Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на встрече с общественностью г. Архангельска, 23. 08. 2009

СЛОВО НА ВСТРЕЧЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
г. АРХАНГЕЛЬСКА

23. 08. 2009

Ваше Высокопреосвященство владыка Тихон1! Уважаемый Илья Филиппович2! Дорогие архангелогородцы!

Для меня большая радость встретиться сегодня с вами уже не в богослужебной, а в светской обстановке, которая предоставляет мне возможность не только говорить самому, но и слушать вас. Я придаю большое значение своему общению с людьми, обмену мыслями, идеями, вопросами, пожеланиями. Без живого соприкосновения с паствой Предстоятель Церкви не может эффективно осуществлять свое служение. Путешествуя, я в первую очередь учусь понимать то, что творится в стране и что происходит в сердцах человеческих. Такое обучение тоже является важной частью моего служения. Поэтому я сегодня скажу несколько слов, а потом с удовольствием вас послушаю и буду готов ответить на ваши вопросы.

Мне хотелось бы начать наш разговор с хорошо всем известного и очевидного факта: мы находимся в городе, названном в честь Архангела Михаила. Как сказал сегодня во время богослужения владыка Тихон, никакие силы не смогли изменить название этого города. В России менялись имена населенных пунктов, особенно данные им в честь царей, но никто не сумел поменять название Архангельска, хотя, как известно, попытки такие были. Осталось ангельское имя. В сознании современного человека, даже верующего, Ангел — это чтото непонятное. Либо человечек с крылышками, — чаще всего дитя с кудрявой прической, либо юноша особой красоты, тоже с крыльями. На самом деле все мы понимаем, что человек изображает сверхчувственный мир так, как он себе его представляет. Это наши картины, а не Божественные образы. Человек не знает того мира, у него нет опыта жизни в нем. Потому мы представляем себе Ангелов в антропоморфическом виде, да и Бога представляем в виде человека. На самом деле никто по-настоящему не знает, что такое Ангел. Известно, что есть какая-то сила, которая концентрируется в разумных личностях. Архангел

1 Еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов; † 2010).

2 Михальчук И. Ф., в то время губернатор Архангельской области.

174

 

 

Михаил — это Архистратиг, по-гречески предводитель, полководец Небесных Сил. И в нашем сознании сразу возникают воины — закованные в латы, с мечами, копьями, луками. Но это человеческие образы. Из Священного Писания известно только одно: Архистратиг Михаил участвует в особых моментах человеческой истории, и всегда в борьбе со злом. Из этого можно сделать вывод, что Ангелы и Архистратиг Михаил — это сила, противодействующая злу.

Если повнимательнее посмотреть на историю рода человеческого, она вся соткана из борьбы добра со злом. Замечательно сказал об этом Достоевский: Бог с диаволом борются, а поле битвы — сердца людей1! Вот эта космическая борьба добра со злом, которая охватывает всю человеческую историю, и является ее основным нервом. Все остальное — декорации: смена общественно-политических, экономических формаций, властных элит, политического строя. А почему Достоевский говорит, что поле битвы — сердца человеческие? Бог бьется с диаволом не где-то далеко в космосе, в запредельном пространстве, в параллельном мире. Все происходит в этом мире, и человек является реальной ареной этой борьбы. Она длится в сердце каждого из нас. Но важно понять следующее: а кто выигрывает в этом поединке?

Перед тем как попытаться ответить на этот вопрос, скажу нечто странное. Из быта, из жизни, из опыта нам кажется, что добро и зло — это легко различимые понятия. Ну, например, жизнь — добро, смерть — зло. Здоровье — добро, болезнь — зло. Отзывчивый, способный жертвовать собой, — это добрый человек. Эгоист, черствый, невосприимчивый к другим — плохой. Любить родителей и Отечество — это добро, не любить — зло. Такие ясные, понятные истины. Однако мы с вами живем в эпоху, когда грани между добром и злом в сознании людей стираются. Сегодня основное движение философской, политологической мысли приводит к тому, что границы становятся размытыми.

Мы называем время, в котором живем, эпохой постмодерна. Наибольшим достижением считается свобода человека, которая ориентирована на вольный выбор. Человек сам является автономным носителем окончательных решений, что есть добро, а что — зло. Время от времени у нас вспыхивают общественные дебаты по поводу значения Великой Отечественной войны, и некоторые утверждают, что выбор тех

1 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Ч. 1. Кн. 3. III. Исповедь горячего сердца (в стихах).

