13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре г. Ростова, 4. 10. 2009
ЯРОСЛАВСКАЯ И РОСТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
В СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОМ ДИМИТРИЕВОМ МОНАСТЫРЕ г. РОСТОВА
4. 10. 2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем замечательный юбилей — 300-летие со дня кончины святителя Димитрия Ростовского, великого угодника Божия, прославившегося чудесами. Перед его мощами многие получали и получают исцеления.
Святитель Димитрий жил в то время, когда страна наша проходила через крутой поворот в своем историческом развитии. Это было время Петровских реформ, время непростое для Церкви и очень трудное для народа. И как важно было тогда, чтобы Православная Церковь, даже лишенная своего канонического и законного Предстоятеля в лице Патриарха, продолжала оставаться голосом совести своего народа, учительной силой! Святитель Димитрий Ростовский, соединивший в себе силу духа Киево-Печерского подвижника с просвещением и образованием, присущим его веку, внес огромный вклад в духовную жизнь нашего Отечества. Его устные проповеди и письменные творения воспринимаются сегодня церковным преданием как святоотеческая письменность, потому что влияние святителя Димитрия было так велико и так сильно, что оно действительно осуществляло перемены в сердцах людей, сохраняло Церковь нашу в единстве, в благочестии, в ревностном служении Господу, а народ наш — в глубокой вере. Конечно, в первую очередь пламенные слова святителя Димитрия слышали жители Ростова Великого, этого края. Но через его письменные творения не только вся Русская Церковь познакомилась с тем, что он говорил и чему учил, но и весь православный мир.
Сегодня страна наша также проходит через крутой поворот в своей истории, и для Церкви эти времена непростые. Наше время воспринимается как время особой ответственности. От того, что удастся совершить
263
нынешнему поколению людей, во многом будет зависеть и лицо страны, и лицо Церкви. Вот почему так необходимо сегодня, как и во времена святителя Димитрия Ростовского, прислушиваться к тому, что Бог вещает людям Своим. Это Слово Божие мы читаем дома, открывая Евангелие, слышим в храме; это Слово является основой церковной проповеди. И как важно, чтобы это Слово сегодня было воспринято и умом, и сердцем человеческим!
Сегодня во время Литургии мы слышали дивные слова Евангелия от Иоанна (Ин. 10, 9-16). Мы с вами десятки, а может, и сотни раз слышали эти слова, но давайте еще раз задумаемся о том, что они означают для нашей веры и для нашей жизни. Господь говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). Пажить — это не только то место, где пасется скот, пажить — это символ жизни. И Господь утверждает, что человек найдет жизнь только в том случае, если он войдет той дверью, которой Он Сам является.
А в десятом стихе Господь говорит нам о том, что Он подразумевает под словом «жизнь»: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10,10), жизнь в ее полноте. Значит, та пажить, которую мы находим, пройдя через дверь, открываемую Самим Господом, это есть жизнь в полноте, жизнь... с избытком, это гармония физического и духовного, радость бытия — то, к чему стремится каждый человек и что называет счастьем, благополучием. И только пройдя через эту дверь — дверь, открываемую Христом, — мы можем обрести эту полноту жизни.
Кто войдет Мною, тот спасется... Сам образ входа, двери входа — это очень важное мировоззренческое понятие. Со входом связано рождение человека, его приход в мир. Входом начинается самостоятельный жизненный путь человека, когда он выбирает образование, профессию, когда он вступает в семейную жизнь или выбирает образ одинокой во Христе жизни. Вход — это начало бытия, это начало той реальности, которая и способна либо привести человека к счастью, либо увести его от этого счастья.
Чаще всего вхождение связано с выбором. Человек не может выбрать, родиться ему или не родиться — этот выбор за Богом, а все остальное во многом зависит уже от выбора, совершаемого человеком. Мы можем выбрать то или иное образование, ту или иную
264
специальность, тот или иной образ жизни. Мы очень часто стоим перед дверью, которая ведет нас либо к святости, либо ко греху. Наверное, каждый человек в своей жизни стоял когда-то перед дверью, за которой — непременный грех. И дверь эту можно открыть, а можно и не открывать. Но если откроешь и войдешь, то ты уже себе не принадлежишь, ты попадаешь в сферу притяжения греха, ты совершаешь этот грех. Как часто после этого наступает жизненная катастрофа, семейный разлад, повреждение внутренней целостности человеческой личности! Как часто от того, какую дверь мы открываем, действительно зависят благополучие, счастье и полнота жизни!..
Удивительные слова: спасется не только тот, кто войдет за Христом, но и тот, кто выйдет за Христом. Выход — это тоже очень важное понятие. Мы часто ищем выход из трудных жизненных ситуаций, касающихся работы, семьи, здоровья. Мы понимаем, что мы не выдержим, если не найдем выхода, что нам нужно сменить что-то в своей жизни, — и не только, как некоторые говорят, обстановку в комнате или место жительства. Нам иногда надо менять очень многое, потому что дальше мы так жить не можем. И опять перед нами разные двери... Мы можем выйти из нашей жизненной ситуации к свету, к счастью, а можем за свет и счастье принять новое испытание и новую скорбь, новое разочарование.
