Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти перенесения честных мощей святого благоверного князя Александра Невского в соборном храме Феодоровского монастыря в Городце, 12. 09. 2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО В СОБОРНОМ ХРАМЕ ФЕОДОРОВСКОГО
МОНАСТЫРЯ В ГОРОДЦЕ
12. 09. 2009

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый, дорогой владыка Георгий2! Дорогие отцы, братья и сестры! Высокие руководители государства!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с сегодняшним великим праздником! Для всей нашей страны праздник святого благоверного князя Александра Невского дает основания еще и еще раз вспомнить об этом великом святом земли Русской, который в личности своей соединил множество добродетелей. Мы знаем великого князя как выдающегося политического деятеля средневековой Руси, человека огромного управленческого и дипломатического таланта. Ему удалось оградить землю Русскую от самого страшного, что было не в теории, а в реальной практике каждодневной жизни, — от нашествий грозных завоевателей с Востока. Он нашел правильные слова, чтобы, не теряя своего

1 Архиеп. Саранский и Мордовский (ныне митр. Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; епп. Саратовский и Вольский (ныне митр.) Лонгин, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.

2 Архиеп. Нижегородский и Арзамасский (ныне митр.).

227

 

 

княжеского достоинства, не посрамляя земли своей, склониться перед теми, кто был гораздо сильнее и в чьих руках была судьба страны.

Но если бы великий благоверный князь вошел в историю только этой стороной своего служения, он не был бы сегодня вспоминаем здесь как святой благоверный князь земли нашей. Он доказал, что не только мудростью, не только дипломатическим тактом и умением можно и нужно защищать Отечество от врагов, но если есть необходимость, то и вступив в прямую борьбу с врагом, что он и сделал дважды, будучи еще совсем молодым человеком: разгромив и шведов, и ливонцев, остановив более чем опасную, катастрофическую для земли Русской оккупацию рыцарским орденом или мощной западной державой большей части Новгородской земли. Он не только разгромил врага своим полководческим умением, но и в прямом единоборстве победил шведского полководца, повергнув в ужас шведов. Он умел не только мыслить, но и извлечь меч из ножен в правильное и нужное время и прогнать врага, посягнувшего на его Отечество. Но если бы мы знали только о воинском героизме святого благоверного князя, то не прославляли бы его сегодня здесь, в Городце, не молились бы ему по всей Руси.

И возникает самый главный и важный вопрос в связи с личностью святого благоверного князя: почему мы молимся ему как святому? Почему память о нем сохраняется не только среди политиков, изучающих политическую историю страны, и не только среди военачальников, изучающих в академиях талант полководца Александра Невского?

Ответ стал ясен в далеком 1943 году, когда, казалось бы, забытое имя святого благоверного князя вспомнили тогдашние руководители Советского Союза. Им не надо было объяснять народу, кто такой Александр Невский, но они понимали, что для того, чтобы сокрушить страшного врага, нужно вдохновить народ на борьбу так, чтобы все без исключения принимали в ней участие. Никакими идеологическими лозунгами, никаким принуждением, даже самым страшным, нельзя было поднять весь народ на эту борьбу. И вот в труднейший момент Великой Отечественной войны вновь вспоминается имя святого благоверного князя Александра Невского. Не потребовалось никакого ликбеза — каждый знал, кто такой Александр Невский, и одно только упоминание об этом святом благоверном князе наполняло души русских людей великой силой любви к своему Отечеству. Это имя связало

228

 

 

1943 год с далеким XIII веком и дало действительно великую энергию тем, кто должен был идти и отдать свои жизни за Отечество.

Почему же народ помнил Александра Невского, когда даже имя его запрещено было упоминать до того момента, пока власть этого не разрешила? Никакие доблести и никакая политическая квалификация не имеют к этому отношения.

Ответ на вопрос, почему все это произошло, — в сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 11, 27-30), которое приурочено ко дню памяти святого благоверного князя Александра. Церковь именно этот небольшой отрывок из Евангелия от Матфея предлагает нашему вниманию и указывает на самое главное, чем обладал святой князь, на ту причину, по которой мы его помним, на ту причину, почему он стал святым. Слова эти удивительны: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 28-29). Это говорит Бог людям, — Бог, Творец мира, в деснице Которого вся человеческая история. И Он говорит о Себе не как о грозном полководце или о мудром правителе, исполненном абсолютного разума и абсолютной силы. Он говорит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Бог кроток... Величайшая Сила имеет своей наиважнейшей характеристикой кротость и смирение. Святой благоверный князь стал святым, потому что он был кротким и смиренным сердцем.