175

 

 

людей, которые стали сотрудничать с немцами, пошли в армию генерала Власова, вполне правомерен: «Это было их решение, они свободны. Человек сам определяет, с кем он. Власовцы выбрали не защиту Родины, а борьбу с ней вместе с оккупантами». Наивные люди, воспитанные в традициях патриотизма, восклицают: «Да как же так можно! Да постыдитесь вы греха! Да ведь они же предатели!» А им отвечают: «А что такое предательство? Сегодня у нас разные точки зрения, плюрализм мнений, и свободный, самодостаточный человек определяет, что такое добро, а что такое зло».

Так происходит не только в области оценки исторических фактов, но и во многих других областях. Еще совсем недавно считалось, что разрушение брака — зло. Если у человека были какие-то грехи, связанные с нарушением верности, это тщательно скрывалось. Идет человек налево, а совесть у него болит, ноет, что он поступает плохо. Но включите телевизор и посмотрите, чему нас учат сегодня. Тому, что ничего плохого в измене нет, каждый человек свободен и может выбирать. Если, живя в браке, имея детей, ты вдруг принимаешь решение изменить, — это твое право. Тебя никто не порицает, да еще в художественной форме оправдают твое решение. То, что вчера еще казалось грехом, злом и неправдой, сегодня становится просто альтернативным поведением человека. Скажите, пожалуйста, можно ли было представить себе десять, пятнадцать, двадцать лет тому назад, что в большинстве западных стран (я не исключаю, — сохрани Бог, — что и у нас когда-нибудь) встанет вопрос о том, чтобы были уравнены в правах гомосексуальные отношения и естественные браки? Сегодня же, ссылаясь на свободу человека и свободу выбора, говорят: «А почему нет?»

Так постепенно размываются границы между добром и злом. Человечество утрачивает понятие греха. В нашу культуру, литературу, живопись, музыку, давно уже вошло ясное различение добра и зла. Грех — это зло, а добродетель — добро. Если человек падает и грешит (а люди всегда грешили, грешат и будут грешить), то сознание беззакония приводит его к раскаянию, даже если нет сил изменить что-то, а притяжение порока такое сильное, что невозможно вырваться из его оков. Само понимание того, что он согрешает, было для человека спасительным. И приходил такой человек в храм, каялся и говорил священнику: «Грешен я, сил нет оставить этот грех». Чаще всего священник

176

 

 

отвечал: «А ты молись, попроси у Господа выхода из этого положения». И в какой-то момент выход всегда находился.

Сегодня, отталкиваясь от идеи свободы и альтернативного поведения, поддержанного современной псевдокультурой, мы укореняемся в сознании того, что любой человеческий выбор правомерен. Понятие нравственности исчезает, мол, я сам себе голова, сам определяю, что нравственно, а что нет. Вот почему такое страшное впечатление производят иногда беседы с преступниками. Мне приходилось часто встречаться с людьми в колониях. Некоторые сознают свою неправду, свой грех и раскаиваются, а другие глубоко убеждены в том, что поступили правильно, и, выйдя, будут действовать так же, ссылаясь на свое право жить по собственному разумению. Это главная духовная трагедия переживаемого нами исторического момента: утрачивается понятие нравственной нормы человеческого бытия и само понятие греха.

Кто-то может сказать: «Мы — современные люди... » Но есть одна загвоздка. Богу было угодно так создать человека, что он может развиваться и совершенствоваться только в том случае, если законы общества и нормы жизни личности соответствуют Божиему нравственному закону. Человек может не знать Библии, не прочитать ни одной священной книги, а жить по совести. Удивительное явление — совесть. Ни одна философская материалистическая концепция, ни одно учение не могут внятно объяснить ее происхождение. Все атеистические объяснения абсолютно неудовлетворительны, потому что совесть — от Бога. Это показатель того, живет человек по Божиему закону или нет.

Можно сказать и о значении веры. Вера помогает человеку сохранять нравственный закон, помнить о его обязательности для всех и дает возможность жить по Божией правде. Не всегда это удается — препятствуют сильные искушения, слабости, голос инстинкта, жизненные обстоятельства. Но если в человеческом общежитии сохраняется этот закон, как некая норма бытия, то у людей есть надежда на будущее. Если же зло и добро смешиваются, человек зло принимает за добро и начинает служить ему. Залез в карман своему ближнему в автобусе — все сошло с рук. Почему бы в квартиру не залезть? А тут вдруг хозяева с работы раньше времени вернулись, и проливается кровь. Если зло не остановить, оно развивается. Только вера помогает человеку сохранять понимание того, что есть хорошо, а что — плохо.

