сегодня слышали. Нет ни одного человека, который бы не хотел щедро пожинать, только одни действительно пожинают, а некоторые, устремляясь к обильной жатве, готовы собирать и пожинать то, что посеяли другие, да еще и бороться за этот урожай, творить беззакония, клеветать на тех, кто сеял, отталкивать их кулаками или локтями, а иногда даже и на жизнь их посягать, думая, что самое главное — завладеть этим урожаем. Пусть другие сеют, а мне принадлежит урожай — по этой страшной логике развивается сегодня многое в современной человеческой цивилизации, потому что обладание является в искаженном представлении главной ценностью.
Ничто в нашем мире не может совершаться вопреки Божиим правилам, мы все это хорошо понимаем, когда речь идет о созданных Богом физических законах жизни. Все понимают, что яблоко падает на землю, а не в небо. И никому в голову не приходит опровергать очевидный закон тяготения. Но мы с легкостью игнорируем Божии нравственные заповеди, которые Он вложил в природу человека. А результат этого пренебрежения трагичен: если человек захочет спрыгнуть с высокого дома, думая, что не сработает закон тяготения, он разобьется, это
280
очевидно каждому. Но точно так же мы разбиваемся как личности, теряем стержень, жизненную опору, разрушаем себя и своих ближних, семьи и даже страну только потому, что считаем недейственными Божии нравственные установления. Если Господь сказал, что щедро пожинает тот, кто щедро сеет, — это закон, а не гипотеза или предположение. И вне этого закона не может быть никакого доброго урожая, а вместе с ним и собирания в радость себе, своим ближним, своей семье, своему народу, своему Отечеству.
Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто проявил замечательную инициативу и здесь, на берегу Разлива, в памятном месте, где были посеяны семена для образования нашего подводного флота, построил этот замечательный храм.
Удивительным образом сегодня в том же самом апостольском чтении мы находим другие слова, которые могут быть большой поддержкой тем, кто трудился, созидая этот храм, кто вносил свои деньги или какую-то иную лепту в его созидание: доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Когда мы по своей воле делаем доброе дело, приносим в храм жертву, участвуем в строительстве церкви не потому, что ктото нам приказал или какие-то скрытые мысли толкают нас к такому доброделанию — ради людской славы, почета, уважения, продвижения по службе, богатства — если за добрыми делами стоит искреннее желание сделать что-то доброхотно, добровольно во славу Божию, то такого человека любит Бог. Это не мои слова, не слова человеческой мудрости, а Божий закон жизни.
Если мы навыкнем строить свою жизнь так, чтобы щедро сеять, получать богатый урожай и собирать, помня, что скупо сеющий скупо и пожнет, если будем помнить о том, что доброхотно дающих любит Бог, то как изменится наша жизнь, как много прекрасных деяний мы совершим и в личной семейной жизни, и в общественной, и в государственной. Мы так нуждаемся во всем этом — в Божием свете, в радости, мире, покое, в законном благополучии, в тех ценностях, которые нашими трудами по воле Божией созидаются. Мы нуждаемся в этом как народ, как страна и как государство.
И да поможет нам Бог в созидании добра в надежде на то, что Господь поможет нам преодолеть скорби сего временного человеческого жития и обрести полноту вечной жизни! Аминь.
281
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.