13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Из слова на совещании членов Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа, 10. 09. 2009
ИЗ СЛОВА НА СОВЕЩАНИИ ЧЛЕНОВ АССОЦИАЦИИ
ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ПРИВОЛЖСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
10. 09. 2009
Можно создать систему подготовки педагогов, способных преподавать предмет «Основы православной культуры» и получивших удостоверение о прохождении соответствующих курсов в рамках работы таких учреждений, как институты повышения квалификации.
1 Архиеп. Нижегородский и Арзамасский (ныне митр.).
2 См. примеч. на с. 154
201
Церковь также не должна уклоняться от ответственности за подготовку педагогов. Плодотворный путь в решении данного вопроса лежит в сфере взаимодействия епархиальных управлений, духовных семинарий с областными центрами повышения квалификации.
Я хотел бы призвать наших владык к тому, чтобы вместе с областными властями продумать систему взаимодействия институтов повышения квалификации с епархиальными управлениями и семинариями, а в областных центрах, где нет семинарий, — с богословскими факультетами.
Наработанный годами опыт взаимодействия школы и Церкви в отдельных регионах в деле преподавания «Основ православной культуры» будет сполна учтен и задействован в новых условиях.
В основе деятельности современных православных гимназий и школ должно лежать органичное сочетание православного воспитания с высоким уровнем образования.
Это не так просто, это серьезный вызов для педагогов, для руководителей системы образования. Нужно очень тонко чувствовать и понимать, каким образом соединить традиционную православную церковность с современным светским образованием, без которого человек не может участвовать в жизни страны.
В равной степени недопустимы и подход, при котором, оправдываясь повышенным вниманием к принципам христианского воспитания, пренебрегают качеством образовательной подготовки, и ситуация, когда при активной заботе об уровне учебной подготовки церковная и духовно-нравственная составляющие деятельности православной гимназии сводятся лишь к периодическому общению учеников со священником без регулярного посещения храма и участия в Таинствах.
Необходимо непременно сочетать высокий уровень образования, грамотно встроенный в воспитательный сектор всего учебного процесса, и глубокую укорененность в православной традиции. Это в каком-то смысле цивилизационная задача, особенно в условиях мировой глобализации. Потому что если наша школа не будет развивать национальное самосознание, основанное на вере, то мы окажемся очень уязвимыми в процессах интеграции в информационную эпоху.
Мы живем в такое время, когда страна пытается модернизировать свою экономику, социальную сферу, общественную жизнь. Необходимо проводить модернизацию так, чтобы она не поколебала наших базисных
202
ценностей, опираясь на которые мы остаемся народом с собственной духовной культурой, со своей исторической памятью и верой.
Это большая серьезная задача, в том числе для всей православной системы общего образования, и ее успешное решение поможет воспитать человека, способного жить на основе нравственных принципов Православия и одновременно участвовать в модернизации страны, владеть современными научными знаниями.
Пора преодолеть ложный конфликт между верой и знанием, порожденный совершенно примитивным подходом позитивизма и материализма. Позвольте напомнить вам изречение Михаила Васильевича Ломоносова: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если думает, что по Псалтыри научиться можно астрономии или химии».
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.