177

 

 

Великое благословение Божие над Россией заключается в том, что вся наша культура, особенно художественная литература, проникнута ясным различением добра и зла. В советское время, когда голос священников не был слышен и никто не мог говорить с народом так, как я сегодня беседую с вами, голос нашей классической литературы нес людям правду о Божием законе. Ведь каким изображался положительный герой даже в советских книгах? Это был человек, воспитанный в нравственных категориях, соответствующих Божиему закону. Но трагедия советского периода заключалась в том, что, сохранив этику, исключили Бога. А если отказываются от Бога, рушится и мораль, и нравственность.

Сегодня у нас есть замечательная возможность укреплять нравственное чувство и поддерживать законодательство страны в соответствии с нравственной системой ценностей. Но для этого нужно очень много трудиться всем и каждому, чтобы понять на опыте своей жизни, что означает быть на стороне добра или на стороне зла. Потому что Бог с диаволом борется в человеческих сердцах, и все мы вовлечены в эту борьбу.

Размышления о замечательном имени, которое носит город, привели меня к мыслям о том, что в нашу с вами борьбу, в противостояние добра и зла каким-то таинственным, неизвестным для нас образом включен Архангел Михаил. Сегодня это имеет практическое значение для России, потому что какую бы область общественной жизни мы ни взяли, она так или иначе связана с состоянием души народа. Все наши неурядицы и неудачи проистекают из-за кризиса человеческой личности. Приведу элементарный пример. На Севере надо особенно громко говорить об экологических катастрофах. Загрязнение окружающей среды — страшная опасность для современной цивилизации. Почему это происходит? Потому, что у людей нет понимания того, что загрязнение среды есть грех. При этом мы очень чувствительны к глобальным катастрофам, связанным с выбросами промышленных отходов. Какой-то завод сбросил вредные стоки в реку, поплыло огромное масляное пятно. Все знают, переживают, осуждают, открываются уголовные дела. Мы болезненно переживаем, когда видим грязь на улицах наших городов, особенно весной, после таяния снега. Люди испытывают чувство дискомфорта, взирая на пластиковые бутылки, на грязь, на коробки из-под сигарет. Но ведь многое зависит от нас самих. Могут ли быть города

178

 

 

чистыми, если у нас кухни грязные? Нет. Могут ли быть красивые улицы, парки, скверы, если свой собственный палисадничек рядом с домом мы содержать не умеем? Все начинается на уровне нашего сердца, нашего сознания. Мы формируем пространство вокруг себя. Если мы различаем добро и зло, понимаем, что хорошо и что плохо, это выражается, в частности, в эстетических категориях. Можно иметь самый скромный дом с простой обстановкой и содержать его в чистоте и порядке, и это будет замечательный дом. Но если мы не можем обиходить собственное жилище, как же мы наведем порядок в городе, в стране? Почему же мы должны что-то жестко требовать от мэров, от губернаторов, от президентов? Ведь чаще всего то, против чего мы протестуем в общественной жизни, так или иначе присутствует в нашей собственной.

Если продолжить тему связи нравственности с реальной жизнью — очень поучительно то, что происходит в связи с экономическим кризисом. Люди устремились к богатству. В нашей стране это движение было особенно болезненным, потому что все жили бедненько, и вдруг у многих появились новые возможности. Вот голова и закружилась. Ушел на задний план вопрос: а как я зарабатываю деньги? Получилось, что значительная часть богатства — из воздуха. Спекуляции на бирже, на курсовой разнице, на торговле акциями. Многие заработали огромные, сумасшедшие средства просто из ничего. Но экономика так существовать не может, деньги являются эквивалентом реальных ценностей, которые производятся людьми. Если нарастает объем ничем не подкрепленных денег, экономика рушится. Все то, что происходит сейчас, не столько наша, сколько мировая болезнь, которая свидетельствует о разрыве между экономической деятельностью и нравственностью. Зло начинает управлять экономическим процессом, и народное хозяйство идет по нежизнеспособному пути.