Как иногда рушатся наши семьи, когда вдруг нам кажется, что больше так жить невозможно, что нужно найти выход. И вот опять эти две двери, и нам кажется, что вот за той — новая жизнь, молодая жена или молодой супруг, обновление всех сил, молодость на склоне лет. Человек распахивает эту дверь, устремляется в нее и, будучи уверен, что он обретет счастье, обретает новую муку в страданиях, в горе и несчастье. И опять ошибся дверью — не тот выход!
Выход, как и вход, должен быть со Христом: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Никакой пажити нет за дверью, которая не связана со Христом. Там блеск и мишура жизни, там ложные ценности, там ложные огоньки, придя на которые мы легко можем обжечь все свое существо. Дверь, которая есть Христос, система ценностей, которую Он принес в мир, и должна быть путеводной звездой. Только дверь, открываемая Христом, ведет к полноте жизни.
265
Это хорошо понимали наши благочестивые предки, об этом и проповедовал святитель Димитрий Ростовский. И время то было немногим легче, чем наше время, и тогда, как сейчас говорят, были новые вызовы и новые соблазны, новые мировоззренческие проблемы, перелом жизненного уклада. Святитель проповедовал в стране нашей, народу нашему истину, которая открывается во Христе. И эта истина была услышана, и потому сегодня мы прославляем его имя.
Да поможет нам Господь в личной, семейной жизни открывать только ту дверь, на которую перстом указывает Христос! Да поможет Господь стране нашей и народу нашему открывать только ту дверь в будущее, на которую перстом указывает Христос! Потому что ведь открывали мы в прошлом ложные двери и попадали в реальность, которая воспринималась нами как счастье, благополучие и полнота жизни. А оказалось, что там, в той реальности, — скорбь, страдания и разрушение основ национальной жизни. Сегодня, ища выход, мы должны помнить, что и выход должен быть со Христом. Чтобы преодолеть тяжкие обстоятельства и последствия того нашего ложного выбора, мы должны найти тот выход, на который указывает Господь. А это — только выход вместе со Христом, потому что Он есть дверь, войдя которой мы спасаемся. Он — та дверь, через которую мы входим и выходим, обретая полноту жизни, счастье на земле и в жизни вечной.
Пусть слова сегодняшнего Евангелия всех нас вразумят и укрепят. Пусть пример святителя и чудотворца Димитрия, Ростовского митрополита, поможет духовенству нашему, Церкви нашей неленостно свидетельствовать о правде Божией, находя слова, которые будут убеждать современного человека. От человека зависит — принять или не принять, но от пастыря зависит — помочь человеку сделать правильный выбор. Если все мы будем верны тому, к чему нас призывает Господь, мы будем иметь жизнь... с избытком в земном нашем бытии и в Царствии Небесном. Аминь.
Благодарю Вас, владыка, за прекрасный образ1, который Вы подарили мне. Буду хранить его в своей домашней церкви и, молясь пред ним, вспоминать землю Ростовскую и всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры.
1 Архиеп. Ярославский и Ростовский (ныне митр. Екатеринбургский и Верхотурский) Кирилл преподнес в дар Его Святейшеству образ свт. Димитрия, написанный современными ростовскими мастерами.
266
В память о сегодняшнем торжестве я хотел бы преподнести Вам, владыка, святую панагию, как выражение моей любви и признательности за многие добрые дела, которые совершаете Вы здесь, на Ярославской и Ростовской земле. А сему святому храму и сей святой обители я хотел бы преподнести образ Спасителя и Господа нашего с памятной надписью. Молясь перед ним, вспоминайте сегодняшний день, нашу совместную молитву и поддерживайте друг друга молитвой, потому что путь к Богу требует поддержки тех, кто идет вместе с нами.
Я хотел бы каждому, кто сегодня пришел в святую обитель, преподнести маленькую иконочку святителя Димитрия Ростовского с моим благословением на оборотной стороне. Отнесите в свои дома эти святые образочки, и, таким образом, будет у нас с вами некий духовный и молитвенный мост, соединяющий каждого из вас с вашим Патриархом. Молитесь обо мне, потому что я нуждаюсь в ваших молитвах. А я, в меру сил моих, буду молиться о всех вас, чтобы Господь помогал нам, сохраняя веру православную, восходить от силы в силу (Пс. 83, 8).
Радует то, что сегодня вместе с нами владыка Павел Вышгородский, наместник Киево-Печерской лавры — духовного центра всего русского Православия. Святитель Димитрий, уроженец Малороссии, пришел из Киево-Печерской лавры сюда, на север Руси, где просиял своими проповедями и своим служением. Святитель Димитрий соединяет дух севера и юга Святой Руси. Несмотря на разделения, которые обусловливаются новым политическим положением в этой части мира, Церковь Русская сохраняет свое единство, памятуя о подвигах и заветах Киево-Печерских угодников Божиих, которые, подобно семенам, распространились по всему лицу земли Русской, укрепляя веру православную и храня духовное единство народов. Я желаю вам, Владыка, помощи Божией в несении Вашего ответственного пастырского служения в Киево-Печерской лавре в Киеве — матери городов русских и прошу приветствовать Блаженнейшего митрополита Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Киевского и всея Украины.
Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной, молитвы святителя и чудотворца Димитрия Ростовского сохраняют нас от всякого зла и укрепляют всех нас в добрых делах во славу Божию! Аминь.
267
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.