13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день празднования памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга, 12. 07. 2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ДЕНЬ
ПРАЗДНОВАНИЯ ПАМЯТИ СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ
ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
12. 07. 2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня особый праздник для города Санкт-Петербурга. Мы вспоминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Именно
1 Игумен Александр (Арва), наместник Коневского монастыря.
140
в честь этих святых назван исторический кафедральный собор града сего, в котором мы совершаем ныне Божественную литургию. Собственно говоря, праздник кафедрального собора всегда был и праздником города. И даже названия русских деревень всегда совпадали с названиями храмов, и эта традиция отражена в истории Северной столицы.
Вспоминая святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы вспоминаем их жизнь, исполненную скорбей, страданий, о чем только что слышали из Послания к Коринфянам апостола Павла, где он описывает свою жизнь, говорит и об избиениях палками, и о побитии камнями, и о заточениях в тюрьмах, и о кораблекрушениях, и о гонениях от язычников, гонениях от иудеев, гонениях от лжебратьев (Кор. 11, 21-12, 9).
Жизнь апостолов была исполнена многих скорбей не потому, что они были плохими людьми, не потому, что они могли казаться недобропорядочными членами общества. Павел был римским гражданином и всякий раз подчеркивал свою принадлежность как к иудейскому народу, так и к римскому обществу, заявляя в необходимых случаях, что является гражданином Рима. И тем не менее, несмотря на свою добропорядочность, они были гонимы и оба — и Петр, и Павел — закончили жизнь свою мученически.
Что же свершили эти люди? В чем заключается смысл их миссии? Само слово «апостол» означает «свидетель, посланник». Апостолы были свидетелями жизни Спасителя. Они были свидетелями Его слов. Они были свидетелями Его чудес. Они были свидетелями Его Воскресения. Вот это свидетельство они и несли людям. А последователи Христа Спасителя создавали общины для того, чтобы люди, объединенные одной верой в воскресшего Господа, могли продолжать то дело, которое Он совершал: учить, исцелять, открывать людям Божию истину, Божию правду. Собственно говоря, Церковь, которая была создана апостолами, именуется Апостольской потому, что она продолжает дело апостолов, а апостолы — дело Самого Спасителя.
Главным предназначением Церкви является приобщение людей ко всему, что сказал и совершил Спаситель. Это приобщение осуществляется двояко. Именно в Церкви присутствует Святой Дух, и силой Святого Духа совершается особое воспоминание о жизни, словах, смерти и Воскресении Спасителя. Это воспоминание именуется таинством,
141
таинством Церкви, таинством Святой Евхаристии. И силой Святого Духа каждый член Церкви становится сопричастником и соучастником всего того, что Бог совершил во Христе. Через это соучастие каждый верующий человек, каждый член Церкви через действие Святого Духа соединяется с Самим Богом во Христе и обретает великую благодатную помощь свыше.
Но есть и другое важное служение Церкви. Она должна рационально, ментально напоминать людям о том, что совершил Господь. Церковь не призвана отражать в своем послании людям мудрость мира сего. Она должна проповедовать не свое учение, но то, что проповедовал Спаситель, что проповедовали святые апостолы; она призвана открывать людям Божию правду, замысел Бога о мире и о человеке. Как показывает пример святых апостолов Петра и Павла, делать это всегда было трудно и опасно; это отнюдь не безобидное служение, оно всегда, на протяжении всей истории, было исполнено огромного риска — и физического в том числе, потому что нередко тех, кто проповедовал, убивали. Но существует и другой риск: Церковь постоянно сталкивается со многими соблазнами, искушениями, со многими средостениями и препятствиями для осуществления своей проповеди.
И сегодня уместно поговорить о двух таких средостениях, которые преследуют апостольское служение Церкви на протяжении всей ее двухтысячелетней истории. Главная проблема, с которой сразу столкнулись апостолы и продолжает ныне сталкиваться Церковь, — это отличие от Божией правды тех идеалов — моральных, философских, политических, — которые становятся идеалами того или иного общества. Апостолы обращали свое свидетельство к людям, к обществам, в которых не было Божественного идеала. Языческое общество не готово было принять слова Божественного Откровения, которые несли этому обществу апостолы. И мы знаем, с чем столкнулась Церковь, она столкнулась с прямыми гонениями. Враг рода человеческого понимал, что невозможно произнести слово мудрее, чем слово Божие; невозможно сформулировать ни одну философскую идею, которая была бы сильнее Слова Божия. Теперь мы это отчетливо понимаем: где те философии, где идеологии, где идеи, которые будоражили мир, мобилизовывали массы, полагались в основу строительства целых цивилизаций? Их нет! А Слово Божие и в XXI веке с таким же благоговением читают и слушают, как и двадцать столетий назад.