То же самое происходит в области политики. Там может быть такое буйство человеческих страстей, конфронтация, борьба, что будет страдать весь народ. Мы с вами прошли трудными путями девяностых годов прошлого века и помним, что происходило в стране. О какой нравственности можно было говорить? Мы страну теряли. Во многом разрушили экономику, культуру, науку, образование. Слава Богу, что не до конца. Это происходило именно потому, что наступил полный разрыв между реальной деятельностью, в том числе политической, и нравственным началом человека.

179

 

 

Конечно, огромная задача стоит сегодня перед всем нашим обществом. Несмотря на огромное политическое влияние, которое оказывается на нашу страну, необходимо сохранить Россию способной отличать добро от зла. А это означает сберечь нашу духовную традицию. Думаю, сегодня самое важное — так развивать и модернизировать страну, экономику, политическое устройство государства, чтобы не была утрачена наша вековая традиция, в которой всегда присутствует критерий различения добра и зла. А православная вера призвана это поддерживать. Я говорю сегодня о том, что особое значение имеет религиозный фактор в жизни нашего народа. Кому-то это нравится, кому-то нет, но это объективные данные. Сегодня вера поддерживает нравственную основу жизни людей, а значит, она связана с нашим будущим. Именно поэтому так много людей обращается к Церкви.

С каким волнением я совершал ныне Божественную литургию у стен этого театра, на площади, где был Троицкий кафедральный собор, всматривался в лица тысяч людей, которые там стояли! Невозможно пережить это без глубочайшего волнения. Это признак возрождения, признак того, что мы, пройдя через тяжкие испытания прошлого, становимся сильнее, мудрее. Дай Бог, чтобы вместе с мудростью приходили чистота мысли и чувств, способность сопротивляться злу, греху, навык утверждать добро в той сфере, в которой каждый из нас трудится, — будь то политика, экономика, социальная жизнь или просто обычные трудовые будни.

Я глубоко верю в то, что Отечество наше на подъеме. Даже кризис, который нам Господь ниспослал, есть в каком-то смысле дело доброе и правильное. Нам сегодня тяжело, но, проходя через трудности, мы скорее осмыслим все то, что недопустимо в человеческих отношениях, поймем ошибочность и неправильность существования вне нравственного начала. Не думаю, что экономический кризис способен потрясти Россию. Мы могучая держава, и любые кризисы совершенно несоизмеримы по своим трудностям с тем, что мы уже пережили.

Я верю, что наш народ преодолеет и это, выйдет из потрясений сильным и умудренным. У нас с вами нет времени на раскачку. Весь XX век мы блуждали, создавали идолов, бросали огромные человеческие ресурсы на достижение мифологических целей. Мы потеряли очень много времени, сил и жизней. А затем — тяжелейшие 1990-е годы... Сегодня мы выходим из этого затяжного системного кризиса, очень важно, что

180

 

 

выходим все вместе — и верующие, и неверующие, понимая, что должна быть основа общего движения вперед! Если в России этим основанием станет вера, дающая способность отличать добро от зла, мы будем непобедимы, потому что так формируется сила человеческого духа. Ведь именно от силы духа зависит способность одерживать победы.

Я хотел бы еще раз поблагодарить всех за возможность встретиться с вами, разделить с вами свои мысли, помолиться вместе. Благословение Божие да пребывает над городом Архангельском, над Архангельской областью и над всеми нами! Благодарю вас за внимание.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Каковы перспективы взаимодействия Православной Церкви и Министерства образования?

В последнее время мы вышли на решение всех основных проблем, которые существовали. Они заключались в том, что одна часть общественности считала, что люди могут изучать религиозную культуру, к которой они принадлежат, в соответствии со своим выбором: другие утверждали, что этого делать нельзя, это якобы может разделить общество. Третьи спрашивали: а как быть людям неверующим, им тоже надо что-то изучать.

В результате долгих переговоров нашим Президентом была сформулирована идея, с которой я полностью согласен: каждый человек имеет право на выбор. Если человек верующий, православный, то в соответствии с законом, с Конституцией, с принятыми Россией международными обязательствами, он имеет право изучать в рамках школьного образования основы своей религиозной культуры. Такое же право имеют мусульмане и представители других традиционных религий. Что касается людей неверующих, то они тоже вправе воспитывать своих детей, исходя из собственных убеждений.