Кротость — это есть способность потеснить свое собственное «я», которое у каждого из нас — в размер всей нашей жизни. Чаще всего, кроме своего «я», мы ничего не видим, мы мир воспринимаем через это «я». А если это «я» кто-то попирает, то это хуже, чем война с Отечеством, ведь это нас обидели, наше «я» урезонили, наше «я» ограничили! И, защищая собственную самость, мы готовы на многое — мы готовы на войну, на пролитие крови. Александр Невский не был таким. С детства воспитанный в православной вере, впитавший в себя идеалы Святой Руси, он был кротким князем, он сердце свое уступил Богу, он по Богу сверял свои мысли, поступки и дела, он перед Богом отчитывался в своих мыслях и чувствах. А если ты поставляешь себя под суд Божий, то не будешь «надувать щеки», не будешь использовать атрибуты власти для того, чтобы доказать свою значимость, не будешь опираться на мишурные человеческие представления о власти, связанные с ложным пониманием величия и силы.

229

 

 

Эти кротость и смирение не помешали святому благоверному князю силой своего ума отстоять Русь в Золотой Орде и защитить Отечество с мечом в руках на Чудском озере и в устье Ижоры, при ее впадении в Неву. Того человека, который вступил в единоборство со шведским великаном и поразил его копьем в голову, нельзя назвать человеком слабым, трусливым, а это означает, что смирение не есть синоним слабости и трусости. Смирение позволяет видеть в человеке его истинные, не показные качества, они становятся очевидными в нем именно тогда, когда он уступает в себе главное место Богу. Они и привлекают людей, что особенно важно для тех, кто является носителем власти. Если же нет смирения, тогда и требуется внешняя мишура, которая создает видимость силы, а силы нет, видимость способности решать сложнейшие задачи, а самой способности нет, видимость мужества, а мужества нет. Но если нет, тогда ведь нужно создать его искусственно! Такие люди не одерживают побед...

Образ святого благоверного князя Александра учит нас, что есть подлинное христианское смирение. Это смирение перед Богом, но не смирение перед врагом. Это сознание собственного греха, но не насмешка над грехами других людей. Это есть способность уступить центральное место в своей жизни Богу. Святой благоверный князь явил нам удивительный пример святости при осуществлении государственного служения, воинского служения — областях человеческой деятельности, где, казалось бы, трудно стяжать внутреннего, по Богу преображенного человека. Потому Церковь наша уже в древности причислила его к лику святых. Потому не забывал его никогда народ. Потому и вспомнили его в грозный 1943 год. Потому и в прошлом году народ наш избрал святого благоверного князя «именем России»1. Потому что нет иного имени, которое бы так соединило служение Отечеству со служением Богу.

Я хотел бы от всего сердца поздравить всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сегодня у нас есть прекрасная возможность еще и еще раз поразмышлять о жизни благоверного князя, примерить его образ к самим себе, сравнить свою жизнь с его жизнью

1 Телевизионный проект «Имя Россия» (2008 г.) ставил своей задачей путем народного голосования выбрать историческую фигуру, наиболее значимую для русской истории. По результатам теледебатов было выбрано имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

230

 

 

и попытаться найти несоответствия: чего нет у нас из того, что было у него. Это особенно важно для власть имущих. Трудно человеку, занимающему высокое положение в государстве и обществе, сравнивать себя с преподобным старцем — уж слишком разные поля деятельности. Но, сравнивая себя с Александром Невским, можно сразу увидеть, что контуры его личности не совпадают с контурами твоей собственной. «Подверстать» же себя под святого великого князя означает сделать огромный шаг по тому пути, которым прошел он.

Сегодня наша особая молитва о властях наших, о воинстве, о наших выдающихся государственных, общественных лидерах, о тех, кто представляет Россию, чтобы пример святого благоверного князя Александра помогал им доблестно служить Отечеству своему в простоте и смирении сердца, основывая дела свои на глубокой и сильной вере.

Хотел бы поблагодарить Вас, владыка Георгий, за ту большую работу, которая была проведена здесь. Феодоровский исторический монастырь, восходящий к XIII веку, претерпел множество испытаний. Храм, в котором лежало тело умершего здесь русского благоверного великого князя Александра, не сохранился. И другие храмы, которые воздвигались здесь в память о святом князе, также не сохранились. Что-то было разрушено и в недавние годы безбожного лихолетья. Но то, что этот храм воздвигнут на том месте, где стояли древние храмы, древние святилища этой земли, является замечательным свидетельством возрождения земли нашей, Церкви нашей, народа нашего. Здесь святой князь окончил свою жизнь, здесь закончилась его земная слава и началась слава Небесная. И сегодня ему, пребывающему в этой Небесной славе, мы возносим свою молитву о богохранимой стране нашей, о властях и воинстве ее, дабы иметь нам тихое и безмолвное житие... во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2).

Благодарю также наместника отца Августина1 за большие труды, которые были понесены им по воссозданию этой святой обители. И особенно благодарю тех, кто потрудился здесь, кто вносил свои средства, кто материально, морально, политически поддерживал воссоздание этого места, столь значимого для всего нашего Отечества.

1 Игумен Августин (Анисимов), ныне еп. Городецкий и Ветлужский.

231


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.