142
Апостолы столкнулись с неприятием христианского идеала жизни, системы нравственных ценностей — римская языческая цивилизация пыталась исторгнуть из себя апостольское свидетельство. Там, где не могли сделать это словом, действовали прямыми жестокими гонениями, убивая христиан, убивая последователей апостолов. Но, как сказал Тертуллиан, учитель Церкви II века: «Кровь мучеников — семя христианства»1, и никакое гонение не было способно остановить проповедь апостолов.
Второй раз за всю историю Церковь столкнулась с подобным мощным и организованным насильственным неприятием своего слова в нашей стране. XX век вошел в историю Церкви как век жесточайших гонений, которые по своей изощренности и силе не могут сравниться даже с гонениями в Римской империи. А в основе всего — то же расхождение в принципах, в идеях, в основополагающих и наиважнейших для человека умственных заключениях. Церковь проповедовала то, чего не принимало безбожное общество. И сама эта проповедь, даже многократно ослабленная гонениями, все равно была страшна гонителям, страшна не силой проповедников, не их организованностью или высоким образованием, потому что часто ни того, ни другого не было, но только тем, что даже самый слабый проповедник, если он проповедует о Христе в соответствии с апостольской верой, делает то, что делали апостолы, и никто не способен конкурировать с этим словом. И получалось так, что если нельзя конкурировать, то надо уничтожить. И потому были насильственно прекращены жизни апостолов Петра и Павла, а вслед за ними — и множества их последователей.
Но есть и другой соблазн, другая трудность для проповеди Церкви: когда христианские истины никем вроде не оспариваются; более того, они включаются в общественную мораль и даже в право. Иногда и государство проявляет уважение к этим принципам, поддерживает христианское восприятие жизни. Так было в древней Византии, в Российской империи, но не уберегло это согласие общества и государства с христианским посланием ни Церковь от гонений, ни веру. Потому что формальное согласие очень легко превращается в лицемерие — когда формально все согласны, а живут так, как будто вообще ни Бога, ни Христа нет и не было; не было послания Спасителя, не было проповеди святых апостолов. И тогда христианская истина становится
1 Тертуллиан. Апологетик. 50.
143
некой частью культурного слоя того или иного общества, той или иной цивилизации. Но, не будучи поддержанным реальными человеческими поступками, этот слой умирает.
Сегодня мы стоим скорее перед второй опасностью. Конечно, есть люди, которые еще оспаривают ценность христианского послания; есть и те, кто отнюдь не приветствует укрепления морали христианской в жизни народа, но тем не менее большинство людей принципиально не возражают против того, чтобы именно высокая христианская мораль включалась в жизнь общества, семьи, полагалась в основу законодательства. Но как важно, чтобы это согласие общества, я бы даже сказал, симпатия общества к христианским ценностям и Церкви не превратилась в очередное лицемерие, чтобы эта симпатия жила и приносила плод! Как важно, чтобы и Церковь приносила плод!
Быть апостолами и продолжать апостольское служение — это значит жить по-апостольски, соединять слово с делом, чтобы никогда не было опасного расслоения, некой греховной болезненной дихотомии, которая отделяет слово от дела, мысль от поступков, идею от практики. На основании трагического опыта нашего народа, который прошел и через одни, и через другие искушения, мы сегодня должны сопрягать наше слово с делом. Мы должны возродить дух апостолов, дух жертвенного служения Церкви народу своему. Не во внешней красоте красота Церкви, хотя внешняя красота является выражением духовной культуры народа и также имеет положительное воздействие на сознание людей; красота Церкви — в ее человеческом лике, ее красота — в лицах тех, кто называет себя христианами. Вот почему, покидая такой великолепный храм, насладившись пиром веры, который является нам в богослужении, мы там, в гуще современного мира, в наших мегаполисах, не должны растерять веру.
Мы должны помнить великое предназначение Церкви Апостольской — быть свидетелями о Христе воскресшем. Речь идет не только об архиереях, священниках (хотя о них в первую очередь), но о всем нашем верующем народе. Если мы будем жить по-христиански, если слова Евангелия будут не только сохраняться в нашей памяти, но и осуществляться в нашей жизни, тогда мы поистине будем продолжать дело святых апостолов, преображая свои сердца, свою жизнь, жизнь своих семей, жизнь нашего народа, оказывая
144
величайшее духовное воздействие даже на тех, кто пока далек от того, чтобы назвать себя православным христианином.
Вознося молитвы святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в этом кафедральном соборе Петербурга, помолимся о стране нашей, о народе нашем, о нашей Северной столице, о Церкви, призванной оплодотворять жизнь народа своего. Помолимся о том, чтобы апостольское призвание Церкви никогда не угасало, чтобы это служение через подвиг священников, архиереев, монахов, мирян, через подвиг народа всегда сияло миру, как сияет миру Слово Божие. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.