В рамках обязательной школьной программы в четвертых и пятых классах будут на выбор, по желанию самих детей и их родителей, преподавать либо основы православной культуры, либо основы традиционной религии, к которой принадлежит данная семья, либо основы светской этики.

181

 

 

Но что самое главное — на этом настаивала и Православная Церковь, — важно, чтобы все эти курсы имели общий фокус и воспитывали детей в единой системе нравственных ценностей (об этом я только что говорил). В ином случае добра не будет — мы разделим общество. Если в результате преподавания этих дисциплин наши дети будут возрастать в любви к Родине, к труду, к природе, в уважении к родителям и старшим, если у них будут формироваться лучшие качества, присущие нашему народу, то мы разными путями придем к одной и той же цели, и каждый из этих путей смогут свободно выбирать наши граждане.

Мне кажется, что это мудрая схема. Она полностью отвечает и Конституции, и законодательству страны, и, самое главное, стремлению людей проявлять свободу выбора.

Наш губернатор Илья Филиппович Михальчук несколько минут назад упомянул о Вашем визите на Украину и о том большом духовном и общественном резонансе, который он имел. Как Вы считаете, каково будущее диалога, взаимодействия, взаимообогащения братских православных народов?

Я благодарю Вас за этот вопрос. Для меня тема Украины очень близка. Действительно, недавно я имел возможность проехать по Украине с севера на юг и с востока на запад; я видел людей, общался с ними, молился вместе. Я понял, что с точки зрения базисных ценностей мы один народ. Конечно, этнически сейчас говорят о разных народах, и я не вхожу в полемику с учеными. Можно говорить о различиях с точки зрения языка, а вот исходя из системы ценностей, которая формирует облик народа, мы одно целое. Любой деятель — и в России, и на Украине — не может строить свою политику, игнорируя этот факт. Все, что направлено на искусственное разделение россиян и украинцев, немедленно провоцирует глубочайшее разделение внутри самой Украины. А иначе и быть не может.

Поэтому любая вдумчивая, разумная политика на Украине предполагает гармонизацию интересов украинского общества, которая вне системы базисных ценностей невозможна. Но если упорядочиваются эти ценности на Украине, автоматически согласовываются интересы Украины и России. Идти против этой логики невероятно трудно — это все равно, что идти против рожна, как было сказано в Книге Деяний святых Апостолов (Деян. 9, 5). Поддерживать

182

 

 

эту общность — естественный процесс. Нужно ясно отдавать себе отчет в том, что Российская Федерация и Украина являются суверенными государствами. Необходимо уважать этот суверенитет, выстраивать достойные отношения. Если мы сможем сохранять главное, то всегда будем друзьями, стратегическими союзниками, самыми близкими соработниками, правильно реализуем духовное единство исторической общности, которое сформировалась за тысячелетие нашей общей истории.

Ваш приезд на Архангельскую землю, в частности на Соловки и в Северодвинск, совпал с празднованием Дня российского флага. Известно, что российский флаг был впервые обретен здесь, в Архангельске. Как Вы относитесь к этому празднику?

Я положительно отношусь к государственным символам, не может быть государства без национального флага. При помощи этого символа очень многое можно выразить, он объединяет людей. Когда нация уважает свой флаг, она уважает саму себя. Я глубоко убежден в том, что флаг ни в коем случае нельзя оскорблять. Я также против того, чтобы флаги использовались в качестве декоративной раскраски, как это иногда бывает. Флаг должен мобилизовывать людей, а самое главное — это один из способов самоидентификации народа. Ведь всегда под флагами, под стягами формировались воинские объединения — даже когда еще не было государственных флагов, всегда поднимался тот, который выражал самосознание воинов, и они под этим стягом шли защищать Отечество.

Поэтому я хотел бы выразить свое удовлетворение тем, что именно здесь, в Архангельске, встретил День российского флага, меня приветствовала архангельская молодежь с государственными флагами в руках, и это было очень радостно и приятно.

Ваше Святейшество, за последние годы было построено и освящено немало замечательных православных храмов — как в городе, так и в области. Скажите, пожалуйста, если в ближайшее время здесь появится синагога или мечеть, как Вы к этому отнесетесь?

В моем понимании, если есть верующие, то у них должно быть место, где они могут помолиться. В советское время всех нас этого лишали. Каждый верующий человек имеет право молиться.

Есть только одно обстоятельство, которое нужно обязательно принимать во внимание, — мы его всегда учитываем, когда строим

183

 

 

храмы за рубежом. Мы деликатно относимся к религиозным чувствам большинства. Например, нам не приходит в голову мысль построить в Арабских Эмиратах огромный православный храм в самом центре города, хотя технически это сделать можно, — кто-нибудь ради такого проекта и деньги даст. Но есть чувство уважения к культуре и религии большинства.

Я думаю, что некоторые конфликты, которые у нас иногда возникают вокруг строительства неправославных храмов, носят этот культурный характер. Поэтому, поддерживая идею необходимости для религиозной жизни людей храмов и помещений, не относящихся к Православию, я призываю всех быть деликатными по отношению к той культурной традиции, которую разделяют большинство граждан России. Тогда появление таких храмов будет свидетельствовать о том, что мы живем в свободном государстве, где каждый человек имеет право исповедовать свою веру, но где вероисповедание никогда не будет элементом, который провоцировал бы межконфессиональную, межрелигиозную и тем более межнациональную рознь.

Религии объединяют людей — даже принадлежащих к разным вероисповеданиям. У нас есть некий базис, на основании которого мы это делаем. Я сегодня сказал о том, что современная безбожная цивилизация утратила понятие греха, перестала различать добро и зло. А в религиозных общинах идея греха сохраняется, потому что большинство из них признают десять заповедей Моисея. Исполнение заповедей является для православного, мусульманина, иудея добродетелью, а их нарушение — грехом. Если у нас есть общность понимания того, что такое добродетель, а что беззаконие, то есть основа для сотрудничества, на которой строится межрелигиозное соработничество в России. Мы глубоко убеждены в том, что люди разных религий должны уважать друг друга и работать для того, чтобы никакие межэтнические или межконфессиональные конфликты не сотрясали жизнь нашего многонационального государства.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви есть пункт о противодействии деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества. Но законом не предусмотрено наказание за нанесение личности психологического ущерба и вреда здоровью. Во Франции за манипулирование сознанием

184

 

 

есть уголовная статья, предусматривающая от трех до пяти лет лишения свободы. Будет ли у нас принят аналогичный закон, поскольку преступники, совершающие психологическое насилие, остаются безнаказанными, страдают люди, разрушаются семьи?

Вы затронули очень важную тему. Часто под религиозной личиной осуществляется деятельность совершенно далекая от духовных целей. Само по себе то, что мы сейчас называем сектантством, явление очень болезненное, уродливое. В самом деле, появляется какой-то человек, который заявляет, что он носитель Божией правды, а религия, которую он сочинил, единственно верная. Возникает вопрос: а до тебя то что было? Как создавались великие цивилизации — христианская цивилизация, исламская, многие другие? В сектантской деятельности есть отрицание истории, мирового религиозного опыта, существует попытка монополизировать религиозную жизнь и подчинить ее не декларируемым целям.

Опасность в том, что никто не знает подлинных мотивов людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Но там всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Чаще всего он направлен против кого-то, а в России всегда против Русской Церкви. Я не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Православной Церкви. А ведь есть еще пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина...

Я не хочу глубоко погружаться в критику этих движений, самое главное, чтобы псевдорелигиозные группы не уродовали людей духовно. Не отрывали их от Родины, не делали иностранцами в собственной стране, не подчиняли неизвестно чьей воле... Чтобы эти люди не разлучали детей с родителями, не спекулировали на человеческом несчастье, не обирали человека, оказавшегося в тяжелом духовном состоянии одиночества, стресса, которое часто порождается болезнями. Родители теряют детей, кто-то лишается жилплощади, денег только потому, что некто, прикрываясь религиозной фразеологией, умело обирает, одурачивает, превращает свои жертвы в легко управляемых несвободных марионеток. Это представляет не только духовную, религиозную, но и общественную опасность.

185

 

 

Я не могу вам сказать, как будет развиваться законодательство, но в нашем обществе существует устойчивое убеждение, что религиозный экстремизм должен быть ограничен законом.

Будьте любезны, разъясните. Кругом идет война, где-то взрывают, происходят техногенные разрушения. Сколько гибнет людей! Ну почему люди не могут жить мирно между собой?

Замечательный вопрос. Я над ним думаю всю свою жизнь и боюсь, что за оставшееся время уже не смогу ответить на него. Пусть каждый сам подумает об этом — это очень хороший вопрос для окончания нашей беседы.

186


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.